Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика волейбола и оценка мастерства юных волейболистов






В построении модельных характеристик главную роль играют структура соревновательной деятельности и фак­торы, определяющие ее эффективность.

В основе волейбола — игровая деятельность, которую можно рассматривать как регулируемую сознанием внут­реннюю (психическую) и внешнюю (двигательную) активность спортсмена, направленную на достижение поставленной цели — победы над соперником,

Игровая деятельность приобретает характер соревно­вательной с момента вступления в противоборство двух соперничающих команд. Для игровой соревновательной деятельности характерны постоянно меняющиеся усло­вия — все действия отдельных игроков, звеньев игроков и команды в целом находятся под жестким контролем противника, старающегося разрушить защиту, атаку, навязать свой план игры, одержать победу. Этим объяс­няется сложность и быстрота решения двигательных задач в непрерывно меняющихся условиях. Волейболист должен учитывать расположение игроков на площадке (своих и команды противника) и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать за­мысел противника, быстро реагировать на изменения


обстановки и принимать решение о наиболее целесооб­разном действии, своевременно и эффективно выполнять его. При скоростной игре степень сложности и срочность решения задач, которая зависит от быстроты действий игроков, значительно повышается.

Коллективный характер действий игроков команды диктует требования к их организации. Игровая организа­ция определяется способами объединения игроков в еди­ный коллектив:

— основные роли игроков и их функциональные обязанности;

— способы взаимодействия между игроками команды в процессе выполнения игровых ролей на соревнова­ниях;

— руководство и управление в команде в процессе игры (отношения «руководство — подчинение» и «управ­ление — исполнение»);

— основные информационные каналы, которые су­ществуют между игроками в процессе игры (с учетом отношений «руководство — подчинение» и «управле­ние — исполнение»);

— взаимоотношения в команде во время игры. Таким образом, результат соревнований определяют действия команды в целом в процессе противоборства, точнее — взаимодействия игроков. Следовательно, ин­дивидуальное владение техникой, тактикой и наличие до­статочной физической подготовленности являются усло­виями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко не достаточными. Необходимы также отлажен­ные взаимодействия и отношения между отдельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом.

Особенность соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве технических приемов и тактических действий, а также в необходимости вы­полнять их многократно в процессе соревнования (в од­ной встрече, в серии встреч). В одном соревновании спортсменам приходится принимать участие в нескольких встречах, причем каждая встреча довольно продолжи­тельна. И на всем протяжении игры, находясь в не­прерывном противоборстве с противником, каждый игрок должен действовать, не снижая эффективности дейст­вий, оптимально выполняя свою игровую роль. В годич­ном цикле спортсмены команд высших разрядов прово-

дят до 80—90 игр, при этом приходится встречаться с разным по техническим, тактическим, физическим характеристикам, по манере игры и т. д. противником.

Не менее важно в подготовке волейболистов и то, что для игрока противопоказаны жесткие стандартные на­выки — ведь игровые ситуации никогда в точности не повторяются.

Физические способности обеспечивают эффективность и надежность технико-тактических действий в соревнова­тельной обстановке. Прежде всего это скоростно-силовые качества, различные проявления быстроты, ловкости, спе­циальной выносливости. От уровня развития специаль­ных физических качеств зависит качество овладения тех­никой и тактикой в учебно-тренировочном процессе и надежность действий в соревнованиях.

Функциональные возможности и морфологические признаки оказывают влияние на эффективность сорев­новательной игровой деятельности.

Психические качества и свойства личности, мораль­но-волевые качества существенным образом «задейство­ваны» в структуре соревновательной деятельности.

Таким образом, мы можем определить круг основных факторов, влияющих на эффективность соревновательной игровой деятельности:

— арсенал технических приемов;

— арсенал тактических действий;

— умение применять в игре и соревнованиях изу­ченные технические приемы и тактические действия;

— эффективлость игровых действий (выигрыш, ошиб­ки);

—мастерство выполнения игровой функции;

— активность в игре («агрессивность», творчество) с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;

— уровень развития специальных качеств и способ­ностей;

— морфологические признаки (в первую очередь дли­на тела);

— возраст и спортивный стаж;

— морально-волевые качества, интеллектуальная под­готовка;

— средства и методы тренировки с учетом возраста, пола и подготовленности спортсменов;


— оптимальное соотношение времени на виды подго­товки в многолетнем и годичных циклах;

— динамика тренировочных и соревновательных нагрузок в многолетнем и годичных циклах;

— способности к восстановлению после больших физических нагрузок и психических напряжений, восста­новительные мероприятия в процессе тренировки и сорев­нований;

— состояние здоровья.

В волейболе каждый игрок должен «работать на команду в целом», работать на достижение цели, по­ставленной перед ней. Без такой настройки каждого игрока немыслима достаточно сильная команда. Резуль­таты соревнований являются пока единственным крите­рием оценки уровня мастерства волейболистов и каче­ства работы тренеров команд.

Отождествление результатов соревнований — занято­го командой места с уровнем спортивного мастерства приводит к целому ряду отрицательных явлений в систе­ме подготовки спортсменов, и особенно резервов. Оно скрывает качественную сторону подготовки и фактически ничего не говорит о действительном уровне подготовлен­ности игроков.

В работе с юными волейболистами это приводит к то­му, что оценка деятельности тренера в настоящем никак не связана с главным результатом его работы — воспита­нием спортсменов, по уровню подготовленности соответ­ствующих тем требованиям, которые предъявляются к игрокам команд высших разрядов. Поэтому весь смысл своей работы тренер юных спортсменов видит только в том, чтобы наилучшим образом подготовиться и выс­тупить в ближайших соревнованиях.

К тому же далеко не все юные спортсмены имеют возможность участвовать в соревнованиях, а в каждом соревновании только три призовых места. Нетрудно сде­лать вывод: сложившаяся традиционная система оценки не служит стимулом для активной, творческой работы большинства тренеров.

В основу оценки должны быть положены модельные характеристики, рассчитанные на весь многолетний пе­риод подготовки. Без таких характеристик, четко выра­женных в количественных величинах, процесс подготовки спортсменов малоуправляем, тогда основные функции уп­равления — планирование и контроль — не эффективны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.