Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З.6. Вспомогательное оборудование






Тренировочный процесс станет несравненно более действенным, если воспользоваться вспомогатель­ными снарядами. Об этом можно судить по материалам специальной литературы за последние годы. Однако это вовсе не означает, что вспомогательное оборудование заняло в тренировочной практике заслуженное место. Понятие «вспомогательное оборудование» включает в себя весь тот инвентарь, который используется для совершенствования атлетической, технической и такти­ческой подготовки *.

Вспомогательное оборудование используется для освоения и совершенствования техники, для исправле­ния неправильного выполнения приемов и объективной оценки показателей спортсменов. Таким образом, оно служит средством тренировки, а также контроля. Вспо­могательный инвентарь способствует дальнейшему раз­витию способностей и возможностей спортсменов, повы­шает интенсивность тренировок, позволяет сделать их многообразными по форме. С одной стороны, с помощью вспомогательного инвентаря создаются постоянные и тем самым упрощенные условия, с другой — он же мо­жет их и усложнить. Вспомогательный инвентарь используется как в индивидуальной, так и в командной тренировке и в большинстве случаев может заменить партнера. Разумеется, вспомогательный тренировочный инвентарь не панацея. Он оказывает ценную помощь на тренировках и как таковой должен использоваться по назначению. Как при его изготовлении, так и примене­нии, прежде всего следует иметь в виду принцип наи­большей приближенности к условиям состязаний (на­пример, расположение вспомогательного оборудования на игровом поле, разнообразное его применение и т. д.).

При выборе описанного ниже инвентаря учитыва­лись в настоящее время наиболее употребительные и всеми признанные снаряды. Отмечаются и сходные с ними конструкции. Кроме того, упоминаются снаряды, не применяемые в настоящее время в ГДР, с тем чтобы

* См. Гердер М. «Инвентарь в волейбольной тренировке». Научная работа. Высшая школа физической культуры ГДР. Лейп­циг, 1965. — Прим. авт.

дать тренерам стимул самим создать их или же творче­ски усовершенствовать их для дальнейшего использо­вания.

Вспомогательный инвентарь для общей и специаль­ной физической подготовки. Для общей физической подготовки используют в разных видах спорта одина­ковый инвентарь.

К нему относятся гири, ядра, мячи разных размеров и веса, гантели, мешки с песком, штанги, канаты, ска­мьи и различные гимнастические снаряды.

На занятиях по специальной физической подготовке с успехом используются следующий инвентарь и упраж­нения: сжимание резиновых мячей, разматывание и наматывание шнуров с прикрепленными к ним различ­ного веса грузами, гантели разного веса, мячи, ядра, копья, прыжковый пояс, приспособление для определе­ния высоты вертикального прыжка (см. 2. 3.).

Вспомогательное оборудование для обучения такти­ке. Инвентарь для технико-тактического обучения, как правило, имеет специальные конструкции для каждого вида спорта, для каждой спортивной игры. При его ис­пользовании следует помнить, что снаряд может слу­жить для осуществления нескольких целей (он может быть пригоден для освоения нескольких групп элемен­тов, одновременно используется в техническом совер­шенствовании и повышении физических качеств и как средство контроля). Кроме того, несколько снарядов мо­гут служить достижению одинаковой цели.

«Гладкая стена». Это наиболее доступный вспомогательный инвентарь и найдется в любом зале. На стене легко сделать маркировку (определенные точ­ки, непрерывные линии). «Гладкая стена» заменяет партнера, придает высокую интенсивность занятиям, так как мяч постоянно отскакивает от нее и «скрады­вает» неточности удара и игры. Недостатком «гладкой стены» является то, что траектория полета мяча не соответствует игровым критериям (игрок не может про­следить ее ход до конца, отскакивающий мяч имеет иную траекторию полета, чем мяч, передаваемый парт­нером). У начинающих игроков при частом использо­вании «гладкой стены» может возникнуть неверная нацеленность на мяч.

«Гладкая стена» хороша для отработки передачи

мяча (отметить наименьшую высоту) и нападающего удара. Если избрать для этой цели угол спортивного зала, то, играя мячом попеременно по продольной и по поперечной стене с необходимыми при этом поворотами туловища в сторону передачи, можно отработать даже подбрасывание мяча.

Волейбольная тренировочная стенка (рис. 45). Используется для занятий по отработке раз­личных видов передач, улучшения техники, требует от игрока быстроты перемещения к мячу и является от­личным средством выработки быстроты реакции. Есть и другие конструкции волейбольной трени­ровочной стенки, которую не случайно назы­вают «стенкой реак­тивности». Мяч от­скакивает каждый раз в другом направ­лении от различных полей воронкообраз­ной стенки и требу­ет постоянной сосре­доточенности.

Рис. 45 Рис. 46  

Высокие требова­ния, предъявляемые спортсмену этим приспособлением, исключают исполь­зование стенки в подготовке начи­нающих волейболи­стов. Занятия у тре­нировочной стенки позволяют увели­чить их трудность за счет ускоренных и более резких уда­ров мяча, подаваемо­го на стенку парт­нером, стоящим сза­ди.

Подвешен­ный мяч (рис. 46). Обычный волейболь-

 

ный мяч подвешивается на шнуре. Можно укрепить мяч на конструкции типа кронштейна и, подтягивая шнур, закреплять его на необходимой высоте. Простейшая форма подвешенного мяча изображена на рис. 46. При­способление представляет собой палку, соединенную шнуром с мячом. Палку держит тренер.

С помощью этого приспособления можно отрабаты­вать различные виды подкидывания мяча (положение пальцев и кистей рук у мяча, удар по мячу на правиль­ной высоте), прием подачи, подачу (вытягивание руки и тела в момент удара) и блокирование или же ис­правлять ошибки, возникающие при исполнении на­званных упражнений.

Мяч на амортизаторах (рис. 47). Мяч на амортизаторах подобен подвешенному мячу. К сожа­лению, здесь так же, как в приспособлении с подвешен­ным мячом, невозможно проследить траекторию полета мяча. Но поскольку он закреплен с двух сторон, то осо­бенно часто используется при освоении нападающего удара. Так как мяч закреплен на нужной высоте над сеткой, то в тренировках с ним спортсмены могут со­вершать прыжок над сеткой, делать удар целиком вы­тянутой рукой и накрывать мяч.

Держатели мяча (рис. 48). Держатели мяча являются как бы дальнейшим усовершенствованием мя­ча на амортизаторах. Мяч здесь находится на той же высоте, что и мяч на амортизаторах, однако при каса­нии отсоединяется от держателя и тем самым позволя­ет полностью провести удар.

Кольцо для передачи в цель (на точ­ность). Кольца для передач на точность (рис. 49) имеют неоценимое преимущество для освоения и совер­шенствования точных передач. Они удовлетворяют мно­гим требованиям полета мяча (направление, дальность, высота) и позволяют регистрировать достигнутые ре­зультаты в овладении траекторией полета. Занимаю­щийся получает быструю информацию о правильности выполнения им приемов и может сознательно и само­стоятельно исправлять свои ошибки (8).

Кольца для бросков в цель имеют различные разме­ры и конструкции. Одно или два кольца различных размеров (дифференцированно для передачи и для приема подачи) укрепляются на стойке таким образом,

Рис. 48

чтобы можно было менять их высоту, а также переме­щать их по вертикали и горизонтали.

Расстояние этого приспособления от сетки и высота над нею определяются видом передач, которые намече­ны для усвоения. Есть и другие формы маркировки цели для верхних передач мяча, например корзины, металлические рамы, подробное описание которых здесь не дается. Баскетбольная корзина, имеющаяся во мно­гих залах, может быть также использована при отра­ботке передачи мяча на точность, если следуют доста­точно высокие передачи, а мяч выводится для удара всегда со стороны. Плохо, правда, то, что эта форма занятий проводится вне пределов игровой площадки. Чтобы ограничить направление и высоту полета мяча при подаче, в ЧССР (14) используют изображенную на рис. 50 металлическую раму.

Рис. 51

«Пушка для мячей». Это приспособление при разумной конструкции обеспечивает постоянную точ­ность передач и высокую интенсивность занятий, так как направления, высота и длина траектории полета мяча могут изменяться. «Пушку для мячей» можно применять на тренировках самыми разнообразными способами. На рис. 51 изображена такая «пушка», скон­струированная в Румынии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.