Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика и структура современного волейбола






С момента своего «изобретения» в конце XIX в. игра в волейбол переживает бурное развитие. Внешне это выражается количеством волейболистов — 60 млн., представляющих 96 стран — членов Междуна­родной федерации волейбола. По своей распространен­ности эта игра занимает вместе с баскетболом и футбо­лом ведущее положение на мировой спортивной арене. Во многих странах (Советский Союз, Япония, Китай, ЧССР) волейбол относят по регистрационной численнос­ти активных сторонников к абсолютно ведущим видам спорта.

Этой чисто внешней стороне отвечает не менее бур­ное развитие волейбола от игры ради отдыха до олим­пийского вида спорта с высокими атлетическими, тех­ническими и тактическими требованиями. Вместе с тем игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособ­ности.

В ходе развития волейбола можно отметить различ­ные этапы, каждый из которых отличается совершенст­вованием определенных возможностей в технике и тактике игры и соответствующими точками зрения на сущность тренировок. Только после второй мировой войны игра в волейбол нашла широкое распространение в обоих германских государствах, и прежде всего в ГДР. В наши дни волейбольные команды ГДР считают­ся ведущими на мировой спортивной арене и ни в чем не уступают представителям стран традиционного во­лейбола. Этот факт наполняет сердца авторов справед­ливой гордостью не только за достижения спортсменов ГДР, но и за созданные в республике социальные усло­вия, при которых стал возможен такой расцвет.

Пока еще нельзя сказать, что волейбол достиг в ГДР предельного распространения. Численность членов спортивного союза «Волейбол ГДР» (свыше 25 тысяч человек) и зрителей на чемпионате страны (около 5 ты­сяч человек) свидетельствует о том, что наш волейбол пока еще не имеет таких богатых традиций, которые сложились в футболе и ручном мяче. Однако следует заметить, что в игре ведущих волейбольных команд ГДР определилась такая тенденция, которая привела к достижениям в мировом масштабе.

По игровой сути волейбол следует отнести прежде всего к сфере спортивных игр (5) *. По игровой идее и характеру он принадлежит к разряду игр с отбиванием мяча и сопоставим с теннисом, бадминтоном и др. От перечисленных спортивных игр волейбол отличает­ся тем, что он — коллективная «игра в летающий мяч» (как его называли первое время). В противоположность многим другим спортивным играм волейбол не обла­дает целевым центром (ворота, пометка или корзина). Можно отметить также другие отличительные особен­ности игры в волейбол.

В тактике игры (она существенно зависит от правил, определяющих форму и величину площадки, число иг­роков, количество возможных действий и порядок веде­ния счета) на первый взгляд можно установить относи­тельно малый диапазон коллективных действий. Она обусловлена отсутствием возможностей, связанных с управлением мячом в играх с воротами, пометками и корзиной, а также количеством касаний мяча, не пре­вышаемым играющей стороной трех раз. Тем большее значение приобретает индивидуальная тактика.

Так же как во всех спортивных играх, тактика во­лейбола обладает известной тенденцией к специализа­ции.

По тактической функции и вытекающим отсюда различным тактическим и физическим предпосылкам различают три типа игроков: разыгрывающего игрока, основного нападающего и универсального игрока (см. 2.2.2) **. Одно из существенных преимуществ волейбола

* См. в библиографии под номером 5.

** В дальнейших ссылках авторы используют цифровую нуме­рацию заголовков. — Прим. ред.

заключается в том, что правила запрещают твер­дое распределение игровых зон, и тем самым исключе­на возможность продолжительной специализации в роли нападающего и защитника.

В связи с этим специализация касается, в сущнос­ти, лишь сферы нападения, в то время как все без ис­ключения игроки одной команды обязаны быть полно­ценными защитниками.

Другая особенность волейбола, касающаяся всей тактики игры, вытекает из порядка ведения счета, сог­ласно которому лишь подающая команда получает воз­можность выигрывать очки.

Что касается техники игры, то по многообразию возможностей она равноценна технике любой другой спортивной игры. В волейболе техника игры приобрета­ет даже ведущее значение, поскольку подвергается оценке со стороны судьи, и тем самым, как ни в какой другой спортивной игре, непосредственно влияет на ре­зультат.

При малых размерах площадки и ограничении ка­саний мяча (не более трех) выполнение всех техниче­ских элементов требует точности и целенаправленности движений. Точно так же характер игры формирует ат­летические требования, предъявляемые к игроку. Ма­лые размеры площадки по отношению к численности игроков (13, 5 м2 чисто игровой площади на одного иг­рока) требуют иных перемещений, чем это имеет место, например, при игре в ручной мяч, футбол, хоккей. Здесь эти действия заключаются во множестве молни­еносных стартов из игровой зоны и дистанций пробежек от 3 до 15 м. Наряду с таким изменением игрового места волейболист совершает на протяжении игры (1, 5—2, 5 часа):

— примерно 100—200 прыжков с относительно ко­роткого разбега и при максимальной высоте. При этом показатели абсолютной высоты прыжка достигают 90—105 см у мужчин и 70—80 см у женщин;

— большое число ударных движений с максималь­ным и точно дозированным расходом силы;

— игровые действия, связанные с быстротой реак­ции и движений (например, в момент приема нападаю­щих ударов при скорости полета мяча свыше 100 км/час с расстояния от 5 до 8 м);

— игровые действия, связанные с чрезвычайной ловкостью при комбинациях на тесном пространстве, а также при падении на землю из всех положений.

Следует учитывать высокую нервную нагрузку, характерную для всех спортивных игр на игровой пло­щадке. Если при игре на большом поле возможны пе­риоды относительного отдыха для отдельных игроков и групп игроков, то волейбол требует от них сконцен­трированности на протяжении всего времени игры (сме­на мяча каждые 2—4 сек. при игровых ходах в сред­нем 9, максимум 50 сек.). Даже в сопоставлении с такой игрой «на выдержку нервов», как теннис, срав­нительный анализ «мертвого» игрового времени волей­болиста обнаруживает в этом отношении примерно та­кие же требования к работоспособности.

В технике игры ведущих команд мира в настоящее время едва ли можно установить существенную разни­цу. В целом она сводится к большему или меньшему со­вершенству отдельных элементов.

Довольно заметные различия наблюдаются, однако, в атлетическом развитии и тактическом мышлении во­лейболистов. Между тем и другим, по-видимому, суще­ствует прямая взаимосвязь. Если сравнительно низко­рослые команды Азии и Центральной Америки имеют обыкновение вести очень подвижную игру с преимуще­ственно низкими передачами и высоким ошеломляю­щим моментом, то более высокорослые команды Евро­пы до последних лет предпочитали высокие передачи, медленные движения и несложные тактические прие­мы, полагаясь в большей мере на пробивную силу своих нападающих (у женщин эти различия менее значи­тельны).

Как показывают результаты чемпионата мира для мужчин 1966 г., пальма первенства принадлежит в настоящих условиях европейским командам (по край­ней мере за игровую манеру мужчин).

Об игре 9: 9, которая отчасти все еще имеет распро­странение в современной Азии, у нас почти ничего не известно. В наши дни эта манера игры утратила миро­вое значение и поэтому в данном изложении опуска­ется.

Игровая манера европейских команд, в свою оче­редь, обнаруживает известные различия. Они сложились

14.

в результате подбора игроков с различными атлетическими данными и выражаются в силовом напа­дении, с одной стороны (СССР, ГДР, Польша), и в более широком диапазоне применяемых технико-тактических средств нападения, с другой (ЧССР, Румыния). Однако эти различия столь незначительны, что зритель едва ли их заметит.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.