Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение и совершенствование






При отработке подач необходимо соблюдать следую­щие принципы:

1. Сначала точность, потом сила.

2. Мяч бить только с места подачи.

3. Выполнять подачи в определенные зоны площад­ки, где находятся защитники или, по обстоятельствам, какие-либо предметы.

4. Выполняемую подачу часто связывать с ее при­емом.

5. С особой тщательностью выполнять первую подачу.

Отработка подач при постоянных иг­ровых условиях

Игрок выполняет несколько подач в одном направ­лении и при одинаковой удаленности цели. Удален­ность цели вначале незначительна, затем дистанция постепенно увеличивается.

Целью могут служить игроки, маркированные зо­ны и позиции, ящики, маты, мишени или же линии игровой площадки. Если отклонения от цели невелики и попадание в цель после нескольких попыток удает­ся, то переходят к отработке подач с различными ва­риантами игровых условий.

Отработка подач с различными вари­антами игровых условий.

Подающий посылает несколько мячей в разных на­правлениях и по разным целям, стремясь «с ходу» их поразить. Он может целиться в маркированные точки, расположенные рядом или одна за другой. Это требует особенно тонкого умения соразмерять силы. В обоих случаях точкой прицела может служить один из парт­неров, который по собственному усмотрению от подачи к подаче меняет позицию на игровой площадке. Если в отработке этой формы участвует вся команда, то в виде исключения мяч разрешается подавать не только с места подачи.

При комплексных тренировках и на малой игровой площадке (см. 3.5) отрабатывают подачи, направлен­ные на определенных игроков или определенные участки,

32

одновременно связывая эти подачи с другими элементами в сочетаниях, близких к игровым.

Почти идеальной для отработки подач представля­ется односторонняя игра, когда возможности при по­становке задачи крайне велики. Полная шестерка отрабатывает при этом прием подачи и структуру на­падения, а «противники» стараются блокировать напа­дающий удар. Блокирующие и подающий попеременно меняются.

О том, что отработка подач может проходить с уче­том физической нагрузки и психического напряжения, здесь остается лишь упомянуть (надо имитировать об­стоятельства, от которых зависит исход игры, созда­вать сложные ситуации).

Развитию индивидуального тактического мышле­ния игроков помогает решение ими основных задач в односторонней или тренировочной игре (например, вы­полнение подачи с наивысшей эффективностью) и сво­бодный выбор наиболее целесообразных тактических средств. Тренерская оценка игровых действий обяза­тельна.

   

2.1.2. Прием подачи

 

Значение в игре. Любая ошибка при приеме подачи немедленно приводит к проигрышу очков. Бо­лее того, качество приема подачи резко сказывается на формировании структуры игры и нападения. Опыт показывает, что от этого элемента подчас зависит ис­ход игры. Развитие приема подачи за истекшие годы служит тому доказательством. Почти все без исключе­ния команды прибегают последнее время к приему на манжеты, как наиболее удобной форме приема мяча. Прием на манжеты доводится на тренировках до тако­го совершенства, что надежность его у ведущих команд едва ли можно повысить (мужчины—2—4% чистых ошибок, женщины—4—6%). Резко возросла точность (мужчины и женщины — 50—70%) при приеме подач (3). Благодаря этому теперь снова открылась воз­можность для ведения комбинированной игры. Доля приема подач в общем арсенале технических средств составляет 12%.

33

Индивидуальная тактика. В противоположность по­дающему игрок, принимающий мяч, находится в более зависимом положении. Ему нужно настроиться на по­дачу со стороны противника и в то же время нацели­вать свою передачу в определенную зону игровой пло­щадки или на определенного игрока соответственно тактике нападения собственной команды. Действия иг­рока, принимающего подачу, в значительной степени зависят от тактики команды. Поэтому возможности при проявлении индивидуальных тактических дейст­вий весьма ограничены.

При приеме подачи необходимо учитывать следую­щие положения:

1. Каждый игрок должен своевременно распознать тип подачи и точно оценить траекторию полета и точ­ку падения мяча. К тому же надо быть очень подвиж­ным, чтобы принять мяч в наиболее удобной стойке.

2. Действия каждого игрока должны быть связа­ны с определенным пространством. Пределы этого про­странства, устанавливаемые в зависимости от типа блока и возможностей отдельного игрока, должен точ­но знать каждый игрок.

3. При выборе наиболее удачного исходного поло­жения следует иметь в виду, что перемещение бегом вперед быстрее перемещения бегом назад, а также то, что левша по сравнению с игроком, бьющим правой рукой, занимает позицию, несколько смещенную вправо.

4. Игрок, бросившийся на прием мяча первым, обя­зан его принять, хотя позиция партнера может быть и более удачной. Опыт показывает, что в этом случае партнер не в состоянии своевременно принять мяч или правильно его отбить. В подобных ситуациях игрокам лучше всего прибегать к оклику (кто окликнул первым, тот и принимает мяч).

Что касается высоты, дальности и направления траектории полета отбиваемого мяча, то здесь можно руководствоваться следующими правилами:

— посылать мяч лучше выше, чем настильней;

— отбивать мяч лучше дальше от сетки, чем ближе к ней;

— всегда посылать мяч туда, куда перемещается связующий игрок;

— по возможности избегать крутых пасов (их труд­но принимать игроку, выполняющему передачу для нападающего удара у сетки);

— стремиться дать первый пас для нападающего удара лишь в том случае, если возможен безошибоч­ный и точный прием.

Принимающий игрок непременно должен стремить­ся к приему двумя руками. Прием одной рукой допу­стим лишь в крайнем случае. Если мяч летит высоко и далеко назад, то имеет смысл сделать поворот и от­бить мяч в сторону.

Типы двигательных процессов. Движение пе­ред касанием мяча. Приняв ненапряженное ис­ходное положение, игрок концентрирует внимание на подающем игроке и вслед за тем на летящем мяче *. Исходное положение: ноги врозь, руки перед торсом, слегка согнуты, верхняя часть туловища немного на­клонена вперед.

Быстро переместившись навстречу мячу, игрок за­канчивает бег перед моментом приема мяча. Руки вы­тягивает далеко вперед, параллельно одну другой, по­вернув их внутреннюю часть вперед-вверх. Кисти отгибаются вниз (это повышает напряженность рук), центр тяжести тела опускается.

При приеме на левую половину игровой площадки выставляется вперед левая нога. Игрок поворачивает­ся в ту сторону, куда намерен направить мяч.

Движение в момент касания мяча. Ту­ловище мягко и плавно распрямляется. Принимая мяч на предплечья (внутренняя сторона рук), игрок не до­пускает рикошета, а, сделав плавное движение вперед плечами, посылает мяч в нужном направлении. Туло­вище следует занести по возможности болееточно за мяч.

Движение после касания мяча. Харак­теризуется распрямлением тела в направлении послан­ного мяча и немедленным переходом к последующему игровому действию.

* Многие игроки пребывают в ожидании подачи в постоянном движении, желая быть предельно готовыми к приему. Против лег­кой подвижности на месте возражать не приходится. Однако сле­дует предостеречь от широких шагов в пространстве, которые ме­шают наивысшей готовности к приему вследствие низкой игровой стойки при широко расставленных ногах. — Прим. авт.

Такое движение является наибо­лее целесообразной и чаще всего применяемой формой (рис. 5). Параллельно применяются, в зависимости от ситуации, прием сбоку, прием у самой земли с выпа­дом, нижний прием в падении, прием одной рукой, верхняя передача. Не следует упускать из виду разли­чие между техникой приема подачи и техникой защи­ты игровой площадки (см. 2. 1. 6).

Упражнения для обучения приему по­дачи и совершенствования.

В тренировочной практике нет ни большого коли­чества упражнений, связанных с подготовкой к приему подачи, ни ступеней, четко выраженных методически. Как правило, тренер прибегает к немногим упражне­ниям, имитирующим движения, близкие к игровым, сводя процесс обучения и совершенствования к продол­жительной отработке игроком этих движений. Всякий раз прием следует по возможности своевременно свя­зывать с регулярной подачей, а -позже и с системой нападения. Целесообразно применять при этом:

1. Легкие подачи мяча через сетку на игровую пло­щадку, разделенную вдоль, и целенаправленный при­ем одним или двумя находящимися там игроками в зону3, где находятся либо игрок, либо ящик, либо стол для прыжков.

Варианты: целевые точки в зоне нападения пе­ремещают; мяч подают на короткое или длинное рас­стояние; виды подач меняют.

2. Упражнение, аналогичное упражнению 1 (вклю­чая варианты). Добавляют только передачу для напа­дающего удара и нападающий удар.

Рис.5

Варианты: 2, 3 или 4 игрока принимают пода­чи, один из них перебегает в зону нападения и выпол­няет передачу для нападающего удара, другой ведет нападение.

Прием подачи и систему нападения отрабатывают в играх на половине игровой площадки.

При односторонней игре прием подачи совершен­ствуют в сочетании с групповой тактикой (упражнения см. в 2. 2. 5).

Варианты: отработка различных видов подачи попеременно; сочетание приема подачи с определенны­ми нападающими комбинациями.

2.1.3, Верхняя передача

Значение в игре. Передача (пас) для напа­дающего удара чаще всего проводится со вторым каса­нием мяча внутри команды. Это основная форма верх­ней передачи. Она требует особенно тщательного вы­полнения.

Для обеспечения успеха в нападении верхняя пере­дача имеет решающее значение. Лучшие нападающие не смогут проявить себя, если передача для нападаю­щего удара выполняется недостаточно квалифициро­ванно. Поэтому советские специалисты правы, метко называя передачу «мозгом» или «душой» нападения.

Игроки, ответственные за передачу, и в первую оче­редь разыгрывающие игроки (см. 2. 2. 2), в идеальном случае должны быть в состоянии сделать из любой точки площадки передачу нападающему, «точную» по расстоянию, высоте и направлению. Надо заметить, что

 

предельная точность и максимальная вариабильность передачи редко достижимы даже в командах между­народного класса.

На первенстве мира 1966 г. на долю верхней пере­дачи пришлось 20% от общего объема технических средств. При этой передаче в целом было допущено 6 % всех ошибок и тем самым потеряно 8% всех очков в игре.

У команд ГДР — это касается не только сборных, но и низовых команд — верхняя передача все еще ос­тается слабым местом в общем комплексе технических средств и требует усиленного внимания при трени­ровке.

По виду выполнения движения различают переда­чу вперед (около 68%), через голову (около 18%), в па­дении (около 5%), боковую передачу (около 5%) и пе­редачу в прыжке (около 4%).

По траектории полета мяча передачи делятся на:

— низкие и настильные (до 0, 5 м), средние (до 2 м), высокие (свыше 2 м);

— на короткие (до 2 м), средние (3—5 м) или дале­кие (свыше 5 м) расстояния;

— ближе или дальше от сетки;

— косые (по диагонали) и отвесные по отношению к сетке.

Индивидуальная тактика. Вести тактически разум­ную игру — нелегкое дело, особенно для разыгрываю­щего игрока, поскольку ему приходится учитывать особенно много обстоятельств. При этом едва ли воз­можно установить общие правила для различных си­туаций. Поэтому ниже приведены лишь основные пра­вила, которые будут полезны для игрока, выполняю­щего передачу для нападающего удара, при выборе им различных технических средств:

1. Постоянно следите за действиями игроков своей команды и команды противника.

2. Стремитесь при любой передаче к наивысшей точности (в том числе при неточных ударах и сложном приеме мячей).

3. Избегайте однобокости (схематизма) в розыгры­ше (это касается вида передачи, траектории полета мяча и действий нападающих).

4. Используйте всю ширину сетки.

5. Подкрепляйте игровые действия собственных нападающих; используйте слабости блокирующих команды противника.

Заметим, что чем длиннее передача (возрастающая дальность), тем больше угроза неточности.

Чтобы действия в розыгрыше были разумными и успешными, игрок, выполняющий передачу, должен учесть и оценить систему игры, качество первой пере­дачи, собственное техническое умение, игру нападаю­щих и размещение блокирующих команды противни­ка, а также внешние условия.

Учитывая перечисленные правила и оценивая об­становку в конкретном случае, игрок выбирает вид передачи для нападающего удара (высота, длина и направление). Универсального ответа на вопрос, как добиться высокоэффективной передачи, дать нельзя. Примером тому служит различный уровень передач лучших команд мира. Однако в принципе можно ска­зать, что передача при высоких и далеких мячах при организации нападения дает игрокам достаточно вре­мени для ориентации и выполнения движения и при­дает уверенность. В то же время преимущество низкой, настильной передачи заключается в ошеломлении про­тивника и убыстрении ритма игры. Но поскольку вы­полнение низкой передачи выдвигает очень высокие требования перед игроками (чрезвычайная концентра­ция, молниеносная реакция, техническое совершенст­во и полная согласованность между игроками), то здесь можно говорить лишь о сильных командах.

Передачу следует, естественно, подчинить системе игры. Этим в принципе устанавливается, который из игроков выступает в роли разыгрывающего игрока, с каких позиций целесообразно вести передачу (устанав­ливается примерный радиус действия) и с каких— преимущественно нападение. Тем самым разыгрываю­щему игроку дается в индивидуальной тактике извест­ная доля инициативы.

Качество приема подачи должно быть высоким при всех видах передач. Ошибки и неточности, допускае­мые при приеме (первом ударе), значительно ограни­чивают возможности разыгрывающего игрока и, как правило, отрицательно сказываются на результате на­падения.

Если передача выполняется из глубины площадки, то пасующий игрок предпочитает передачу по диаго­нали.

Если пасующий игрок принимает первую передачу в зоне нападения, то ему предстоит решить, учитывая тот факт, что противник ожидает передачу:

а) выполнять ли ему самому нападающий удар (достаточна ли высота первой передачи? удобна ли его собственная позиция? ошеломит ли нападающий удар противника? и т. п.);

б) посылать ли мяч противнику (целенаправленная передача, обманные действия по перебросу могут дать значительный эффект, если ими не злоупотребляют. Довольно часто и успешно этот прием использовали японки, состязаясь с национальной командой ГДР);

в) передавать ли мяч нападающему, имитируя на­падающий удар в прыжке.

В принципе передачу можно выполнять из всех зон и в любые зоны. Довольно часто нападающий нахо­дится на правой половине зоны нападения, поскольку нападающие в основной своей массе осуществляют удар по мячу правой рукой. В свою очередь, нападаю­щий не должен упускать мяча из поля зрения, даже на стадии замаха для нападающего удара.

Занимая игровую позицию, пасующий игрок дол­жен учитывать, что:

а) постоянно надо следить за траекторией полета мяча;

б) необходимый поворот в направлении предпола­гаемой передачи должен быть как можно меньше;

в) в момент передачи надо стоять по возможности фронтально к направлению передачи.

Если это невозможно, то пасующий игрок передает мяч в нужном направлении только за счет кис­тей. При большей нагрузке на правую руку (левую руку разгибают не полностью) мяч отправляют влево. Подобный прием доступен, однако, высококвалифици­рованным игрокам.

Отдельные виды передачи применяют для точной передачи нападающему или для ошеломления против­ника. Чем уверенней владеет ими пасующий игрок, тем легче ему решать соответствующие игровые за­дачи.

Передача над собой помогает вызвать активные действия наиболее перспективного нападающего или Использовать для нападения всю ширину сетки. Защи­ту противника легко ввести в заблуждение передачей на малой высоте и коротком расстоянии или очень бы­строй передачей. Если нападающей команде с помо­щью различных звуковых и визуальных эффектов (взгляд, оклик, действия нападающего) удается спро­воцировать преждевременную постановку блока, а па­сующий игрок в последний момент передает мяч над собой, то перед нами пример обманного маневра.

Значение верхней передачи в безопорной фазе при формировании нападения многие команды пока еще недооценивают. Часты, однако, случаи, когда контрна­падение, особенно у женских команд, срывается или не дает должного эффекта, поскольку вместо верхней передачи выполняется прием на манжеты. Передача в безопорной фазе является при соответствующей бы­строте и технике самой удобной формой паса, если партнер неточно посылает мяч (после приема подачи) или если мячи низки из-за слабости удара или отведе­ны от блока. Передача в безопорной фазе является вто­рым, отчасти первым касанием мяча и может иметь место как в зоне нападения, так и на всей площадке.

Боковая передача применяется редко, чаще всего как вынужденное решение в случае приема мячей близко от сетки или для обманных действий. Посколь­ку пасующий игрок стоит боком к направлению пере­дачи, точная игра затруднена.

Откидка (лобовая и боковая передача в прыжке) применяется чаще всего после имитированного напа­дающего удара и служит для обеспечения собственно­му нападающему возможности выполнить удар без блока, расстроить блок. Нередко откидка является вы­нужденным решением, когда мяч находится близко от сетки или когда игрок в защите слишком выступил вперед. Выполняя передачу для нападающего удара, игрок непременно должен учитывать ситуацию, благопри­ятную для организации нападения после приема пода­чи противника или при собственной подаче. При пода­че противника неудачное нападение влечет за собой потерю очка, успешное — дает право подачи. В первом

случае при передаче предпочитают осторожность. Во втором же право на подачу дает шанс на выигрыш очка, и поэтому риск обретает смысл.

При участии нападающих пасующий игрок обязан уяснить, где и кто начнет нападение. Успешного на­падения следует ожидать прежде всего там, где в дан­ной, конкретно взятой игре стоит наиболее опытный нападающий *. Однако нередко различные обстоятель­ства вынуждают разыгрывающего игрока использовать в нападении другого игрока, например:

— если наиболее опытный нападающий неодно­кратно допускает ошибки;

— если основного нападающего необходимо раз­грузить;

— если с хорошей передачей сопряжен большой риск;

— если основной нападающий еще не в состоянии принять полного участия в игре;

— если самые слабые блокирующие находятся в другой зоне;

— если противник заблаговременно организовал блок;

— если в игре необходима внезапность, неожидан­ность.

В принципе вид передачи для нападающего удара зависит от индивидуальных качеств каждого напа-

Рис. 6

* Существующие исследования о наиболее перспективной зоне нападения показали, что игроки достигают максимума успеха там, где в среднем было меньше нападений. — Прим. авт.

 

дающего. Различие в росте подскажет шансы. Игроков небольшого роста следует использовать по отношению к игрокам высокого роста в глубине площадки, по­скольку у первых при их быстроте в среднем более короткая дистанция разбега. Игроки высокого роста могут в случае необходимости бить мяч даже у самой сетки. Напротив, игрокам низкого роста следует дер­жаться на известной дистанции от сетки (не менее 75 см), чтобы не совершить ошибки.

После введения нового правила по организации бло­ка игроки обычно не выполняют передач для нападаю­щего удара вплотную к сетке, чтобы воспрепятствовать активным действиям блокирующих.

При передаче полезно учитывать также внешние условия, такие, как размеры зала, видимость, ветер. Как правило, не передают мяча нападающему, кото­рый ослеплен солнцем или по другим причинам лишен хорошей видимости. В низких залах или в залах, где подвесные спортивные снаряды ограничивают прост­ранство, невольно напрашиваются более настильные передачи и на более короткие расстояния. Однако на открытой площадке при сильном ветре необходимо обеспечить эффективность нападения. С этой целью следует избегать длинных или очень высоких передач, привлекая к игровым действиям близстоящего парт­нера.

Типы двигательных процессов. Ниже в общих штрихах приведены важнейшие моменты, связанные с выполнением движения при верхней передаче вперед

 

двумя руками — основной форме передачи. Во многом они вполне правомерны и для других видов передачи, несмотря на отклонения в двигательной форме их вы­полнения (рис. 6).

Техника выполнения передачи включает:

— движение перед касанием мяча;

— движение в момент касания мяча;

— движение после касания мяча.

Движение перед касанием мяча. Исход­ное положение*: заняв стойку, удобную для своевре­менного и мгновенного выполнения движений, игрок следит за траекторией полета мяча. Быстрое переме­щение (по возможности заблаговременно) к мячу и, в случае необходимости, поворот в направлении пере­дачи следует закончить до распрямления тела.

Игровая стойка характеризуется тем, что ноги иг­рока расставлены, вес тела равномерно распределен на обе ступни, колени согнуты под различным углом, руки слегка согнуты, кисти несколько повернуты одна к другой и раскрыты. Распрямление тела в направле­нии передачи проходит непрерывно, начинаясь с ног (руки и ноги распрямляются либо последовательно, ли­бо параллельно).

Движение в момент касания мяча. Ха­рактеризуется полным, равномерным, сферообразным «покрытием» нижней половины мяча; большим рас­стоянием между кистями, касающимися мяча на од­ном уровне. Широко раздвинутые и слегка согнутые пальцы (наибольшая ширина между большими и ука­зательными пальцами) в разной степени касаются мя­ча верхними фалангами. Напряженные пальцы и кисти рук мягко пружинят, принимая мяч, и вслед за тем долго «сопровождают» его в обратном направлении со­ответственно правилам игры.

В момент касания мяча руки и ноги еще заметно согнуты. При этом руки согнуты сильнее либо в той же степени, что и ноги (последовательное перенесение движения).

* Его можно назвать также выжидательным. Форма стойки зависит от личных качеств игрока, а также от игровой ситуации. Суть исходного положения заключается, однако, в том, что оно дает возможность быстро занять наиболее удобную стойку. — Прим. авг.

Движение после касания мяча. Ноги, туловище и руки выпрямляются после выполненной передачи, какой бы она ни была по своей продолжи­тельности и характеру.

Специальные исследования (8) показали, что во­лейболистки, обладавшие особенно высокой точностью передачи при выполнении движения, как правило, от­личались:

1) мягкими, гибкими движениями с плавными переходами (ни на одной стадии движение не зату­хает);

2) мгновенной реакцией на мяч;

3) заблаговременной ориентировкой и поворотом к цели;

4) большой опорной площадью на игровой пози­ции (она необходима для сохранения равновесия);

5) максимальной площадью касания мяча кистя­ми рук;

6) варьированием активности рук и ног соответст­венно необходимой дальности и высоте передачи;

7) активным движением пальцев и кистей рук на мяче;

8) полным конечным распрямлением тела;

9) контролируемым затуханием движения на пос­ледней стадии.

Передача через голову (рис. 7) отличается от пере­дачи вперед тем, что игрок здесь находится непосред­ственно под мячом и распрямление рук и тела проис­ходит вверх-назад. Распрямление начинается с не очень резкого движения бедрами вперед при слег­ка откинутой назад голове. Движение руками назад, выполненное слишком подчеркнуто, неизбежно при­водит к тому, что траектория полета мяча описывает длинную, настильную кривую. Опытные игроки приво­дят в действие руки и кистевые суставы лишь в самый последний момент, стремясь как можно дольше ос­тавлять противника в неведении, какой вид передачи будет применен.

Игрок, прибегающий к передаче через голову, дол­жен тонко чувствовать движение как таковое, посколь­ку при передаче он не в состоянии фиксировать цель.

Передача в падении (рис. 8). Выполняется при бы­стром и своевременном перемещении в сторону мяча, а также при активной работе пальцев и кистей рук на мяче при передаче вперед. Для переведения низкого мяча в высокий пас при нападении необходимо, чтобы игрок, находящийся под мячом, энергично и полностью распрямил тело. Падение, как следствие такого рас­прямления, происходит позже, большей частью после завершения передачи. В этом случае игрок обычно де­лает перекат на спине. Вплоть до конца движения руки почти полностью вытянуты в направлении передачи.

При довольно сложной передаче в прыжке ноги без­действуют. Этот вид передачи основан прежде всего на активной работе рук и пальцев. Существенным здесь является умение уловить кульминационный мо­-

Рис.8

мент в приеме мяча (наивысшая точка подъема в прыжке или перехват еще только взлетающего мяча). При повороте для имитируемого нападающего удара игрок должен «демонстрировать» нападающий удар еще при отталкивании. Чтобы противник мог распо­знать обманные игровые действия лишь в последний момент, нужно не только делать намек на движение для нападающего удара, но и выполнять это движение до начала ударной стадии.

При боковой передаче игрок стоит боком к направ­лению передачи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.