Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поводы и основания возбуждения уголовного дела






Для того чтобы обоснованно принять решение о начале производства по уголовному делу, необходимо наличие законного повода и достаточного основания.

Под поводом к возбуждению уголовного дела понимается установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении, что обязывает их разрешить вопрос о возбуждении дела [23, с. 222].

Поводы к возбуждению уголовного дела – это источники информации о готовящихся, совершаемых или совершенных преступлениях, полученные или обнаруженные органом уголовного преследования [26, с. 292].

Согласно ст. 166 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь поводами к возбуждению уголовного дела являются:

- заявления граждан;

- явка с повинной;

- сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций;

- сообщение о преступлении в средствах массовой информации;

- непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.

В соответствии с Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц» [16, с. 292] под заявлением понимается обращение граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан. Заявления гражданнаиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела.

Заявления граждан могут облекаться как в устную, так и в письменную форму. Письменное заявление должно быть подписано лицом, от которого оно исходит.

Обращение с устным заявлением в соответствующую инстанцию производится при личной явке либо иным путем, например по телефону. Устные заявления заносятся в протокол, который подписывается заявителем и должностным лицом органа дознания, дознавателем, следователем или прокурором, принявшим заявление. Протокол дожжен также содержать сведения о заявителе: подпись гражданина с указанием фамилии, имени и отчества, данные о месте жительства или работы (учебы), изложение существа заявления. Также заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, о чем в заявлении или протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуждению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содержащихся в них сведениях о противоправных фактах путем оперативно-розыскной деятельности или иным не процессуальным способом.

Если имеются основания полагать, что заявителю, членам его семьи, близким родственникам или иным лицам, которых он считает своими близкими, могут угрожать убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением имущества и применением других противоправных действий, в заявлении согласно части 6 статьи 168 УПК не указываются анкетные данные заявителя и не ставится его подпись. В данном случае необходимым применить в этом случае правило, установленное частью 8 статьи 193 УПК, согласно которому в протоколе следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель, свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае следователь, дознаватель обязаны вынести постановление, в котором излагаются причины принятого решения о сохранении в тайне данных о личности участника следственного действия, указываются вымышленные данные о личности и приводится образец подписи, которые они будут использовать в протоколах следственных действий с его участием.

Явкой с повинной считается добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, когда этому лицу еще не объявлено постановление о возбуждении в отношении его уголовного дела, о признании подозреваемым, применении меры пресечения и вынесении постановления о привлечении его в качестве обвиняемого (ч.1 ст. 169 УПК).

Толкуя это определение, следует отметить, что явка с повинной возможна и тогда, когда лицо знает о направленном против него уголовном преследовании, но за иное преступление. Как явка с повинной должно, например, расцениваться заявление лица, привлеченного к уголовной ответственности, о совершенных им иных преступлениях, о которых не знают органы уголовного преследования [2].

Заявление о явке с повинной может быть сделано как в устной, так и письменной форме. Явившемуся, разъясняется, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 63 УК явка с повинной является смягчающим ответственность обстоятельством.

Согласно же части 1 статьи 88 УК в случае совершения впервые преступления, не представляющего большой общественной опасности, явка с повинной как проявление деятельного раскаяния лица может при наличии указанных в Законе условий повлечь освобождение его от уголовной ответственности.

О явке с повинной составляется протокол, в котором подробно описывается сделанное заявление. Протокол подписывается явившимся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление.

Если в заявлении о повинной сообщается о совершении преступления совместно с другими лицами, явившийся с повинной предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций (ст. 170 УПК) о преступлении исходит от тех, которые не имеют права возбуждать уголовные дела. Обязанность указанных органов информировать органы уголовного преследования о фактах преступлений вытекает из ряда ведомственных нормативных актов.

Так, в Инструкции, прилагаемой к приказу Минздрава и МВД Республики Беларусь от 4 августа 1994 г., сотрудники лечебно-профилактического учреждения при поступлении к ним лиц с телесными повреждениями криминального характера, лиц, которые в силу состояния здоровья не могут сообщить о себе никаких данных, а также с признаками наркотического опьянения или несовершеннолетних с признаками отравления алкоголем, наркотическими или токсическими веществами обязаны немедленно поставить об этом в известность оперативного дежурного УВД или территориального органа внутренних дел и сделать соответствующую запись в журнале учета поступивших к ним лиц.

Сообщение должностных лиц государственных органов, иных организаций должно быть сделано в письменной форме; составлено на фирменном бланке, при наличии такого, соответствующего органа, организации; подписано руководителем и по возможности скреплено печатью. К сообщению могут быть приложены документы и иные материалы, подтверждающие достоверность информации о преступлении (например, акт документальной ревизии, подтверждающий наличие недостачи) [9, с. 9-10].

Сообщение о преступлении в средствах массовой информации, может служить поводом к возбуждению уголовного дела. Должностное лицо средств массовой информации, которое распространило сообщение о преступлении, по требованию органа уголовного преследования обязано передать находящиеся в его распоряжении документы и иные материалы, подтверждающие сделанное сообщение. Источник информации и имя лица, представившего сведения, должны быть названы только по требованию органа, ведущего уголовный процесс, если это необходимо для предварительного расследования или рассмотрения дел, находящихся в его производстве (ст.171 УПК).

В соответствии с ч. 4 п. 5 Указа № 498 [12] обращения, содержащие информацию о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении либо ином правонарушении, в пятидневный срок со дня их регистрации в организации направляются ею в соответствующие правоохранительные или другие государственные органы.

Непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления. Об обнаружении ими признаков преступления работники милиции докладывают начальнику органа внутренних дел (милиции). Только после того как он в качестве начальника органа дознания убедится в том, что предоставленные материалы (рапорта, объяснения, акты, протоколы и т.д.) содержат сведения о наличии обстоятельств, подпадающих под признаки какого-либо из составов преступления, появляется повод к возбуждению уголовного дела, предусмотренный п. 5 ст. 166 УПК.

Если начальник органа дознания придет к выводу, что для констатации наличия этого повода необходимо провести дополнительную проверку поступивших материалов, она осуществляется в рамках уголовно-процессуальной или административно-служебной деятельности.

Непосредственное обнаружение признаков преступления лично начальником органа дознания (в случаях, например, рассмотрения им материалов об административных правонарушениях) сразу же приобретает значение повода к возбуждению уголовного дела.

Аналогичное положение складывается и в случаях непосредственного обнаружения признаков преступлений в исправительно-трудовых учреждениях, следственных изоляторах. Первым, по общему правилу, о совершении или приготовления преступления становится известно работникам оперативных и режимных частей этих учреждений. Но определение наличия повода к возбуждению уголовного дела в форме «непосредственного обнаружения признаков преступления» является прерогативой начальников перечисленных подразделений как органов дознания.

Непосредственное обнаружение признаков преступлений органом дознания как повод к возбуждению уголовного дела может представлять собой получение в ходе следственных и других процессуальных действий данных о совершении уголовно наказуемого деяния, не имеющего связи с предметом доказывания по находящемуся в его производстве уголовному делу.

В этих случаях дознаватель выносит постановление о выделении материалов в самостоятельное производство и представляет их на рассмотрение начальнику органа дознания. Признав, что материалы содержат сведения о ранее неизвестном преступлении, начальник органа дознания констатирует наличие повода к возбуждению уголовного дела – непосредственное обнаружение признаков преступления [3, с. 4].

Основаниями к возбуждению уголовного дела (ст. 167 УПК Республики Беларусь) являются:

1) наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу;

2) исчезновение лица, если в течение десяти суток с момента подачи заявления оперативно-розыскными мероприятиями, проведенными в этот срок, установить местонахождение лица не представляется возможным.

Уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие па признаки преступления.

Как известно, деяние признается преступным, если оно обладает признаками уголовной противоправности, общественной опасности, виновности инаказуемости. Отсутствие любого из этих признаков означает и отсутствие преступности деяния. В ряде случаев вышеперечисленные обстоятельства могут внешне (формально) быть сходными с преступлением и непосредственно влияют на решение вопроса о наличии необходимых предпосылок для ведения судопроизводства, об уголовной ответственности и наказания виновного, но совершенное при определенных обстоятельствах, оно может быть лишено не одного, а всех четырех указанных признаков преступления и, следовательно, не является преступлением.

Сказанное означает, что деяние, совершенное при этих обстоятельствах не содержит в себе состава преступления, в связи с чем отсутствует основание уголовной ответственности лица, совершившего это деяние. Более того, социальная природа этих обстоятельств такова, что соответствующее деяние не только становится неприступным, т.е. правомерным, но и является общественно полезным.

Однако, дляпризнания деяния преступным, как правило, не требуется полного знания о преступлении. Обычно бывает достаточно указания на объект и объективную сторону преступления.

В этих случаях уголовное дело возбуждается по факту события преступления, а не в отношении конкретного лица, что, однако, при известных условиях, не исключает возможности возбуждения уголовного дела в отношении определённого лица, например, при задержании лица на месте совершения преступления либо в силу специфики преступления (например, при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов или от содержания детей). В этих случаях лицо, в отношении действии которого возбуждено дело, должно получить процессуальный статус подозреваемого пли обвиняемого в установленном порядке.

Не требуется, чтобы имелись сведения о лицах, виновных в совершении преступления. Однако при определенных условиях не исключается возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица (например, при задержании преступника на месте преступления) либо в силу специфики преступления (например, при самовольной отлучке военнослужащего, злостном уклонении от уплаты алиментов).

Для возбуждения уголовного дела необходимо иметь достоверные, тщательно и всесторонне проверенные данные о готовящемся или совершенном преступлении.

Основанием к возбуждению уголовного дела являются данные об исчезновении лица. Это новое основание. По этому основанию уголовное дело возбуждается, если втечение десяти суток с момента подачи заявления проведенными в этот срок оперативно-розыскными мероприятиями установить местонахождение лица не представилось возможным и при наличии основании о том, что это лицо могло стать жертвой преступления [10, с. 5]

Вывод об имевшем место преступлении, хотя и должен быть основан на достаточных данных, носит обычно предположительный характер и побуждает к проведению всестороннего расследования в следующей стадии процесса.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.