Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование психологического пола и подготовка к семейной жизни






 

Формирование личности человека в соответствии с его полом происходит практически на протяжении всего «детского» этапа онтвгенеза, т.е. в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрасте, причем этот процесс, естественно, не заканчивается с окончанием периода детства и наступлением взрослости. Каждый этап онтогенеза вносит свой специфический вклад в превращение ребенка в будущих мужчину и женщину, но подростковый возраст как период полового созревания занимает особое место. Именно в это время проблемы, связанные с полом, психосексуальным развитием и поведением, формированием системы определенных потребностей, мотивов, ценностных ориентации, характеризующих представление человека о себе как о мужчине или женщине, т.е. все то, что составляет основное содержание понятия «психосексуальная идентичность», выходят на первый план как в формировании личности детей данного возраста, так и в тех направлениях воспитательной работы с ними, которые требуют наибольшего внимания педагогов.

Осознание и переживание человеком своей половой идентичности предполагают наличие у него сформированных образцов, эталонов мужского и женского образов, моделей маскулинности и фемининности. Они включают в себя представления о наиболее значимых и привлекательных качествах личности, особенностях взаимоотношений и формах поведения мужчин и женщин. На характер представлений о маскулинности и фемининности большое влияние оказывают общественно-производственные и семейные функции мужчин и женщин в современном обществе, типичные или наиболее приемлемые для представителя каждого пола сферы деятельности, а также соотношение — сравнительная значимость двух важнейших для каждого человека сфер жизнедеятельности — работы и семьи.

С этой точки зрения развитую личность характеризуют гармоничное сочетание качеств, которые необходимы для успешного достижения высокого социального и профессионального статуса (энергичность, деловитость, целеустремленность и т.п.), с положительными коммуникативными качествами (внимательность, чуткость, деликатность, заботливость и др.). Однако реальные проявления маскулинности-фемининности, равно как и представления о том, какими должны быть «настоящие» мужчины и женщины, часто далеки от таких идеальных моделей, они обнаруживают широкий спектр вариантов, в которых отражаются мнения людей разных социальных, национальных, возрастных и других групп.

Многообразие представлений обнаруживается, в частности, и в том, какова доля в полоролевом стереотипе «типично мужских» и «типично женских» особенностей, в их соотношении и иерархии — доминируют одни какие-либо особенности или черты мужественности — женственности или они представлены в оптимальном, соответствующем данному полу сочетании. Наиболее ярко половая дифференциация проявляется в преобладании следующих качеств (первое качество каждой пары характеризует маскулинность, второе — фемининность): активность — пассивность, властность — подчиняемость, сдержанность — вспыльчивость, рассудочность — эмоциональность, агрессивность — миролюбие, уверенность — неуверенность. Именно по этим особенностям различают контрастные, альтернативные модели (либо маскулинность, либо фемининность), континуальные (чем больше М, тем меньше Ф), или аддитивные, взаимодополняющие, в которых М и Ф образуют независимые переменные с незначительным преобладанием адекватных данному полу черт (Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, 1986, 1987; В.Е. Каган, 1987).

Подростковый возраст — это период, когда содержание представлений о наиболее ценных и привлекательных качествах личности мужчин и женщин существенно расширяется, распространяется на все более далекие от актуальных интересов детей области, превращается из «внешних», культивируемых извне социальных значений во «внутренние» детерминанты поведения, интериоризованные до уровня личностных смыслов (В. Е. Каган, 1987). Соответствие или несоответствие представлений подростка о себе имеющимся у него эталонам маскулинности-фемининности, образам «настоящего мужчины» и «настоящей женщины», по мнению многих исследователей, оказывает существенное влияние на различные аспекты личностного развития, на характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. При этом вероятность появления конфликтов, связанных с психосексуальным развитием в пубертатном периоде, одинаково высока как для мальчиков, так и для девочек, но конфликты, проблемы и переживания мальчиков ярче выражены в их поведении, более известны и «ожидаемы» педагогами, а у девочек они часто скрыты, замаскированы социально одобряемым поведением, а заметными для окружающих становятся на поздней фазе их образования (Т.А. Ворожилова, 1987; В.В. Егоров, 1987; Д.Н. Исаев, В.Е. Каган, 1987).

Особенно остро проблема изучения содержания и структуры эталонов маскулинности-фемининности стоит тогда, когда мы имеем дело с детьми, лишенными попечения родителей и воспитывающимися в детских учреждениях интернатного типа. Известно, что семья оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка, формирование его личности. Так, исследователи, занимающиеся проблемами половой идентификации и половой типизации, единодушны в том, что именно семья служит детям той первичной моделью, которая способствует образованию у них определенных образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм реакций, стиля отношения друг к другу и т.д., дает возможность непосредственного познания семейно-бытовых отношений, прав и обязанностей супругов, родителей (А.И. Захаров, 1982а; Развитие личности ребенка, 1987; А.Г. Харчев, 1982). Всего этого практически лишены воспитанники детских домов и интернатов. Поэтому естественно ожидать, что отсутствие семьи определенным образом скажется на характере их психосексуальной идентичности, на особенностях понимания такими детьми роли и функций мужчин и женщин в обществе, особенно в семье.

Для выяснения этого вопроса мы провели исследование, целью которого было сравнение представлений подростков, воспитывающихся в семье и в уже знакомом нам интернате, об образах мужчин и женщин.

В качестве методики эксперимента использовались «свободные описания». Подросткам предлагалось написать сочинение на тему «Какими я представляю себе современных мужчин и женщин». В инструкции специально подчеркивалось, что описывать следует обыкновенных мужчин и женщин, а не литературных персонажей, героических личностей и т.п.

Анализ сочинений школьников позволил выделить 8 тем, в которых в той или иной мере проявлялось понимание ими маскулинности и фемининности: 1. Особенности внешности и внешнего облика. 2. Характер, особенности отношения к людям независимо от их пола. 3. Особенности отношения к женщине (мужчине). 4. Трудовая деятельность, деловые качества, связанные с работой. 5. Эрудированность, интересы, интеллектуальные особенности. 6. Традиционное понимание мужественности (сила, смелость, воля и т.п.) и женственности (нежность, мягкость, уступчивость и т.п.). 7. Семейно-бытовая сфера, описание мужчины как мужа, отца, женщины — как жены, матери. 8. Межполовые отношения (в данном случае имелась в виду любовно-сексуальная сторона взаимоотношений мужчин и женщин).

Все перечисленные темы отражают основные сферы жизнедеятельности человека — работа, семья, общение, в которых проявляются его психологические особенности, качества личности и стиль поведения. При анализе экспериментального материала учитывалось, какое количество учащихся (в процентном отношении к общему числу подростков данной группы) использовали ту или иную тему при описании мужчин и женщин. Представленность каждой темы в сочинениях отражает с известной точностью характер презентации этих сфер жизнедеятельности человека, в чем именно видят школьники проявление маскулинности-фемининности.

В табл. 11 приведены количественные данные, характеризующие представления о маскулинности старших подростков, учащихся массовых школ и школы-интерната. Для удобства сопоставления данных по этим группам испытуемых степень представленности каждой темы показана в двух вариантах: как показатель распространенности темы в одной группе подростков, выраженный в процентах, и как показатель сравнительной значимости ее в ряду других тем (в рангах).

 

Таблица 11

Показатели понимания подростками образа мужчины

 

№ темы Испытуемые
Интернат, класс Массовая школа, класс
VII VIII В целом по выборке   VII VIII В целом по выборке
% ранг % ранг % ранг % ранг % ранг % ранг
(1)   II   I 52, 5 II   III   VIII 22, 5 VII
(2)   I   II 55, 0 I   VI   II 36, 0 IV
(3)   V   VII 23, 0 VII   IV   IV 32, 5 V
(4)   IV   IV 36, 5 III   V   V 28, 5 VI
(5)   VI   III 33, 0 IV   VII   I 39, 5 III
(6)   III   VI 28, 0 V   II   III 40, 0 II
(7)   XII   V 28, 0 V   I   VI 42, 0 I
(8)   VIII   VIII   VIII VIII   VII 9, 5 VIII

 

Ранговые показатели отдельных тем дают некоторое представление о структуре маскулинности и о соотношении ее компонентов. Согласно полученным нами данным между двумя вариантами понимания современного мужчины — у подростков, воспитывающихся в семье, и у детей, лишенных попечения родителей, практически отсутствует какая-либо связь (коэффициенты ранговой корреляции по Спирмену равны: 0, 22 — VII класс и 0, 24— у восьмиклассников). Отсутствие корреляционной связи позволяет предположить, что в каждом случае мы имеем дело с особым вариантом понимания маскулинности, при этом отдельные компоненты могут соответствовать друг другу, но в целом это совершенно разное понимание. Как же представляют себе роль мужчины в обществе эти подростки?

(4) Трудовая деятельность, деловые качества, связанные с работой. Школьники VII — VIII классов, естественно, еще мало знакомы с профессиональной деятельностью, у них отсутствует собственный трудовой опыт. Вероятно, именно этим объясняется сравнительно низкая степень представленности данной темы у всех групп испытуемых, причем она практически одинакова и в отношении количества школьников, употребивших ее при описании, и в сравнительной значимости в ряду других тем. Вместе с тем материалы многочисленных исследований, посвященных изучению различных аспектов личностного развития старших подростков, свидетельствуют о другом: профессиональное самоопределение, потребность достижений в общественно-производственной сфере, восприятие и оценка человека как субъекта труда — все это достаточно широко проявляется в идеалах подростков, в содержании их жизненных перспектив, самосознании. По-видимому, наши испытуемые поняли свою задачу — описать современного мужчину, ориентируясь лишь на специфически половые критерии, а трудовая деятельность, с их точки зрения, таковой не является, она характеризует человека вообще, а не как мужчину или женщину. Конечно, это только предположение, которое требует дальнейшей проверки. Но каковы бы ни были причины, по которым школьники слабо используют в качестве критерия маскулинности трудовую деятельность, настораживает здесь следующее. Так называемые семейные дети находятся в относительно благополучном положении, перед большинством из них не встает в качестве ближайшей перспективы необходимость обеспечивать себя, даже если они после VIII класса идут в ПТУ. Другая же категория подростков находится в принципиально иной ситуации, а кроме того, значительная часть их достаточно хорошо знакомы с последствиями «выполнения» роли субъекта труда мужчиной как мужем, отцом. Поэтому тот факт, что трудовая деятельность, такой «общепринятый» компонент маскулинности, как, например, потребность в достижении высокого общественно-профессионального статуса, не является для них в достаточной мере значимым, заслуживает пристального внимания воспитателей.

(7) Семейно-бытовая сфера, описание мужчины как мужа, отца, женщины — как жены, матери. Семейно-бытовая сфера — эта та область, в которой проявляются особенности человека именно с точки зрения его половой принадлежности. Данные, представленные в табл. 42, показывают, что половая роль человека с точки зрения выполнения им брачно-семейных функций — значимый параметр оценки маскулинности только для семиклассников, растущих в семье. У воспитанников интерната этот аспект описания мужчин не популярен ни в VII, ни в VIII классе. Изучение возрастной динамики изменения содержания представлений о мужественности — женственности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту (Формирование личности в переходный..., 1987, с. 130—146) показало, что они (представления) в основном отражают лишь одну сферу действительности — взаимоотношения с представителями другого пола. Если для семиклассников наиболее значим их внутрисемейный аспект, то для учащихся старшего возраста — это отношения со своими сверстниками, юношами и девушками. Но подобная закономерность не была выявлена при анализе сочинений воспитанников интерната. Они изначально (в VII классе) обнаружили низкую степень представленности темы (7), а незначительное повышение ее к VIII классу статистически незначимо. Трудно предположить, что эти подростки не знакомы, хотя бы теоретически, с функциями мужчины как семьянина, ведь семья — не единственный источник, определяющий содержание эталонов маскулинности-фемининности. Правомерно, как нам кажется, выдвинуть другую гипотетическую причину, объясняющую игнорирование этой сферы в описаниях детей Вероятно, таким образом проявилась реакция детей на травмирующую их ситуацию — необходимость осознавать (и вербализировать) то, что переживается ими достаточно тяжело отсутствие семьи или отрицательный опыт жизни в ней

(2) Характер, особенности отношения к людям независимо от их пола. Характеристика мужчины с точки зрения его отношения к другим людям независимо от их половой принадлежности — самый яркий параметр маскулинности у воспитанников интерната Другие темы, относящиеся к сфере межполовых отношений (3) и (8), практически не представлены. Судя по полученным нами результатам, для большинства подростков данной группы наиболее ценные качества мужчины выражаются в нравственном характере его отношения к другим людям, причем у семиклассников этот параметр практически вне конкуренции. Акцентуация на общечеловеческих нравственных принципах взаимоотношений между людьми может служить благотворной основой, фундаментом, на котором будет развиваться эта сторона психосексуальной идентичности Возможно, в данном случае проявляется другой вариант (путь) ее формирования — от общего к частному, т.е. от освоения роли мужчины в общении в целом к конкретизации этой роли разных видах взаимоотношений. Но, естественно, имеющиеся у нас материалы позволяют только выдвинуть гипотезу, а ее подтверждение или опровержение требуют специального исследования.

Рассмотрим теперь специфику содержания описаний мужчины подростками разных групп вне зависимости от того, какое количество школьников высказали то или иное суждение

У воспитанников интерната (VII класс) понимание маскулинности связано не только с положительными, но и с отрицательными характеристиками (Я бы хотел видеть мужчин спортсменами, красивыми, сильными, хорошо одетыми Не хотел бы видеть их пьяными, грязными, которые, кроме водки, все забыли; Мужчины должны быть сильными, смелыми, добрыми. Не должны употреблять спиртные напитки; Мужчина должен ухаживать за женщиной, особенно если он женат, и не допускать такого, чтобы ударить женщину Он должен быть сдержанным, не ругаться). Аналогичное сочетание суждений разной модальности в одних и тех же описаниях свойственно и воспитанникам-восьмиклассникам, которые в качестве отрицательных характеристик часто употребляют примеры антиобщественных поступков. Эти негативные характеристики присутствуют практически во всех работах, они образуют очень яркий антиидеал маскулинности

У учащихся массовых школ также встречаются суждения негативного характера, которые обрисовывают зоны критики детей. Это слишком большая приверженность моде, недостаточные внимание и помощь жене (особенно с точки зрения девочек), отсутствие интересов. В сочинениях семейных детей такое явление, как пьянство мужчин, также отмечается, и достаточно часто. Однако в их описаниях оно не занимает ведущего места, а встречается наряду с другими отрицательными проявлениями современных мужчин. У воспитанников интерната алкоголизм выступает как своеобразная смыслообразующая характеристика отрицательного эталона.

Содержание положительного эталона маскулинности бедно по своим составляющим. Основное место в нем занимают качества, связанные с нравственной стороной взаимоотношений (Мужчина в моем понимании такой он должен быть порядочным, отзывчивым к окружающим людям; Я представляю себе мужчину таким человек сильной воли, во всем помогает женщинам, мастер «золотые руки», не курит, не пропивает всю свою получку Должен заботиться о будущем своего ребенка; Хочется видеть мужчину любящим отцом и мужем, но это бывает редко, а жаль). Очень большое внимание в описаниях занимает внешность, внешний облик, причем это характерно не только для девочек, но и для мальчиков, в отличие от учащихся массовой школы. Однако притязания воспитанников интерната в этом отношении достаточно скромны (прилично одетый, аккуратный, спортивный). Весьма узок в их представлении «репертуар» интересов мужчин, самые распространенные, по их мнению, — спортивные. Школьники, растущие в семьях, считают, что современному мужчине кроме спорта свойственны также и другие интересы политика, искусство, разнообразные хозяйственные дела.

Положительный эталон маскулинности подростков — учащихся массовых школ гораздо более разносторонен (Образованный, интеллигентный, смелый, с твердым характером, деловой, умеющий держаться в обществе, занимающийся каким-либо видом спорта; Должен разбираться и увлекаться современной музыкой, уметь преподнести себя в обществе). Но несмотря на столь широкий набор обязательных положительных качеств, практически никто из обследованного контингента школьников не выделил ответственность за семью, чувство долга перед женой и детьми (в отличие от воспитанников интерната).

Таким образом, в описаниях подростков отчетливо выделяются два эталона маскулинности — положительный и отрицательный, содержание которых различно у семейных детей и лишенных попечения родителей. Первые обнаружили большой диапазон компонентов положительного образца и достаточно высокий уровень притязаний к нему. Их отрицательный эталон — во многом клише мнения взрослых — менее эмоционально насыщен. У воспитанников интерната мы наблюдали обратную картину.

В табл. 12 приведены количественные данные относительно представленности всех тем в описаниях подростками современной женщины.

 

Таблица 12

Показатели понимания подростками образа женщины

 

№ темы Испытуемые
Интернат класс Массовая школа класс
VII VIII В целом по выборке VII VIII В целом по выборке
% ранг % ранг % ранг % ранг % ранг % ранг
(1)       I 60, 0 I   II   III 48, 0 1, 5
(2)   I   III 52, 0 II   IV   II 37, 5 V
(3)   VII   VII — VIII 8, 5 VII VII — VIII   VIII 11, 5 VIII
(4)   VI   V 23, 5 V   V   VII 24, 5 VI
(5)   V   IV 33, 0 IV   VI   I 40, 5 III, 5
(6)   VIII   VI 7, 5 VIII   III   VI 40, 5 III, 5
(7)   III   II 48, 0 III   I   IV 44, 0 I, 5
(8)   IV   VII — VIII 21, 0 VI VII — VIII   V 15, 5 VII

 

Рассмотрим количественную сторону (т.е. степень представленности отдельных тем) характеристики фемининности по тому же принципу, который был нами использован ранее.

(4) Трудовая деятельность, трудовые качества, связанные с работой. Во всех группах испытуемых значимость деловых качеств как компонента фемининности была примерно одинаковой — на низком уровне (как и при описании мужчин) Мы говорили, что характеристика женщины, связанная с ее общественно-профессиональной активностью, выступает тем самым существенным показателем, по которому различают традиционную, альтернативную модель фемининности и современную, причем мнения самих женщин по этому вопросу часто не совпадают с мнением мужчин. Значительная часть семиклассниц и школы, и интерната считают деловую активность женщины обязательной принадлежностью ее положительного образа. Мальчики-семиклассники или вообще не выделяют данную характеристику (интернат), или в тех немногочисленных работах, где она все-таки обсуждается, к женской деловой активности относятся отрицательно (школа). Однако положительное отношение девочек оказывается не очень стойким к VIII классу резко уменьшается число сторонниц женской деловой активности.

Так же различно желание мальчиков и девочек видеть в современной женщине интеллектуально развитого, эрудированного, с широким кругом интересов человека (5). Данные качества можно рассматривать как основу, предпосылку, которыми обеспечиваются достижения индивида не только в настоящем, но и в будущем. На фоне того, что с возрастом значимость этих особенностей личности приобретает все большее значение, в VIII классе (и школы, и интерната) обнаружился всплеск половой дифференциации девочки гораздо чаще, чем мальчики, включают их в эталон фемининности.

Таким образом, при анализе понимания подростками образа женщины мы не можем говорить о незначимости сферы работы как критерия оценки фемининности, во всяком случае для девушек.

(7) Семейно-бытовая сфера, описание мужчины как мужа, отца, женщины — как жены, матери. Роль женщины — матери, жены признается всеми нашими испытуемыми, причем для воспитанников интерната значимость этой характеристики женственности не снижается с возрастом (в отличие от учащихся массовой школы). Ранее мы говорили о том, что сфера семьи — достаточно болезненная зона для детей, лишенных попечения родителей, объясняя этим незначительную степень представленности соответствующей темы среди других суждений. Но вряд ли переживания могут быть связаны только с описанием одного образа — мужчины как мужа, отца Они, естественно, должны были бы распространяться и на понимание женщины — матери, жены, однако в данном случае этого не произошло, переживания (возможные) как бы не оказали такого же сильного, блокирующего влияния. Имеющиеся в нашем распоряжении данные позволяют только ограничиться констатацией полученного факта различной реакции воспитанников интерната на мужские и женские образы, не переходя к проблеме «сознание и переживание».

(2) Характер, особенности отношения к людям независимо от их пола. Как и в образе мужчины, при описании женщин нравственные качества, которые характеризуют общение человека с другими людьми вне зависимости от их пола, занимают центральное место в группе подростков-семиклассников из интерната. Но в данном случае они дополняются суждениям» относительно тех особенностей, которые проявляет женщина в более специфической ситуации — гетеросексуальном общении, причем основной вклад в представленность этой темы (8) вносят девочки. Интересна возрастная тенденция темы (8): у воспитанниц интерната она резко снижается к VIII классу, а у школьниц, наоборот, происходит такое же резкое повышение от VII к VIII классу. В целом школьники и VII, и VIII классов гораздо более разносторонне, дифференцированно описывают и мужчин, и женщин как субъектов общения Они выделяют не только общечеловеческие, нравственные коммуникативные качества (чуткость, внимательность, отзывчивость и т.п.), но и проявления специфических половых особенностей в отношениях между мужчинами и женщинами (рыцарство, галантность у первых, любящая, понимающая мужчину, ласковая, нежная — у вторых). У другой категории подростков эти суждения практически не встречаются, соответствующие темы (3) и (5) представлены весьма незначительно. Бедное содержание этого аспекта фемининности-маскулинности вряд ли может дать положительный эффект в развитии психосексуальной идентичности, даже если мы и имеем дело с другим ее вариантом — от общего к частному.

Качественный анализ содержания описаний подростками образа женщины выявил особенности, которыми наделяются положительный и отрицательный эталоны фемининности (Женщина — умная, хорошо разбирающаяся и любящая музыку, хорошо танцует, модно, красиво, элегантно одевается, воспитывает детей, ходит в кино и театры, много читает, умеет вкусно готовить, шить, вязать; VII кл., школа, девочка. Бывает, у некоторых женщин есть ребенок, который ходит грязный, неумытый. А есть женщины, которые без мужа, а ребенок чистый, умытый, хорошо учится; VII кл., интернат, девочка. Современная женщина должна быть прежде всего образованной, иметь высшее образование, работать на престижной и интересной работе. Умная, добрая, деловая, красивая, культурная, умеющая вести себя непринужденно и смело в обществе; VIII кл., школа, девочка. Я представляю себе современную женщину очень скромной, трудолюбивой, хорошей домохозяйкой. Чтобы она очень любила своего ребенка, ухаживала за своей внешностью, была красивой Я не хочу, чтобы молодая женщина курила и тем более пьянствовала; VIII кл., интернат, девочка. Женщина должна быть женственной. Она должна быть красивой, с чувством юмора, образованной и уметь заботиться о семье; VII кл., школа, мальчик. Женщину я хотел бы видеть красивой, стройной, некурящей, непьющей, любящей семью. Чтобы одевалась модно, но не зазнавалась; VII кл., интернат, мальчик).

Эти примеры иллюстрируют наиболее существенные различия между подростками, находящимися в разных условиях воспитания (семья и интернат). У первых понимание фемининности связано с более широким диапазоном ролей, которые женщина должна одинаково успешно выполнять, причем суждения относительно и положительных, и отрицательных сторон выражены в резко императивной форме (должна..). Положительные качества образа женщины представлены очень широко, они распространяются на все наиболее существенные стороны ее жизни и деятельности. Однако знание этих особенностей далеко не всегда сопровождается собственным положительным отношением к ним. Женщина, конечно, должна быть хорошей хозяйкой, но одновременно она и белка в колесе, вечная домохозяйка.

Таким образом, представления о положительном эталоне фемининности мальчиков и особенно девочек затрагивают широкий круг проблем, они достаточно полно отражают существующие в обществе стереотипы, установки, часто противоречивые и даже взаимоисключающие. Но вместе с тем эти представления производят впечатление еще очень незрелых, малореалистичных, не прожитых в собственном опыте.

Отрицательные суждения школьников немногочисленны, относятся преимущественно к внешнему облику: размалеванная пава, одеваются так же, как и мужчины, и т.п.

Иную картину мы наблюдаем, анализируя суждения воспитанников интерната. Прежде всего бросается в глаза то обстоятельство, что нет практически ни одной работы, которая обошлась бы без негативных характеристик Претензии этих детей очень серьезны, они выделяют широкий круг проблем: алкоголизм женщин, плохое выполнение ими родительских и супружеских обязанностей, отрицательные черты характера. Наиболее привлекательные, положительные качества личности женщин, как и мужчин, отражали преимущественно нравственную сторону взаимоотношений между людьми, между мужчинами и женщинами, родителями и детьми. Другие положительные характеристики встречаются гораздо реже, а требования этих подростков невысоки. Еще одна особенность этих описаний — бедная лексика, никто из этих детей не пользуется такими популярными у школьников терминами, которыми они раскрывают свое понимание женственности (мужественности): элегантность, нежность, воздушность, рыцарство и т.п. Однако и ограниченный словарный запас не мешает воспринимать суждения воспитанников как очень эмоционально насыщенные, в них ярко проявляется собственное отношение подростков к тем характеристикам, положительным или отрицательным, которые они дают современным женщинам (равно как и мужчинам). Вероятно, основной источник формирования подобных представлений — собственный, очень неблагополучный опыт, а другие источники, особенно литература, искусство, или недоступны им, или оказывают слабое влияние.

Таким образом, сравнение описаний мужчин и женщин, полученных от подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи, выявило наличие определенных различий между испытуемыми. Различия проявились в основном в содержании положительных и отрицательных эталонов маскулинности-фемининности. Повышенная ценность семьи и недостаточный опыт жизни в ней способствуют идеализации воспитанниками интерната взаимоотношений в семье, образа семьянина Их положительная модель в значительной мере расплывчата, не наполнена конкретными бытовыми деталями, хотя и очень эмоционально насыщена. Одновременно существует и другой эталон — отрицательный, конкретный образ того, какими эти взаимоотношения не должны быть, какими качествами не должны обладать муж, отец, мать, жена. Столкновение двух образов порождает конфликтную систему требований: идеализированных и неопределенных, с одной стороны, и чрезвычайно низких, ограниченных выполнением элементарных норм поведения — с другой. Конфликтная система требований, отнесенная к тому же только к одной стороне взаимоотношений — семейной, может отрицательно повлиять на формирование адекватных представлений о фемининности-маскулинности и в конечном счете исказить нормальный процесс становления психосексуальной идентичности.

Школьники оценивали мужчин и женщин более разносторонне, их представления о семье, о взаимоотношениях в ней вполне реальны и наполнены конкретным содержанием. Однако эти представления, касаясь в основном быта семьи, практически не отражают нравственный смысл семейно-бытовых обязанностей Отрицательный эталон маскулинности-фемининности у них слабо представлен. Но структура и положительного эталона далека от совершенства его особенность видится в явно выраженном несоответствии между желаемым и действительным. Требования юношей и девушек к тому, какими должны быть мужчины и женщины, как они должны проявлять себя в семье, на работе, в общении, очень высоки. Завышенные нормативные требования также могут приводить к конфликтам в развитии психосексуальной идентичности при сравнении, сопоставлении с ними своих собственных возможностей, особенностей личности.

Само по себе наличие семьи не может служить гарантией формирования у детей адекватных и полных представлений о наиболее значимых качествах личности мужчин и женщин. Для полноценного развития этих представлений у детей, растущих в семье, и тем более у воспитанников интернатов, детских домов, т.е. у детей, лишенных попечения родителей, требуется специальная воспитательная работа.

 

Список литературы

Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии 19796. № 4.

Ворожилова Т. А. Соотношение черт мужественности — женственности в структуре личности алкоголизирующихся подростков // Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1983, 1984. Т. 3, 4.

Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.

Драгунова Т. В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология. М., 1979.

Егоров В. В. О показателе мужественности — женственности у делинквентных подростков // Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987.

Захаров А. И. Психические особенности восприятия детьми роли родителей// Вопр. психологии. 1982а. № 1.

Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1979.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Психогигиена пола у детей. Л., 1986.

Исаев Д. Н., Каган В. Е. Девиантное поведение и половые роли у девочек-подростков//Психопатические расстройства у подростков. Л., 1987.

Каган В. Е. Семейные и половые установки у подростков // Вопр. психологии. 1987. № 2.

Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978.

Коряков Г. А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского дома // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. М., 1987. Т. 2.

Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии М, 1980.

Мелибруда Е. Я – Ты - Мы. М., 1986.

Обуховский К. Психология влечений человека. М, 1972.

Прихожан А. М. Анализ содержания «образа Я» в старшем подростковом возрасте у учащихся массовой школы и школы интерната // Возрастные особенности психического развития детей М, 1982.

Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М., 1989.

Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М, 1972.

Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

Столин В.В. Психодиагностика самосознания // Общая психодиагностика. М., 1987.

Толстых Н. Н. Сравнительное изучение отношения к будущему подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи//Возрастные особенности психического развития детей М., 1982.

Толстых Н. Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопр. психологии 1984 № 3.

Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И В Дубровиной М, 1987.

Харчев А. Г. Семья как фактор социально-культурного развития общества // Семья и общество М, 1982.

Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.

Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр. психологии 1971 № 4.


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.