Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы педагогов-дефектологов.






Коррективное воспитание, как мы об этом выше говорили, ставит себе довольно широкие задачи: с одной стороны, сюда входит предупреждение, с другой—лечение и, наконец, с третьей—перевоспитание разнообразных недостатков характера и интеллекта. Личность педагога имеет большое значение и в смысле психической гигиены. Его поведение в значительной мере определяет собою психическое здоровье всего коллектива. Деятельность педагога, воспитывающего исключительного ребенка, многообразна и сложна. И, может быть, вследствие такого положения, личность педагога-дефектолога, являясь одним из сильных «раздражителей» воспитания, играет значительную роль—положительную или отрицательную—в изменении поведения исключительного ребенка. И, несмотря на это, в лучших иностранных руководствах очень мало, вскользь или совсем не говорится о педагоге-дефектологе; в них вы найдете многое о ребенке, о его воспитании и технике коррекции, и почти не упоминается, кто же все это должен проводить в жизнь. И потому весьма интересны появившиеся за последние годы статьи, в которых поставлен вопрос о личных свойствах, необходимых воспитателю исключительных детей.

В специальной педагогической литературе детей с недостатками характера иногда подразделяют на четыре основные группы: 1) неустойчивые, 2) замкнутые, 3) слабовольные и безудержные и 4) нервные. Педагогов-дефектологов группируют также на четыре типа: 1) суггестивный, 2) действующий на чувства ребенка, 3) динамический; и 4) материнский тип.

Можно было бы на конкретных примерах представить характерологические отличия этих типов и разобрать успехи или неуспехи в работе того или другого типичного педагога по отношению к четырем только что указанным группам исключительных детей.

Первый пример. Аффективно-неустойчивый мальчик неохотно принимается за свою работу. Незначительный повод со стороны педагога сильно повышает его возбужденное состояние, вслед за чем он вовсе отказывается от работы, дерзит, грубит. Инцидент закончился тем, это мальчик ударил воспитателя. И в этом случае мы должны быть объективными и прямо сказать, что виноват их мальчик, а воспитатель, который допустил педагогическую ошибку и не смог вовремя повлиять на возбуждение своего питомца и успокоить его. При каких обстоятельствах было бы возможным избежать этой тяжелой сцены? Несомненно, если бы воспитатель обладал двумя свойствами: умением своевременно констатировать нарастание чувства недовольства и силой внушения предотвратить возможную реакцию. Обладающего такими свойствами называют суггестивным типом. Энергичное влияние такого типа вытекает из цельности и твердости, присущих его характеpy. Он действует взглядом, тоном голоса, всеми движениями. Так как подобные люди везде желанны и любимы, они часто делаются весьма тщеславными.

Разновидностью суггестивного типа является эротический педагог. Педагогическое действие Эроса основано на ею беспримерной суггестивной — внушающей — силе. Энергия воспитателя эротического типа подвержена сильным колебаниям; он живет минутой вдохновения. Ток между ним и ребенком не идет равномерно и не дает благотворной и спокойной теплоты, которая делает отношения между людьми простыми и мягкими; он накаляет педагогическую атмосферу. Неизбежно наступающая реакция приносит беспокойство, горечь, разочарование.

Второй пример. Перед нами боязливый, неуверенный в себе, депрессивный, истеричный, чудаковатый воспитанник; он замыкается от всякого воздействия, живет интенсивной внутренней жизнью, всецело занят своими интересами, словом, так называемый интровертированный (обращенный внутрь себя) субъект. Педагогу весьма трудно на него влиять, так как он заражен недоверием или негативизмом (резко выраженным упрямством). Он работает только тогда, когда это совпадает с его вычурными, странными интересами, вследствие чего в школьных занятиях успевает мало. Какие психологические свойства педагога-дефектолога могут помочь и быть полезными в данном случае? Конечно, не сила внушения, так как интровертированный ребенок не восприимчив к внушению. Он идет навстречу только полному душевному спокойствию и равновесию. Этот тип воспитателя называется интимно действующим на чувства ребенка. Свою целительную силу он находит в непредумышленном разговоре, например, около постели ребенка в минуту прощания на ночь, при ночных прогулках, вечером за чайным столом, во время экскурсий в теплые, солнечные дни и т. п.

Третий пример. Слабовольные, безудержные, с сильно развитым сексуальным инстинктом дети и юноши не поддаются влиянию ни первого, ни второго типа педагогов. Этим слабовольным «бездельникам», «гулякам», «ветреным головам» свойственна постоянная смена школ и мест работы, долги, ложь, воровство, сексуальные эксцессы — беспрерывное лавирование между врачебно-педагогическими учреждениями и местами для несовершеннолетних. Хорошо известно, что действовать на их чувства или настроения нельзя, здесь никогда нельзя надеяться своим влиянием достигнуть каких-либо действительно ценных волевых улучшений—одни обещания, которые никогда не исполняются. Подобные мальчики, а еще в большей мере девочки невыносимо тяжелы в семье и вносят постоянный хаос в воспитательное заведение. Какая психическая структура нужна воспитателю, чтобы помочь в данном случае? Ясно, что это должны быть деловые, последовательные, строгие, нераздражающие, прямолинейные, с твердой волей практические реалисты. Этот тип дефектолога называется динамическим. Его сильная сторона, его главный метод—пример, действие, которое убеждает, не прибегая к лишним словам. Он требователен к себе и требует многого от других. Он работает педантично, добросовестно и надежно. Однако частенько в нем имеется склонность к насилию. Ввиду того что у подобного педагога-дефектолога интеллект имеет малую регулирующую и контрольную силу, он нередко, к сожалению, становится грозой детского учреждения.

Четвертый, последний пример. Слабенькая, нервная девочка, неуверенная в себе, робкая. Она заикается от страха перед некоторыми словами и в то же время нетерпима, придирчива, постоянно жаждет, чтобы на нее обращали внимание. С коррективной целью можно в аналогичном случае рекомендовать успокоение и подбадривание посредством достигнутых ею успехов. Собственные достижения ребенка имеют решающее значение для его выздоровления. Но здесь-то и замыкается круг. Ведь при каждом требовании у девочки начинаются какие-либо боли или она ищет прибежища в заикании. Это мешает ее медико-педагогической коррекции, она не испытывает радости от своих успехов. Она все время возвращается к своему обычному поведению. Образно говоря, это «змея, кусающая себя за хвост». Представим себе на минуту, как может подействовать на такого ребенка динамический Воспитатель. Он будет действовать угнетающе на ее психику и, вопреки всем стараниям и «правильным мерам», псе более и более лишать ее бодрости. Нервные симптомы, несомненно, на время исчезнут, чтобы вновь выплыть в другой форме. Суггестивный воспитатель здесь будет иметь некоторые шансы на успех, но соответственно своему темпераменту и характеру он действует не успокоительно, но возбуждающе, и в силу этого у нервного ребенка достигает лишь кажущихся результатов. Воспитатель, действующий на чувства, без сомнения, из всех вышеописанных типов скорее всего может войти в психический контакт с нервными детьми. Но ему обычно недостает внутренней постоянной готовности к попечению, к уходу за ребенком. Это свойство, однако, имеет решающее значение для врачебно-педагогической коррекции нервных. В наиболее чистой форме оно присуще каждой хорошей матери. Поэтому такой тип педагога-дефектолога называется материнским (отцовским). Материнские чувства могут равно иметь и мужчина и женщина. Во многих браках супруги переменялись ролями. Мужчина проявляет материнское отношение тогда, когда ребенок поверяет ему все, что волнует его сердце. Только такой человек может разорвать круг, в котором вращается нервный ребенок.

Малопригодная разновидность материнского типа воспитателя отличается чрезмерной мягкостью, уступчивостью: все понять, все простить. Подобные мягкие натуры, благодаря своему успокаивающему или смягчающему влиянию, достигают поразительных результатов до тех пор, пока ребенок остается под их охраной. Поставленный перед лицом суровой действительности, нервный ребенок остается беспомощным, если своевременно не закалить его.

Описанная попытка установить типологию педагогов-дефектологов, несомненно, весьма любопытна, так как она дает ключ к наилучшему подходу, к установлению наибольшей внутренней связи между педагогом и питомцем. И наряду с этим она нисколько не умаляет того положения, что педагогов-дефектологов нужно систематически подготовлять и вырабатывать. К тому же педагог должен обладать совершенно определенным комплексом психических качеств, чтобы быть действительно педагогом. Его профессиональная пригодность изучается в настоящее время психотехникой. Однако пока эта работа не закончена, мы можем опытным путем наметить положительные и отрицательные особенности педагога-дефектолога, делающие его пригодным для выполнения коррективных обязанностей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.