Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ежемесячные дни здоровья и спорта






В программе дней здоровья и спорта в I—VII классах большое значение имеют подвижные игры, среди которых определенное место занимают игры, подготовительные к волейболу, в VIII- XI классах значительное место отводится спортивным играм, осо­бенно волейболу. Главным образом это упражнения с волейбольным мячом, проводи­мые в виде игры и соревнований, а также двусторонние игры в волейбол. Упражнения для дней здоровья можно найти в разделе уроков физической культуры и в других разделах Внутришкольные соревнования, туристские походы и слеты

Вопросы организации и проведения соревнований по волейболу в школе изложены в главе б..


Соревнования должны проводиться в течение всего учебного года по ши­рокой программе, не ограничиваться соревнованиями только по волейболу. Необходи­мо стремиться к тому, чтобы в соревнованиях участвовали все без исключения члены секции волейбола. Соревнования по волейболу неизменно входят в программу физкуль­турных праздников.

Во время туристских походов и слетов с успехом могут применяться игровые упражнения, подготовительные к волейболу игры и двусторонняя игра в волейбол.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ УЧАЩИХСЯ

Выполнение требований комплексной школьной программы по физической культу­ре существенным образом зависит от того, насколько учащиеся овладели знаниями, умениями и навыками самостоятельных занятий.

Основные формы самостоятельных занятий учащихся можно выделить следующие: утренняя гигиеническая гимнастика, физкультминуты во время приготовления уроков дома, игровые задания на удлиненных переменах, упражнения и игры во время физкультурных занятий в группах продленного дня, домашние задания по физической культуре.

Процесс формирования у учащихся знаний, умений и навыков самостоятельных занятий включает в себя следующие взаимосвязанные составные части: воспитание у школьников интереса к занятиям физическими упражнениями, в частности волей­болом, формирование у школьников убеждения в необходимости систематических за­нятий физическими упражнениями, волейболом, вооружение учащихся знаниями, уме­ниями и навыками самостоятельно заниматься физическими упражнениями, волей­болом.

Главную роль в этом процессе играет учитель физической культуры, тренер секции волейбола, родители учащихся.

Содержание упражнений для самостоятельных занятий подбирается из програм­много материала уроков физической культуры, на которых изучаются приемы волей­бола, и из программы для школьной волейбольной секции.

Глава 6. СОРЕВНОВАНИЯ, ПРАВИЛА ИГРЫ ПО ВОЛЕЙБОЛУ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

СОРЕВНОВАНИЯ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

В волейболе удачно сочетаются два наиболее эффективных метода физического воспитания: игровой и соревновательный. Во-первых, волейбол относится к спортивным играм и изобилует игровыми упражнениями. Во-вторых, в игровой форме учащиеся лучше усваивают определенный учебный материал. В-третьих, соревновательный мо­мент заключается в самой игре в волейбол, а проведение многих упражнений в виде соревнований способствует максимальной мобилизации сил учащихся. Все это в целом говорит о большом значении соревнований в решении задач физического воспита­ния школьников.

Спортивные соревнования также органически входят в систему подготовки во­лейболистов. Они являются не только непосредственной целью тренировки, но слу­жат и эффективным средством специальной подготовки. В настоящее время в спорте трудно добиться успеха, просто регулярно тренируясь, наращивая объем и ин­тенсивность тренировочных нагрузок. Регулярное участие в соревнованиях—обя­зательное условие для того, чтобы спортсмен приобрел и развил необходимые со­ревновательные качества, волю к победе, повысил надежность игровых навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, и вос­питать специализированные качества и навыки, естественно, можно только в сорев­нованиях.

Надо стремиться к тому, чтобы соревнования проводились в твердо установлен­ные сроки. Лучшее время для районных и городских соревнований — январь-март, для внутришкольных — ноябрь-декабрь. Соревнования должны проводиться регу­лярно, чтобы их воздействие было достаточно эффективным. Очень большое чис­ло соревнований, так же как и слишком малое, нарушает нормальный ход тренировочного процесса в секции. В командах высших разрядов соревнова­тельная подготовка складывается из 60—70 игр в году, из них 30—40 игр календарных, остальные — контрольные и товарищеские. Для ребят 15—17 лет количество игр в году должно быть 40—50, половина из них — календарные, в 13—14 лет количество игр соответственно 30 (14—16 календарных). Для ребят более младшего возраста количество игр по мини-волейболу будет 10—14 (6—8 календарных), кроме того,. для них проводятся соревнования по технике игры в волейбол.

Волейбол — командный вид спорта, и результат участия в соревнованиях есть итог коллективных усилий членов команды. Но для того чтобы соревновательные коллективные действия были эффективными, необходимо, чтобы волейболисты инди­видуально были хорошо подготовлены к соревновательной борьбе. Всех юных волейбо­листов, например занимающихся в спортивных школах (их более 250 тысяч), офи­циальными соревнованиями охватить невозможно, а готовить надо в равной мере всех по единой программе. Для этого необходимы регулярные соревнования по физической и технической подготовке, подвижным и подготовительным к волейболу играм, по во­лейболу в самой спортивной (общеобразовательной) школе, при стопроцентном охва­те занимающихся. Соревнования эти должны носить официальный характер с выяв­лением и награждением победителей, лучших учебных групп по возрастам, лучших коллективов. В соревнованиях по физической и технической подготовке юный волейбо­лист борется «за себя», здесь воспитываются очень важные бойцовские качества. В подвижных и подготовительных к волейболу играх эти качества переносятся в коллек-

тивные действия, что в последующем положительно сказывается на соревновательной «волейбольной» подготовке.

Члены волейбольной секции и групп начальной подготовки наравне со всеми обя­зательно участвуют в соревнованиях по программе комплекса ГТО, и это идет им в за­чет по общей физической подготовке. Кроме того, для волейболистов проводятся сорев­нования по специальной физической подготовке. Такие соревнования проводятся в виде многоборий (отдельно в беге, прыжках, метаниях) и комбинированно (бег, прыжки, метания). Например: 1) прыжок вверх с места, прыжок в длину с места, тройной прыжок с места, 2) метание набивного мяча из-за головы двумя руками сидя и в прыж­ке, метание хоккейного мяча на дальность, теннисного мяча на точность в прыжке, 3) бег 30 м, бег 92 м с изменением направления, бег ЗХ 10 м, бег 6Х 5 м, 4) бег 30 м, пры­жок в длину с места, метание набивного мяча в прыжке. В начале и конце учебного года соревнования по физической подготовке служат контрольными испытаниями и позво­ляют судить о качестве учебно-тренировочной работы.

Соревнования по технической подготовке повышают у ребят интерес к овладению техникой волейбола, а учителю позволяют проследить за тем, как юные спортсмены усваивают приемы игры. В программу соревнований входят: первые и вторые переда­чи мяча, передачи через сетку на точность, подачи на точность, нападающие удары на точность.

Для детей 8—12 лет нужно проводить соревнования по подвижным играм, спе­циальным эстафетам и играм, подготовительным к волейболу, по мини-волейболу. Программа соревнований включает игры, в которых проявляются скорость реакции, быстрота ответных действий и особенно ловкость. Это преимущественно командные игры — «Катающаяся мишень», «Охотники и утки», «День и ночь», «Пионербол», «Борьба за мяч» и др. Конечно, нельзя забывать о соревнованиях по баскетболу и ручному мячу. В эстафеты включаются различные способы перемещения (пристав­ным шагом, прыжками на одной ноге и др.), переноска набивных мячей, кувырки, изменение направления перемещения и др. Из подготовительных игр в программу соревнований целесообразно включить «Мяч в воздухе» в различных вариантах (в круге, в круге с одним и двумя водящими в середине, на месте и в движении), «Два мяча через сетку», приблизив правила этой игры к волейболу. При проведении соревнований внутри школы целесообразно практиковать комплексный зачет: учиты­вать результаты по волейболу или мини-волейболу, физической подготовке, подвиж­ным играм и эстафетам, технической подготовке. Элементы комплексного зачета, например, введены в проведение юношеского первенства СССР по волейболу.

Соревнования по волейболу целесообразно проводить по одному возрасту (13 лет, 14 лет и т. д.), чтобы все учащиеся в равной мере были охвачены соревнованиями. Полезны игры старших с младшими, последним дается определенное преимущество (например, в очках в каждой партии).

Соревнования проводятся полными составами (6Х6) и неполными: 5Х5, 4Х4, 3Х3, 2Х2, 1Х1. Такие соревнования в сочетании с соревнованиями по физической и технической подготовке совершенствуют «соревновательные» качества, которые затем проявляются в процессе коллективных действий в игре волейбол полными составами. Для учащихся 10—12 лет проводятся соревнования по мини-волейболу.


Правила име­ют некоторые отличия от «большого» волейбола.

Для более эффективной подготовки юных волейболистов целесообразно в поло­жении о соревнованиях оговаривать определенные моменты: подачу выполнять только нижнюю прямую, при приеме подачи первой передачей мяч направлять: а) в зону 3, б) в зону 2, в) в зону 4; передачу на удар выполнять только: а) находясь лицом к

нападающему, б) спиной к нему; нападающий удар выполнять только средней силы в глубину площадки и т. п. Эти указания связываются с программным материалом для соответствующего возраста и направлены на более прочное его освоение в игровой и соревновательной обстановке.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.