Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационные формы тренировок






Выбор правильных форм организации трени­ровок заметно повышает спортивные показатели коман­ды в целом и ее отдельных игроков. Как и в других спортивных играх, в волейболе различают команд­ную, групповую и индивидуальную тре­нировки. В тренировочной практике содержание и стру­ктура тренировок требует использования всех трех или же по меньшей мере двух из названных форм.

Все задачи тренировки не могут быть решены толь­ко в командных тренировках. В начальном периоде процесса подготовки вполне правильно исключительное их использование, однако наблюдения всякий раз пока­зывают, что через некоторое время у различных спорт­сменов возникают диспропорции в степени владения отдельными элементами. Кроме того, вследствие разде­ления игровых функций становится необходимым да­вать игрокам дифференцированные задачи, т. е. неоди­наковое время для освоения одних и тех же элементов. Время, отводимое одному игроку на освоение опреде­ленного элемента, определяется значением этого эле­мента в ходе игры, функцией, которую игрок осущест­вляет внутри команды, его индивидуальными сильны­ми и слабыми сторонами. При этом возникшие из требований тренировочной практики формы группо­вых и индивидуальных тренировок занимают важное место.

Ниже коротко изложено, какие формы для решения различных задач тренировок наиболее пригодны. Ко­нечно, следует постоянно помнить о том, что органи­зационные формы тесно связаны с методическими во­просами.

Командная тренировка. Под командной трениров­кой мы понимаем такие организационные формы, при которых все игроки решают одну определенную задачу одновременно. Особое значение командная тренировка имеет для квалифицированных игроков при обучении командной тактике. Но хотя определенные группы спортсменов на этих тренировках могут улучшить взаи­модействие в комплексных упражнениях и формах игры, им постоянно не хватает активного противоборст­ва с противником, абсолютного стремления к победе, а также осознания возможностей, ведущих к успеху. Эти весьма важные факторы очень хорошо проявляются и развиваются в тренировочной игре, одной из форм ко­мандной тренировки. Еще одно из преимуществ команд­ной тренировки состоит в том, что тренер имеет возмож­ность уделять одинаково равное внимание всем игро­кам. Он может определить, какие именно игроки лучше всего дополняют друг друга и четче взаимодействуют. Кроме того, командная тренировка является огромным стимулом для более слабых игроков, которые могут сравнить свои достижения и навыки с достижениями и навыками лучших спортсменов. Помимо этого, такие тренировки чрезвычайно важны для воспитания всего коллектива.

Групповая тренировка. Эта форма тренировки ис­пользуется при занятиях нескольких игроков, причем каждая группа решает свои задачи. Наиболее удобна эта тренировка, когда все группы занимаются в одно время.

Комплектование состава игроков осуществляется на основе:

а) одинаковых задач, которые предстоит решить (обычно нападающие и игроки, начинающие комбина­ции, образуют одну группу);

б) различных, но связанных между собою задач (передача мяча — нападающий удар, подача — прием подачи);

в) педагогических соображений: сильные и слабые игроки входят в одну группу для ускорения обучения слабых игроков (23).

С помощью групповой тренировки очень удобно вы­двигать дифференцированные требования к игрокам команды и подводить каждого игрока к его максималь-

ным показателям. Состав группы часто меняется в со­ответствии с задачами тренировки. Это становится, на­пример, необходимым, если в программе предусмотре­но дать в начале тренировки атлетическую подготовку, а затем технические упражнения. Тренер должен обра­щать на это внимание еще в период разработки трени­ровочного занятия, чтобы потом не возникало ненуж­ных перерывов.

Групповая тренировка способствует, с одной сторо­ны, повышению интенсивности, а с другой — позволяет ставить перед игроками более индивидуальные требо­вания. Однако групповая тренировка допускает лишь только условно обучение командной тактике.

Индивидуальная тренировка. Индивидуальная тре­нировка определяется как тренировка отдельного игро­ка, которую он осуществляет на основе индивидуально­го плана. При этом отрабатываются волевые, физиче­ские или технико-тактические качества и учитываются требования, предъявляемые к игроку определенной зо­ны, а также тактика всей группы (23). Однако индиви­дуальную тренировку не следует смешивать с индиви­дуальным подходом к игрокам. В то время как инди­видуальная тренировка представляет собой специфический вид тренировки, индивидуальный подход к игроку — это общий педагогический принцип, который необходимо соблюдать в любом педагогиче­ском процессе, в том числе, конечно, и на тренировоч­ных занятиях. Чем выше продуктивность команды, тем важнее для игроков планомерная и индивидуальная тренировка. Эта форма тренировки дает наилучшую возможность определять и контролировать точные на­грузки, а также технико-тактические требования для отдельного игрока.

Обязательной предпосылкой успешной индивиду­альной тренировки является готовность игрока.Онпредоставлен при этом полностью самому себе. В усло­виях правильного педагогического руководства дости­гается рост инициативы и активности игрока, а также лучшее отношение к тренировке.

Индивидуальная тренировка особенно эффективна в условиях атлетической и технической подготовки игро­ка. Часть атлетической подготовки игрока игроки могут выполнять в качестве домашних заданий. Это касается,

например, значительной части гимнастических упраж­нений типа разминки и потягиваний, а также бега по пересеченной местности. То же самое можно сказать и в отношении технических элементов (верхние передачи и подачи).

Все названные здесь организационные формы долж­ны помочь тренеру наиболее рационально использовать учебное время и свести до минимума перерывы. При этом очень важно тщательно выбирать те формы уп­ражнений, которые будут применяться на тренировке. Эффективность перечисленных в отдельных главах уп­ражнений не является одинаковой. Некоторые вариан­ты упражнения вносят лишь оживление в процесс иногда монотонной тренировки. Исходным пунктом для определения действенности какой-либо формы уп­ражнения является прежде всего интенсивность заня­тий для всех участвующих в этом игроков, а также их увлеченность игрой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.