Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррективно-воспитательные достижения.






В медико-педагогической клинике, состоявшей под моим руководством в течение двадцати с лишком лет, было заведено правило продолжать следить за судьбой воспитанников и по выходе их из учреждения. Это дало возможность собрать весьма ценный материал относительно того, насколько каждый из наших питомцев приспособился к социальной жизни, кто из них больше успел в этом смысле, кто меньше. Связь так была налажена, что всякий воспитанник (и, конечно, каждый из родителей) мог обратиться в клинику лично или письменно всегда, когда была у него в этом потребность. Заметим, что бывшие воспитанники во всех почему-либо интересовавших их интимных случаях, а также и при всякого рода затруднениях Довольно часто просили дать им совет, указания. Запрашивали, например, какую избрать им профессию, следует ли вступить в брак и так далее. Некоторые из них, показывая своего ребенка, справлялись, не будет ли он таким же, каков его отец или мать. Нередко выбывшие из клиники дети приходили в нее и без всякой надобности, а только в силу чувства привязанности или признательности.

Таким образом, мы вели систематический учет результатов коррективного воспитания на протяжении десяти— пятнадцатилетнего участия наших воспитанников в жизни, Результат коррекции в каждом отдельном случае могли сопоставить с формой и степенью детской нервности и детской исключительности характера, а это, в свою очередь, давало богатый материал для рациональной постановки прогноза, то есть решения вопроса о том, насколько возможно устранение дефектов характера путем коррекционного воздействия.

Наш опыт говорит о том, что патологические, ненормальные черты характера выравниваются, если эта коррекция производится с раннего возраста и достаточно по времени. Не имеет никакого оправдания существующее в обществе мнение, будто, например, психопатам и нервопатам нельзя помочь. Многие ненормальности характера, в особенности свойственные периоду полового созревания, исчезают с возрастом сами собой, а те, которые оказываются более стойкими, вполне поддаются исправлению. Истерические черты характера поддаются коррекции легче, Чем эпилептические. Длительно подавленное настроение нуждается в более интенсивных медико-педагогических усилиях, чем чрезмерная фантазия или припадки аффекта. Вообще следует иметь в виду, что преувеличение нормальных детских качеств имеет меньшее значение, чем ясно выраженные психические извращения, как, например, навязчивые идеи. Даже извращения и запущенная антиобщественность, так пугающая родителей и неопытных воспитателей, может, по мнению специалистов, совершенно Исчезнуть, не требуя никаких особых тонкостей педагогической коррекции. С помощью специального воспитания мы несомненно можем достигнуть в одних случаях смягчения интенсивности различных ненормальностей характера, и других — координирования (согласования) нормальных черт с ненормальными проявлениями психики. Другими словами, интенсивность и объем психических аномалий можно смягчить, ослабить до такой степени, чтобы дети и подростки могли самостоятельно справиться с жизнью и быть полноценными гражданами. И вот исключительный по характеру ребенок впервые приобретает умение сдерживать свою необузданность, припадки гнева, другой ребенок воспитал в себе ровность настроения, третий создал сложную работоспособность, устранив свои мрачные мысли. Я совершенно согласен с мнением профессора II. Г. Бельского, что если нам удается настолько ослабить дефекты характера, что как сам ребенок или подросток, так и его окружающие не будут их ощущать, то мы сможем сказать, что задача наша выполнена.

Особенно хорошо поддаются лечебно-педагогическому воспитанию те случаи, где болезненно повышенное реагирование с последующим повышением рассеянности и утомляемости стоит в тесной связи с физической слабостью (малокровием, интоксикацией и т. п.); здесь мы достигаем лучших результатов благодаря тому, что мы можем применять и физическое лечение, и психическую коррекцию.

На основании практики мы убеждены, что надежды на успех коррективного воспитания тем больше, чем раньше распознаны психоневропатические черты характера у ребенка и чем скорее, правильнее и длительнее будет лечебно-педагогическое воздействие. Такое мнение широко распространено в Западной Европе и Америке.

В последнюю свою научную командировку мне пришлось лично убедиться, что, например, в Германии возраст воспитанников, поступающих в специальные институты или школы, постепенно понижаясь, спустился в настоящее время в дошкольный. Родители, не желая упускать наиболее благоприятного времени, а также боясь ухудшить состояние ребенка, не ждут наступления критического переходного возраста из дошкольного в школьный и тем более другого критического периода, связанного с половым созреванием.

С другой стороны, результаты перевоспитания будут тем более значительны, чем медленнее и мягче будет переход от строго регулируемой жизни в специальном детском учреждении к самостоятельной деятельности; безразлично, будет ли это вспомогательная школа, институт для трудного ребенка, дом нервного ребенка, санаторий-школа, институт по воспитанию слепых или глухонемых детей и т. п.

Дело медико-педагогической коррекции, как в специальных учреждениях, так и на дому, надо так ставить, чтобы педагогу-дефектологу было ясно, что он должен делать и каких добиваться результатов, знание детальных педологических данных о ребенке послужит для него побуждением с еще большим усердием стремиться к своей цели. Необходимо отказаться от мысли, что невропсихо-патические конституции являются наследственными, неспособными к улучшению и потому будто бы не поддающимися коррекции. На основании личного опыта и учитывая литературные данные, позволительно не впервые категорически утверждать совместно со специалистами нашего Союза республик (А. С. Грибоедов, Ф. С. Владимирский, П. Г. Бельский, Н. Н. Тарасович, В. А. Гиляровский, М. О. Гуревич, А. Б. Залкинд, В. М. Бехтерев, А. М. Левенсон и многие другие), что результаты рационально поставленного лечебно-коррективного воспитания оказались действительно значительными и качественно и количественно.

На возможность и закономерность такого педагогического оптимизма в деле коррекции психоневропатических детей указал и профессор А. Б. Залкинд, выступая с докладом на I Всесоюзном педологическом съезде. В отдельном своем сообщении на том же съезде, подробно разбирая симптомы эпилепсии, шизофрении (схизофрении) и циклотимии в детском возрасте, он обратил внимание собравшихся на то, что припадки эпилепсии и различные проявления указанных двух психических заболеваний могут усиливаться или, наоборот, ослабляться в зависимости от изменения условий среды. Отслаивая от этих болезней путем перевоспитания все то, что создается социальной средой, то есть устраняя социогенные привески, мы тем самым резко улучшаем и припадки этих болезней, и общее психическое состояние больных детей. Другими словами, если возможны достижения при этих, может быть, наиболее тяжелых видах трудной воспитуемости, то при простых и легких формах исключительности детского характера тем более гарантирован успех.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.