Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б. Половые роли






 

Половая роль — это представление о себе как о существе мужского или женского пола, но на этот раз в терминах поведения и установок, проявляющихся в социальных ситуациях. Речь идет о реальности, которая разворачивается в основном на социальной сцене и соотносится с мужскими или женскими моделями поведения, свойственными данным ситуациям. Эта часть Я-концепции тесно связана с культурными нормами, задающими надлежащее поведение в повседневной жизни, исходя из наиболее общих и значимых аспектов поведения — вкусов и предпочтений. Поскольку для формирования половых ролей необходимо распознавание предписанных социальных норм, эти половые роли хорошо различимы: так, общепринятым является ожидание, что девочкам нравятся младенцы и маленькие животные, а мальчики интересуются спортом и т. п.

Согласно Доуван (Douvan, 1979), освоение половой роли представляет собой основную задачу отрочества в течение короткого периода между пубертатом и началом взрослости. Ибо если в детстве окружающие могут смириться с некоторыми отклонениями в поведении ребенка от предписанных половых ролей, то в отрочестве выбор должен быть более четким и необходимость избежать отклонений — более очевидной. В пубертате социальное давление взрослых и особенно группы сверстников требует занять ясную и социально одобряемую половую роль во всем наборе свойственных ей поведенческих характеристик. Выйдя за границы такой роли, подросток может вызвать беспокойство, если не панику, у родителей и других взрослых, он рискует быть отвергнутым сверстниками и потерять возможность гетеросексуальных контактов; под угрозой оказывается принятие его сверстниками и должный статус в группе, ибо успех ребенка в подростковом сообществе сильно зависит от его соответствия критериям половых ролей (Coleman, 1961). Неудивительно, что в подростковых группах половые роли сильно акцентированы, иногда до пародии, особенно с точки зрения взрослого.

Доуван (Douvan, 1979) считает, что освоение половой роли является более сложным для девочки, чем для мальчика. Для объяснения специфики этих трудностей она обращается к различиям в мужской и женской социализации. У мальчиков задолго до школы можно наблюдать перелом в процессе социализации, когда они должны отказаться от зависимости и пассивности, характерных для предыдущего возраста, чтобы достичь независимости и стать способными к самоутверждению в социальной жизни с другими детьми. У девочки этот перелом происходит в отрочестве. В детстве девочка находилась под двойным влиянием: первое усугубляло ее зависимость дома, второе поощряло индивидуализм и стремление к соревнованию в школе, но в отрочестве “девочка открывает, что должна отказаться от этого или скрыть свое стремление к индивидуальному успеху, если она хочет быть оценена как женщина... от нее ждут, что она откажется от идей самореализации или что она уменьшит свои амбиции во имя основных целей: стать женой и матерью” (Douvan, 1979, р. 90). Проблема женской самореализации является одной из узловых тем дифференциальной психологии и занимает первое место в работах, порожденных всплеском интереса к “женскому вопросу”. Множество схожих эмпирических результатов позволяют предположить, что социальное давление в период отрочества вызывает у девочки пересмотр планов самореализации; “отказ от индивидуального успеха в пользу женственности и снижение мотивации к профессиональной самореализации” (Claes, Salame, 1981). “До наступления отрочества девочки могут воображать, что они обладают теми же способностями, что и мальчики, и что они могут выбрать тот образ жизни, который им подходит. Но однажды в отрочестве ситуация проясняется: они открывают, что лучше не замахиваться слишком высоко, что соревнование агрессивно и неженственно и что отклонение от заданных стандартов угрожает гетеросексуальным отношениям” (Bardewick, Douvan, 1971, p. 152).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.