Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системы игры






Соответствующая система игры определен­ной команды включает возможно точное распределе­ние функций, позиций и пространственных зон для ос­новных и запасных игроков во всех положениях (рас­становках) и фазах защиты и нападения, включая основные применяемые средства и методы. В целом система игры зависит от наличия игроков (т. е. числа и распределения определенных категорий игроков в команде), а также от их мастерства, особенно в зоне атакующей игры.

Все иные уже названные факторы большей частью влияют лишь на детали в самой системе в смысле так­тических концепций для каждого соревнования.

Мы различаем в волейболе две или соответственно три категории игроков, которые при всей универсаль­ности в известной степени являются специалистами.

Разыгрывающие, или связующие, игроки. В их за­дачу входит подготовка нападающего удара с помо­щью точной распасовки мяча для соответствующего на­падающего в самых различных формах.

Однако разыгрывающие сами должны уметь хоро­шо выполнять атакующие удары. В большинстве слу­чаев это наименее высокие игроки в команде. Они дол­жны быть очень ловкими и подвижными, с отличной реакцией и обладать в идеальном случае большим опытом, а также хорошим видением площадки во вре­мя всей игры в сочетании с хладнокровием и точным расчетом. Как правило, разыгрывающие являются са­мыми зрелыми, опытными игроками и исполняют во многих командах функции капитана.

Нападающие. Эти игроки в большинстве своем вы­сокого роста и обладающие к тому же отличной прыгу­честью. Их основная задача — завершать атаку. По­этому нападающие обязаны владеть различными вари­антами нападающего удара. Разумеется, они должны также уметь точно и своевременно дать пас и владеть соответствующим техническим арсеналом.

В зависимости от диапазона атакующих действий и результативности можно говорить об основных напа­дающих и универсальных игроках, или же полунапа­дающих. Понятие «универсальный игрок» берет свое начало еще с периода развития волейбола, когда было известным шагом вперед быть одинаково сильным в атаке и в нападении. Эта универсальность сегодня от­носится к обязательным условиям, предъявляемым к каждому хорошему волейболисту. При этом универ­сальные игроки в отличие от основных нападающих чаще берут на себя труд по построению атаки и дейст­вуют как основные блокирующие игроки, т. е. исполь­зуются более универсально.

Применяемые в настоящее время на практике си­стемы распадаются на парную систему 3: 3 и на систе­му 2: 4. Систему 3: 3 в своей чистой форме можно ви­деть очень редко, потому что трех нападающих при современном уровне игры для хорошей команды слиш­ком мало, даже принимая во внимание, что все игроки в состоянии нападать. Однако, как показывает практи­ка, достаточно двух хороших нападающих, чтобы реа­лизовать свыше 70% всех видов передач. Они стоят внутри площадки по диагонали друг от друга так, что всегда один из них находится в зоне нападения, а вто­рой в задней части площадки. Остальные 4 игрока в ведущих командах, как правило, четко делятся на ос­новных и вспомогательных нападающих (в зависи­мости от конституции, эффективности и частоты ис­пользования в определенных игровых ситуациях). Для большинства средних команд такое разделение (2: 2: 2) очень сложно и большей частью производится произ­вольно. В таком случае оно малоэффективно, потому что в большинстве команд не имеется двух настоящих основных нападающих. Поэтому тренер должен в зави­симости от конкретных обстоятельств выбирать между системой 2: 1: 3 и 2: 0: 4 (разыгрывающие — основной нападающий — вспомогательные нападающие). Напри­мер, в первом случае (2: 1: 3) основной нападающий используется в эпицентре игры, пока он находится у сетки, другие — в зависимости от ситуации и возмож­ности. Во втором случае использование всех нападаю­щих зависит исключительно от их эффективности в данный момент и от возникающих в ходе ситуации

индивидуально-тактических комбинаций для разы­грывающего игрока.

Вместе с тем нередко одна команда располагает всего одним хорошим разыгрывающим игроком (1: 5), вследствие чего последний использует для паса от че­тырех до пяти позиций. При этом один или несколько нападающих должны помогать разыгрывающему при розыгрыше мяча, потому что одного разыгрывающего явно не достаточно. Поэтому, вообще говоря, трудно рассчитывать на особую эффективность системы 1: 5. Во многих детских и юношеских командах, где игроки не владеют атакующим ударом и поэтому невозможна еще специализация игроков, существует система игры, основанная только на рациональном распределении игроков на площадке с целью осуществления простей­ших тактических расстановок при подаче мяча (напри­мер, использование всех трех касаний мяча, передача мяча в определенной последовательности от игрока к игроку, плоский перевод мяча далеко в сторону пло­щадки противника и другие действия).

Наконец, наиболее высокая форма организации системы состоит в использовании в команде 6 абсолют­но равноценных во всех зонах игроков, каждый из ко­торых может показать максимально эффективную иг­ру в любой зоне. Однако такая система крайне редко может быть осуществлена на практике. Поэтому прин­цип специализации и распределения функций до сих пор является обязательным условием достижения наи­большей эффективности в нападении или в передаче. Благодаря этому лучше мо­гут быть использованы и по­тенциальные возможности отдельного игрока. Кроме того, этот принцип требует­ся в интересах упорядочи­вания и систематизации иг­ры (однако это не долж­но навести на ошибочные мысли юных игроков! См. 3.8).

Систему, основанную на таком принципе, можно на­звать скотской 6: 6.

Рис. 17

Организация защиты в пределах системы не так ортодоксально определяется составом команды. Каж­дый игрок (не говоря об игроках юношеских команд) может занимать прочную позицию в задней линии пло­щадки. При этом (в защите площадки), например, разыгрывающий игрок находится в зоне 6, основной нападающий в зоне 5, вспомогательный нападающий в зоне 1 (рис. 17). Все-таки и здесь на выбор соответст­вующей обороны в сильной степени влияет тактика противника и технико-тактическое мастерство отдель­ного игрока.

Когда мы в следующем разделе будем рассматри­вать возможные методы нападения и защиты, среди которых тренер обязан выбирать наиболее пригодные для своей команды, то прежде всего мы сошлемся на графические рисунки системы 2: 4.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.