Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исправление истерического характера.






Наш многолетний опыт по изучению и большая практика по воспитанию детей с истерической конституцией говорят о том, что медико-педагогическая коррекция является весьма сложным и тонким делом как по своей цели, так и по своим приемам, которые частично могут быть применимы также и к другим типам исключительных детей. Однако, несмотря на всю сложность коррекции этих детей, получаемые результаты перевоспитания весьма ощутимы тогда, когда в каждом случае коррекция проводится рационально, систематически и индивидуально.

Детская истерия принадлежит к излечимой недостаточности характера, только браться следует за нее как можно раньше.

Очень часто она обусловливается известного рода психической инфекцией, что мы называем несколько рельефнее—психической индукцией. Последняя или исходит от какого-либо члена семьи, или переносится благодаря постоянному общению с истерическим субъектом, которому поручено воспитание данного ребенка.

Обыкновенно родители и родственники слишком балуют аномальных детей или, наоборот, чересчур строго с ними обращаются. Из этих обстоятельств вытекают следующие выводы:

1) Наблюдения показывают, что даже благоразумным родителям очень трудно относиться к маленькому пациенту с должной объективностью, оставаться спокойными и хладнокровными, соблюдая золотую середину между изнеживанием характера и его коррекцией. Обычно ребенок является для своих домашних предметом особой заботы и баловства, вследствие чего он повышает с каждым разом свои категорические требования, блистает виртуозными капризами и глядит на все излишества матери, когда она сама бывает нервна и истерична, подражая ей.

Поэтому лучше всего поместить ребенка в чужую семью с соблюдением обязательного условия — инструктирования со стороны специалиста-врача — или в санаторно-педагогическое учреждение, где вся атмосфера насыщена рациональным отношением к ребенку, где не переоценивают его истерические проявления, где перемена всей обстановки и новизна ее сначала отвлекают, а затем и сдерживают капризы истерика и таким образом постепенно успокаивают его нервную систему.

Часто благодаря удалению истерического ребенка из родительского дома достигается излечение не только его, но также многих других членов семьи, так как этим нарушается тот заколдованный круг, вследствие которого психические особенности ребенка переносятся на остальную семью и обратно.

2) Не следует упускать из виду, что здесь большую роль играет личность врача или педагога, которым поручено данное лечение. Это личное влияние авторитетных людей можно рассматривать как внушение, причем мы охотно соглашаемся с существующей мыслью, что успех коррекции детской истерии при помощи гипноза зависит в меньшей степени от способа лечения и в значительно большей от того, кто лечит. Врачи давно уже пришли к выводу: истерию излечивает не лекарство, а врач. Это могущественное влияние личности исцелителя выражается уже в том, что успех достигается даже при посредстве самых абсурдных приемов. Как отмечает немецкий профессор Людвиг Брунс (Ludwig Bruns), в области истерии всякого рода шарлатаны и фокусники достигли несомненных успехов (СНОСКА: См.: Bruns L. Handbuch der Nervenkrank heiten im «indesal-ter.- Berlin, 1912; Hysteria des Kindesalters. - Berlin, 1926.). Во всех подобных случаях действенным средством является то, что истеричные очень верят в силу врача.

3) Для коррекции истерических детей заслуживают внимания три метода: целесообразно применяемое игнорирование; фиктивное, иначе называемое безразличным, лечение; так называемый метод «огорашивания», «заставания врасплох».

Метод игнорирования применим во всех тех случаях, в которых ребенок до тех пор был предметом чрезмерного внимания и когда существуют ипохондрические признаки. В подобных случаях заранее говорят ребенку, что не признают у него никакой болезни, что все это его воображение и притворство. Лучше и вернее, не говоря об этом воспитаннику, не обращать внимания на его заявления, что он болен.

Метод фиктивной, мнимой коррекции особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируются (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребенка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода), то он будет совершенно здоров. При истерических судорогах, параличах, потере звучности голоса (афония), истерическом заикании, полной потере речи (мутизм) или истерической неспособности стоять, ходить (абазия и астазия) и т. п. блестящий результат дает лечение фарадическим током(СНОСКА: Один из методов электротерапии — лечение посредством применения переменного прерывистого индуцированного тока.— Ред.).

Метод «заставания врасплох», или метод «ошеломления» (Dberrumpelingsmethode), состоит в том, что на ребенка воздействуют путем энергичных требований и запретов, например: «Подними руку. Ходи. Стой. Не говори шепотом, говори громко» и т. п. Вследствие этого у ребенка не остается больше времени, чтобы болеть, и он приучается исполнять все приказания беспрекословно.

Подобные меры воздействия составляют искусство главным образом врача. Но и здесь педагогический элемент выступает на первый план, так как далеко не все равно, как будет себя вести в каждом данном случае врач, как он начнет и какое время выберет для коррекции.

Коррективное воспитание истериков необходимо поставить так, чтобы отвлечь их от болезни и одновременно внушить им, что они ответственны за все свои поступки и что их ошибки и поступки происходят не из болезненных причин. Если педагог-дефектолог будет твердо убежден, что он имеет дело с ненормальным субъектом, он не должен давать понять ему этого. Этим он будет приучать истеричных детей справляться со своими невропатическими и психопатическими проявлениями.

При коррекции истерического характера психотерапия, как видно из только что изложенного, имеет обширное поле применения, и это психотерапевтическое влияние дает хорошие результаты.

Психоанализ Фрейда также дает положительный лечебный успех, но при обязательном соблюдении большой осторожности. Когда истерический ребенок чувствует, что его внутренняя жизнь является предметом особого интереса, то у него усиливается склонность к измышлениям, фантазированию, искажению действительности, ко лжи. Наряду с этим у него значительно возрастает восприимчивость к чужому влиянию благодаря содержанию и направлению задаваемых вопросов, и ребенок может все сделать, что мы искусно ему внушаем. Поэтому приходится согласиться с тем, что в области детской истерии психоанализ представляет наибольшую опасность. Применяя его, надо очень тщательно следить, чтобы ничего не внушать ребенку, не возбуждать никакого интереса к половым вопросам, не оживлять бесцельно то, что он позабыл или преодолел. Профессор М. О. Гуревич, присоединяясь к этому мнению, так формулирует свою мысль: «Путем фиксации внимания истеричного на вытесненных переживаниях получается иногда не изживание, а закрепление болезненных явлений» (СНОСКА: Гуревич М. О. Психопатология детского возраста.—М., 1926.—С. 178,).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.