Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение подачам






Обучение всем игровым приемам, в том числе и пода­чам, начинают с показа, объяснения и опробывания прие­ма с целью создания правильного представления о харак­тере движения. Далее прием разучивают в упрощенных, специально созданных условиях, где занимающиеся овла­девают правильной структурой выполнения изучаемого способа подачи. Затем подачу разучивают в усложненных условиях, близких к игровым, где занимающиеся готовят­ся к свободному выполнению подач в игре. И наконец, изучаемый способ закрепляется в игре. Целесообразно обучение подачам сочетать с совершенствованием пере­дач: после первых успехов в овладении нижними подача­ми их совершенствуют, сочетая с верхними передачами, а верхние подачи—с нижними передачами.

Подачи изучают в такой последовательности: нижние подачи (боковая и прямая), верхние подачи (прямая и боковая), после чего занимающихся можно познакомить с «планирующей» подачей.

Нижние боковая и прямая подачи. После опробования изучаемого способа нижней подачи целесообразно выпол­нять специальные упражнения.

Примерные упражнения

1. Имитация изучаемого способа подач. Занимающихся строят в две шеренги лицом друг к другу на боковых линиях площадки. Уп­ражнение выполняют посменно. Желательно имитировать подачунатри счета: на счет «раз»—замах, «два»—подбрасывание, «три»— удар по мячу.

2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Ударное движение можно заменить ловлей мяча. Цель данного упражнения — научить детей правильно подбрасывать мяч.

3. Подача мяча в направлении своего партнера.

 

4. Подача в направлении своего партнера с высокой и низкой траекторией полета мяча.

5. Подача мяча точно в своего партнера на дистанции 9 м, за­тем 12 м. Организация выполнения упражнений 1—5 одинаковая: на двух занимающихся один мяч. После уверенного выполнения уп­ражнения 5 приступают к подачам через сетку.

6. Подача мяча на сторону противника через сетку. В тех случа­ях, когда кому-либо из игроков не удается выполнить подачу через сетку с 9 л, можно уменьшить расстояние, с тем чтобы желание во что бы то ни стало перебить мяч через сетку не приводило к невер­ному навыку.

7. Подача мяча через сетку на площадку противника.

8. Подача мяча через сетку в зону защиты противоположной площадки.

9. Подача мяча в левую и правую часть зоны защиты площадки противника.

10. Подача мяча на своего партнера, находящегося в зоне защи­ты противоположной площадки.

11. Выполнение упражнений 8—10 с места подачи.

12. Подача мяча в зону нападения противоположной площадки и в уязвимые места площадки (вдоль боковых линий между зонами 1—2 и 4—5).

13. Соревнования между занимающимися на количество правиль­но и точно выполненных подач в определенную зону. Подачи выпол­няют сериями по 5—10 попыток.

14. Эстафета с подачами. Две команды выстраиваются на месте подачи в колонну по одному на противоположных площадках. У впередистоящих игроков в руках волейбольный мяч. По одному игроку из каждой команды идут на противоположную площадку и ста­новятся лицом к своей команде в зоне 4, По общей команде (свист­ку) впередистоящие подают мяч точно своему игроку и бегут на его место. Находящийся в зоне 4 игрок ловит мяч, бегом несет в свою команду и отдает его впередистоящему игроку, а сам становится в конец своей колонны игроков. Выигрывает команда, раньше закон­чившая эстафету с наименьшим количеством ошибок.

Для слабо осваивающих нижние подачи можно рекомендовать индивидуальные упражнения:

1. Имитация изучаемого способа подачи.

2. Подбрасывание и ловля мяча в сочетании с имитацией.

3. Подача мяча в стену с расстояния 9 м через воображаемую или нарисованную на стене сетку.

4. Подача мяча через сетку с места подачи сериями по 10—20 подач.

Приведенную последовательность соблюдают при изу­чении всех способов подач. Однако если техника нижних подач в связи со своей простотой не требует специальных подготовительных упражнений, то при обучении верхним подачам, представляющим значительную сложность, под­готовительные упражнения необходимы. Это обусловлено и тем, что верхние подачи являются основой для изучения нападающих ударов.

Верхняя прямая подача. При овладении верхней пря­мой подачей применяют упражнения, направленные на овладение составными частями движения.

Примерные упражнения

1. Имитация верхней прямой подачи, которую целесообразно вы­полнять под счет по разделениям: на счет «раз» — движением тела из стойки вскинуть руку в положение замаха (проверить положение), «два»—подбрасывание мяча, «три»—с разгибанием сзади стоящей ноги и рывком тазом назад выполнить ударное движение.

2. Имитация составных частей движения подачи, особенно замаха и ударного движения.

3. Упражнение для лучшего освоения движения замаха: в стойке взять кисть партнера (как при рукопожатии), разгибая ноги и вы­прямляясь, «вытащить» бьющую руку в положение замаха локтем вверх—в сторону, кисть опущена. Упражнение выполняют с неболь­шим сопротивлением партнера.

4. Упражнение для освоения ударного движения: выпрямленная бьющая рука опущенной кистью упирается в кисти поднятых вверх рук партнера. Сгибаясь в тазобедренных суставах (таз идет назад, а плечи и руки вперед), нажать на кисти партнера. Мышцы, удержи­вающие плечевой сустав, напряжены, локоть бьющей руки не опуска­ется, Важно убедить занимающихся в том, что ударное движение на­чинают от тазобедренных суставов, а не от плечевых.

5. То же, но сгибание в тазобедренных суставах сочетают с не­большим винтообразным движением тела в сторону, противополож­ную бьющей руке.

6. Бросок мяча двумя руками. Взять мяч двумя руками, опустить вниз перед собой, немного наклониться вперед, а затем волнообраз­ным движением вскинуться вверх до положения опоры на носках и одновременно поднять руки вверх с мячом, но не заносить его за го­лову. Затем за счет короткого рывка тазом назад бросить мяч впе­ред, не опуская локти вниз.

7. Бросок мяча одной рукой: то же, что в предыдущем упражне­нии, но с переводом мяча в одну руку.

8. Бросок мяча одной рукой. Игрок держит мяч двумя руками:

правой сверху, левой снизу (мяч внизу перед собой) и энергичным движением вскидывает мяч над правым плечом (левая рука посыла­ет мяч в положение над правым плечом). В конце вскидывания левую руку отводят, а правой из исходного положения выполняют бросок описанным выше движением. После освоения упражнений с броска­ми мяча можно перейти к подачам мяча.

9. Подача мяча в направлении партнера, строго соблюдая пос­ледовательность движений: на счет «раз»—замах, «два»—подбра­сывание мяча, «три» — удар по мячу Упражнение выполняют в па­рах поперек площадки, дистанция 9 м.

10. Подача мяча на своего партнера (на точность попадания), дистанция 9 м, затем 12 м.

После уверенного выполнения упражнений 9 и 10 можно присту­пить к подачам через сетку и выполнять упражнения в той же пос­ледовательности, как и при изучении нижних подач.

Верхняя боковая подача —технически сложный игро­вой прием, требующей хорошей физической и специальной подготовки. К обучению этой подаче приступают позже, когда занимающиеся приобретут значительный опыт вза­имодействия с мячом. Верхняя боковая подача в совре­менном волейболе уже не является столь грозным ору­жием, как прежде, но она расширяет игровые возможно­сти волейболиста и является важной ступенькой к овла­дению планирующей подачей и боковым нападающим ударом.

Примерные упражнения

1. Имитация верхней боковой подачи.

2. Сочетание имитации подачи с подбрасыванием мяча. Подбро­сить вверх мяч, сделать замах и, выполняя ударное движение, пой­мать мяч перед собой вверху. В этих упражнениях подбрасывание осуществляют сначала одной рукой, потом двумя, с тем чтобы зани­мающиеся нашли наиболее удобный для них способ.

3. Бросок мяча одной рукой. Взять мяч двумя руками. Вынося мяч в исходное положение, отвести левую руку, а правой ударным движением выполнить бросок. В этом упражнении все внимание со­средоточивается на правильной последовательности работы ног, ту­ловища, руки.

Далее можно приступить к подачам мяча сначала по­перек площадки, затем через сетку. Когда занимающиеся станут уверенно выполнять подачу, можно познакомить ихс боковой верхней подачей в движении.

При совершенствовании подач осваивается техника «закручивания», «срезки» и «планирования». К планиру­ющей можно перейти от нижней боковой подачи, где основное движение—вращение туловища в вертикаль­ной плоскости. Несколько увеличив расстановку ног и откидывая корпус назад, мяч ударяют все в более высо­кой точке до тех пор, пока не будет найдено наиболее удобное положение для «проводки» мяча, придающей ему планирование. Эффекта планирования можно до­биться и при верхней прямой подаче, что сложнее. Для этого игрок при выполнении подачи выставляет вперед ногу, одноименную бьющей руке, или выполняет подачу в движении.

При изучении подач часто встречаются ошибки, свя­занные прежде всего с неправильным подбрасыванием мяча и неверным ударным движением, для устранения ко­торых необходимо вновь возвратиться к подводящим

упражнениям. Этой же цели могут служить и подвижные игры с метанием мячей в цель: «Перекатывание на­бивного мяча», «Переправа под обстрелом» и др.

Перекатывание набивного мяча. Играющие построены в две шеренги на лицевых линиях волейбольной площад­ки лицом друг к другу. В каждой шеренге (команде) 5—6 волейбольных мячей. На средней линии в центре площад­ки—набивной мяч весом 4—5 кг. По сигналу (свистку) обе команды играющих стараются попасть волейбольным мячом в набивной так, чтобы он откатился за линию на­падения противоположной команды. За каждое удачное перекатывание команда получает очко. Выигрывает команда, набравшая за 5—7 мин игры больше очков. После каждого перекатывания за линию нападения на­бивной мяч снова устанавливают в центре площадки, и в обеих командах уравнивается количество волейболь­ных мячей. Мяч бросают «ударным движением». Рас­стояние до набивного мяча варьируется в зависимости от возраста, пола и физической подготовленности играющих.

Переправа под обстрелом. В игре принимают участие две команды: первая—бьющая—построена в шеренгу за лицевой линией площадки (у каждого игрока волей­больный мяч), вторая—переправляющаяся—в 7—8 м. от нее за боковой линией и построена в одну колонну перед «мостом» (две гимнастические скамейки, установ­ленные в один ряд поперек площадки), По сигналу игроки второй команды начинают по очереди «переправу через мост», а игроки первой «обстреливают» переправляющих­ся, стараясь попасть в игрока мячом. За каждое попада­ние команда получает одно очко. 2—3 игрока бьющей команды находятся в 4—5 м за мостом для возвраще­ния мячей в свою команду. Когда все игроки второй команды закончат переправу, команды меняются роля­ми—и игра продолжается. Выигрывает команда, набрав­шая больше очков. Мяч бросают ударным движением. В случае, если игрок оступится («свалится с моста»), команде бьющих засчитывают попадание.

ОБУЧЕНИЕ НАПАДАЮЩИМ УДАРАМ

Нападающие удары изучают в такой последователь­ности: прямой нападающий удар по ходу разбега, напа­дающий удар с переводом влево, затем вправо, боковой

 

нападающий удар, который тоже может быть с пере­водом.

Перед изучением нападающих ударов должны быть освоены прыжки и верхние подачи. Прыжки для напада­ющего удара изучают слитно. Обращают внимание на отталкивание и напрыгивание толчком левой ноги. Полез­но выполнять напрыгивание через какое-либо препятст­вие, например через гимнастическую скамейку. По мере овладения напрыгиванием скамейку переносят к сетке. Постепенно приближая скамейку к сетке, занимающихся приучают к вертикальному прыжку. Следят за тем, чтобы в момент напрыгивания учащиеся все больше выносили вперед ноги, к самой средней линии.

Необходимо обратить внимание на «рессорность» при отталкивании: ноги должны работать как пружины, сги­баясь и разгибаясь без паузы. Этой цели способствуют различные прыжки: через скакалку, напрыгивание на предметы различной высоты (гимнастические скамейки, маты, гимнастический козел), серийные прыжки через препятствия (набивные мячи, гимнастические скамейки), а также подвижные игры с прыжками («Чехарда», «Удо­чка») и различные эстафеты.

Иногда перед отталкиванием делают удар ногами о пол. Этого делать не рекомендуется, так как эффективно­го отталкивания не получится. Удар ногами о пол являет­ся следствием того, что игрок перед постановкой ног слишком согнул их в коленях и заменил упругое сгибание под действием веса преждевременным разгибанием.

Далее изучают ударное движение. Здесь полезно по­вторить подводящие упражнения с метанием мяча одной и двумя руками, применяемые при обучении верхней пря­мой подаче. Особую ценность представляет следующее упражнение. Игрок, стоя на полу, поднимает вперед-вверх руку с мячом, затем, отклоняя (но немного) туло­вище назад и поворачиваясь вправо (отводя плечо на­зад), поднимает руку с мячом в положение замаха. При­няв исходное положение замаха, игрок посылает вперед туловище, затем выведением вперед плеча как бы броса­ет вперед свою руку с мячом. Для рывка туловищем впе­ред характерно короткое отведение назад таза. У занима­ющихся должно оставаться ощущение, что сгибание ста­ло следствием рывка.

Чтобы «поймать» это ощущение, полезно многократ-

но повторять такое упражнение. Взять волейбольный мяч ладонями с боков, опустить вниз перед собой, немного согнуться вперед, а затем волнообразным движением вскинуться вверх до положения опоры на носках и одно­временно поднять руки с мячом вверх. Мяч должен остаться именно вверху (не заносить его за голову). Из этого положения за счет короткого рывка тазом нужно бросить мяч вперед.

Это же упражнение выполняют с переводом мяча в одну руку, постепенно выводя ее в исходное положение для удара. Когда броски мяча соответствуют нападающе­му удару, упражнение можно выполнять в прыжке. Пе­ред тем как бросить мяч в прыжке, надо сделать паузу, во время которой проверить правильность занятого перед броском исходного положения.

Броски мяча в прыжке полезно давать на любой ста­дии обучения волейболистов. Они позволяют исправлять недостатки в прыжке, совершенствовать его и положение руки при ударе. В этом же упражнении проще овладеть навыком удара в различных фазах прыжка: в момент взлета, в верхней точке прыжка и при опускании. Упраж­нения в бросках следует проводить в парах в такой пос­ледовательности.

Примерные упражнения

1. Игрок держит мяч ладонями с боков. После 2—3-шажного разбега он прыгает вверх, выносит руки с мячом вверх (но не зано­сит за голову) и за счет короткого рывка тазом назад бросает мяч вперед-вниз, после чего приземляется на площадку.

2. То же, но с перезолом мяча на бьющую руку, постепенно вы­водя ее в исходное положение для удара. При выполнении упраж­нения необходимо помнить, что в момент броска кисть бьющей руки должна быть на мяче. Для достижения этого нужно в момент оттал­кивания энергично послать мяч к бьющей руке.

3. Броски теннисного мяча в прыжке после 2—3-шажного разбе­га. Приведенные упражнения выполняют в парах сначала без сет­ки, затем через пониженную сетку, далее через сетку нормальной вы­соты. После этих упражнений рекомендуется освоить ловлю мяча со своего подбрасывания.

4. Игрок держит мяч перед собой двумя руками. С шагом левой ноги он поворачивает мяч, оставляя его в левой руке, отталкивает­ся левой ногой, выполняя напрыгивание, подбрасывает мяч вперед-вверх и отводит правую руку в положение замаха. Совершив прыжок, игрок в воздухе ловит мяч двумя руками. В этом упражнении важ­но освоить ритм самого движения: на счет «раз»— шаг левой ногой, «два»—подбрасывание мяча, напрыгивание и прыжок, «три»—лов­ля мяча в воздухе. С освоением этого упражнения ловлю мяча заме-

 

няют ударом по нему сначала без сетки, потом через пониженную сетку, затем через сетку нормальной высоты.

5. Нападающий удар со своего подбрасывания выполняют в том же ритме, что и предыдущее упражнение: на счет «раз.» — шаг левой ногой, «два» — подбрасывание мяча, напрыгивание и прыжок с отве­дением правой руки в исходное для удара положение, «три» — удар но мячу, за счет короткого рывка тазом назад. Удар следует выпол­нять на некотором удалении от сетки, чтобы занимающиеся не боялись коснуться ее рукой. Удар со своего подбрасывания — наилучшее уп­ражнение в совершенствовании приемов нападения и защиты.

При правильной работе ног в прыжке и освоении верх­них прямых подач овладение ударами со своего подбра­сывания не представляет особой сложности. После уве­ренного выполнения нападающего удара со своего под­брасывания следует перейти к ударам после передачи сначала встречной, а затем вдоль сетки.

Примерные упражнения

1. Ловля мяча со встречной передачи. Упражнение выполняют в парах, сначала без сетки, затем через сетку. Пасующий игрок выполняет верхнюю передачу с крутой траекторией навстречу нападающе­му, который разбегается, прыгает и ловит мяч в верхней точке свое­го прыжка, после чего приземляется я выполняет передачу своему партнеру. В дальнейшем мяч ловят в исходном для удара положении.

2. Нападающий удар со встречной передачи. Упражнение, анало­гичное предыдущему, только ловлю мяча заменяют удалом. Переда­чу на удар выполняют сначала в сторону бьющей руки партнера, т. е. в удобное для удара положение, а затем в неудобное. В этом случае задача нападающего — сделать правильный выход к мячу.

После освоения этих упражнений можно приступить к изучению прямого нападающего удара после переда­чи вдоль сетки (передающий стоит со стороны бьющей руки нападающего). Передачу на удар выполняют меж­ду игроками, она должна быть средней по высоте, при­мерно в полуметре от сетки. Лучше, если передачу на удар выполняет учитель. В дальнейшем нападающий удар выполняют со всех номеров зоны нападения, после различных по высоте и направлению передач.

Особое внимание следует уделить нападающим уда­рам по мячу, находящемуся далеко от сетки. Это важное средство борьбы с плотным блоком. Важно как можно раньше. Убедить занимающихся в том, что удаленность мяча на 1—2 м от сетки (при правильной технике удара и своевременном выходе на мяч) не влияет ни на точ­ность удара (мяч попадает на площадку противника), ни на его силу.

Нападающие удары с переводом изучают на фоне совершенствования прямого нападающего удара по ходу разбега в различных упражнениях. Сначала зани­мающихся знакомят с нападающим ударом с переводом влево, затем вправо. Освоению этих ударов способствуют следующие упражнения: броски теннисного мяча в прыжке влево и вправо; нападающий удар со своего подбрасывания с переводом влево и вправо; то же со встречной передачи с переводом влево и вправо; то же с переводом влево и вправо после передач вдоль сетки. Ос­воению нападающих ударов с переводом способствует также и соответствующая организация учащихся. Так, броски мяча и нападающий удар с переводом влево лег­че выполнять из 4-й и 3-й зон площадки, а броски и удар с переводом вправо из 2-й и 3-й зон.

Для индивидуальной работы при изучении прямого нападающего удара и отдельных его частей можно реко­мендовать следующие упражнения: нападающий удар в пол с собственного подбрасывания в опорном положении;

то же в опорном положении со встречной передачи; ими­тация нападающего удара у сетки; метание мячей без сетки и через сетку; нападающий удар со своего подбра­сывания; то же через сетку со встречной передачи. С по­мощью этих упражнений можно устранить ошибки, по­являющиеся в ходе обучения. Можно использовать и подвижные игры с прыжками, метанием мячей в цель, напа­дающим ударом.

По наземной мишени, В игре участвуют две команды:

первая размещается на одной части волейбольной пло­щадки (у каждого игрока в руках мяч), вторая—за пло­щадкой на скамейке. На противоположной части площад­ки чертят два круга диаметром 1—1, 5 м или кладут 2 гим­настических мата за линией нападения. Игроки первой команды поочередно выполняют разбег, прыгают вверх и ударным движением бросают мяч в любой круг (мат). За удачное попадание команда получает очко. Когда все игроки этой команды закончат броски, очки подсчитыва­ют и в игру вступает другая команда. Выигрывает коман­да, набравшая больше очков. Игру можно усложнить, разрешив игрокам второй команды поочередно блокиро­вать броски соперников или ввести в игру защитника, ко­торый будет ловить или отбивать мячи, летящие в цель. В этом случае мишени (круг, мат) необходимо разме-

 

щать на 2—3 м одна от другой. Дальнейшее усложнение возможно за счет бросков и нападающих ударов со свое­го подбрасывания.

Картошка. Играющие стоят в кругу, в центре которо­го водящий. Они передают мяч друг другу. Игрок, допу­стивший ошибку (неточная передача, прием мяча с ошиб­кой), садится в центре круга вместе с водящим на корточ­ки. Стоящие в кругу игроки стараются точным нападаю­щим ударом с передачи партнера попасть в сидящих в центре, которые в свою очередь стараются поймать мяч после нападающего удара не вставая. Если им это уда­ется, все сидящие игроки встают в круг, а игрок, от кото­рого был пойман мяч, становится водящим—и игра про­должается.

Пионерский мяч (пионербол). Две команды распола­гаются по обе стороны сетки. Одна из них по свистку вво­дит мяч в игру подачей, другая отбивает его на сторону противника. Можно разыграть мяч для нападающего удара или броска мяча в прыжке через сетку, используя для этого не более трех касаний мяча и трех ударов мя­ча о пол. Каждая команда старается отправить мяч на противоположную сторону так, чтобы он не был принят или был бы отбит более чем тремя касаниями, за что и получает очко. Выигрывает команда, набравшая 15 или большее количество очков (при игре на время). Наибо­лее интересна игра, если в каждой команде по три или четыре игрока.

Боковые нападающие удары, как наиболее сложные, изучают в последнюю очередь. Однако обучение им значительно облегчается уже имеющимся опытом волей­болистов, их умениями и навыками в выполнении прыж­ков, передач, нападающих ударов.

Обучение боковым нападающим ударам проводят па­раллельно с совершенствованием прямых ударов и верх­них боковых подач. Сначала изучают боковой нападаю­щий удар с прямым замахом, затем с обратным.

Примерные упражнения

1. Имитация бокового нападающего удара на месте. В этом уп­ражнении учащиеся осваивают замах и ударное движение.

2. То же, но с бросками теннисного мяча в пол.

3. Имитация бокового нападающего удара в прыжке. Занимаю­щиеся выполняют разбег, прыжок и удар. В этом упражнении соеди­няют разбег с ударным движением.

4. То же, но с метанием теннисных мячей сначала без сетки, затем через сетку.

Боковой нападающий удар у стены без прыжка с собственного подбрасывания.

6. То же, но мяч подбрасывает партнер.

7. Боковой нападающий удар без прыжка с передачи партнера.

8. Упражнение в тропках. Игроки расположены поперек площад­ки. Крайний игрок верхней передачей посылает мяч среднему, кото­рый выполняет удар, направляя мяч другому крайнему игроку, тот ловит мяч и верхней передачей посылает его среднему игроку на удар. Через 5—6 ударов средний игрок меняется.

9. То же, но удар выполняют после небольшого прыжка с мест, затем в прыжке после разбега.

10. Боковой нападающий удар через сетку после передачи партнера.

Приведенные упражнения в такой же последователь­ности применяют и при обучении боковому нападающе­му удару с обратным замахом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.