Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ведение игры






В ходе подготовки команды к соревнованиям нужно учитывать, что в детском и юношеском возрасте процес­сы возбуждения и торможения крайне неустойчивы, по­этому предстартовое напряжение, отсутствие игрового опыта, неуверенность в своих силах могут предопреде­лить исход борьбы. Большую роль здесь играет так назы­ваемая установка на игру, к которой нужно приучить членов команды с первых шагов ее подготовки.

Установка — это беседа, в которой перед командой ставят общие и частные задачи на предстоящую игру и намечают пути их решения. Установка является и состав­ной частью психологического настроя команды. Она по­зволяет подготовить игроков ко всевозможным неожидан­ностям в ходе игры, приучает к выполнению заранее на­меченного плана, намечает самостоятельные действия каждого игрока, вырабатывает способность осмысленно, творчески вести игру.

 

Установка—ответственный момент и для тренера команды. Он должен тщательно готовиться к тому, чтобы дать игрокам четкий, реально обоснованный план встре­чи, выработать конкретную тактическую схему ведения игры. Развернутую установку дают накануне проведения встречи, а перед выходом на игру спортсменам напомина­ют основные ее моменты или вносят отдельные корректи­вы. Установку надо начинать с действий команды в за­щите. Без организованной защиты все усилия команды в нападении не будут иметь успеха.

Общий тактический план взаимодействия всех звень­ев команды проговаривается отдельно. Каждый игрок должен точно знать свои обязанности на любом месте площадки.

Основу установки составляет реальная оценка подго­товленности и возможностей своей команды и команды противника. Не рекомендуется ставить перед игроками задачи, не учитывая степень их подготовки. Только по­сильные задачи вырабатывают в спортсмене чувство уве­ренности в своих силах, воспитывают инициативу, спо­собность самостоятельно принимать решения и выпол­нять их. Здесь уместно напомнить, что детская смелость и решительность зачастую мотивируются повышенны­ми эмоциями. Иногда даже те игровые приемы, которые игрок выполнял на тренировке неуверенно, в соревнова­ниях он может выполнить с успехом. Однако следует учесть, что у отдельных юных спортсменов эмоциональное возбуждение может вызывать и снижение игровых воз­можностей. Поэтому очень важно при проведении уста­новки сосредоточить внимание ребят на преимуществах своей команды и отдельных ее игроков.

Намечая план ведения игры, указывают на сильные и слабые стороны команды противника.

Во время установки нет необходимости разбирать все возможные варианты ведения игры и давать советы каж­дому игроку, как действовать в том или ином отдельном случае. Такие советы можно давать в виде замечаний в процессе игры. В установке не должно быть общих фраз. Все должно носить конкретный, убедительный, образный характер.

Роль тренера в процессе встречи состоит в следующем. Он производит замены игроков в тех случаях, когда игро­ку требуется отдых или он не справляется со своими обя-

занностями, делает ошибки в элементарных игровых си­туациях, когда необходима замена игрока нападения на игрока защитного плана, а также если нужно сбить темп игры, дать указания игроку. Тренер берет перерыв в тех случаях, когда необходимо дать указания всей команде или отдельным ее игрокам, нужно дать отдых команде и провести с ней короткую беседу, когда чувствуется расте­рянность игроков, потеря ими игровой инициативы.

В команде школьников замены должны быть особо продуманы с учетом индивидуальных характеров игроков. Преждевременная замена, когда игрок не успел еще себя проявить, или слишком долгая игра волейболиста, совер­шающего одну ошибку за другой, отрицательно влияют на формирование волевых качеств юных спортсменов. Не следует злоупотреблять заменами и перерывами. Напри­мер, перерывы целесообразно приберечь для более ост­рых ситуаций, возникающих в конце партии. В паузах между партиями тренер намечает план дальнейших дей­ствий и уточняет расстановку игроков, если в этом возни­кает необходимость, дает советы и указания отдельным игрокам. В остальном его действия идентичны действиям в момент перерывов в игре.

В перерыве перед решающей партией тренер дает воз­можность отдохнуть команде и уточняет плац дальней­ших действий. Указания во время перерывов не должны быть пространными. Следует отметить, что при успеш­ных действиях команды роль тренера мало заметна, а его вмешательство в игру происходит в крайних слу­чаях. Необходимость в его активных действиях возни­кает во время упорных или неудачно складывающихся встреч.

Умелое руководство тренера игрой в значительной мере оказывает влияние на успешные действия всей команды. Ни в коем случае под «умелым руководством»

не следует понимать тотальное воздействие на игроков, лишающее их инициативы.

Настрой команды на борьбу тренер поддерживает на протяжении всего соревнования независимо от складыва­ющейся ситуации. Даже проигрывая в решающей партии, команда не должна отказываться от борьбы, а, наоборот, проявлять наибольшее упорство. Именно борьба, каза­лось бы в безнадежном положении, и приводит к перело­му в игровой обстановке.

 

История волейбола знает немало примеров. Так, в первенстве СССР 1974 г. в решающей игре, которая вы­водила победительницу на 1-е место, а побежденную па 3-е, между женскими командами ЦСКА и «Искра» команда «Искра» вела в счете 14: 0. Однако команда ЦСКА, проявив волю к победе, завершила борьбу в свою пользу.

После игры проводят ее обсуждение (разбор). Это ре­комендуется делать после отдыха или на другой день, когда пройдет эмоциональное возбуждение и спортсме­ны смогут по-деловому, критически оценить свои дейст­вия и воспринять анализ и индивидуальные замечания, высказанные тренером.

В разборе игры принимают участие все спортсмены. Если кто-либо из игроков отсутствует, то лучше избежать критических замечаний в его адрес. Общее направление обсуждения игры дает тренер, который отмечает положи­тельные стороны в выполнении установки всей командой и каждым игроком. После этого анализируют допущен­ные ошибки и просчеты. Особое внимание уделяют анали­зу действий своей команды в защите, в нападении, а за­тем обсуждают ошибки команды противника, восполь­зоваться которыми не удалось. Далее, каждому игроку (начиная с капитана) предоставляется возможность оценить свои действия и взаимосвязь с партнерами. Ин­дивидуальные высказывания игроков должны носить доброжелательный характер. Следует поощрять само­критику и не допускать резких замечаний в адрес това­рищей. В допущенной ошибке игрок должен находить часть своей вины, а не относить ее полностью за счет партнеров по команде. Разбор должен способствовать сплочению коллектива. Обсуждение заканчивается об­щими выводами тренера и определением задач на сле­дующие игры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.