Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г) Гетеросексуальное поведение






 

Опрос, проведенный Шофилдом в Англии, представляется наиболее обоснованным как по репрезентативности выборки респондентов, так и по достоверности результатов, полученных в ходе интервью с глазу на глаз. И хотя его данные получены более 5 лет назад, их систематический анализ, итоги которого даны в табл. 4, позволяет сделать два важных наблюдения. Несмотря на то, что практически все подростки имеют опыт свиданий и поцелуев, число имеющих более “глубокий” сексуальный опыт значительно меньше: коитус является для подростков исключением. Таким образом, подростковая сексуальность начинается с усвоения определенных жестов, которые постепенно ведут к опыту коитуса через все более и более раскованные формы полового поведения: поцелуи, ласки груди, ласки гениталий.

Второе наблюдение касается различий между мальчиками и девочками. В группе 15—17-летних подростков девочки имеют больший, чем мальчики, опыт “романтического поведения”: свиданий, поцелуев и ласк. С переходом к генитальным формам поведения картина становится иной: мальчики имеют большую частоту такого поведения, чем девочки, причем процент мальчиков, знакомых с коитусом, в 2 раза превышает аналогичный процент девочек.

Это различие в опыте коитального поведения между мальчиками и девочками прослеживается во всех опросах, проведенных как в Соединенных Штатах, так и в Европе. Подобное расхождение объясняется многими факторами: определенное число мальчиков приобретают первый сексуальный опыт в общении с проститутками (примерно 12 % немецких и английских мальчиков, опрошенных Лакей и Нэсс. в 1969 г.), к тому же мальчики часто “преувеличивают” случай данного, высоко оцениваемого сверстниками сексуального поведения. Девочки, напротив, “преуменьшают” его, не желая прослыть у сверстников “легкодоступной”, начавшей рано сексуальную жизнь и дарящей благосклонность многим мальчикам. Наконец, как это показывает Шофилд, если девочки позже мальчиков начинают свою сексуальную жизнь, они имеют более частые сексуальные контакты.

 

Таблица 4

Количество подростков (в %), имеющих различный опыт гетеросексуального поведения (Schofield, 1965)

 

  15 — 17 летние 17 — 19 летние
  Мальчики Девочки Мальчики Девочки
“Свидания” (dating)        
Поцелуи        
“Настоящие” поцелуи        
Ласки груди поверх одежды        
Ласки груди под одеждой        
Ласки гениталий (партнер активен)        
Контакт гениталий без проникновения        
Коитус        

 

Главный вопрос, вызывающий споры: имеют ли сегодняшние подростки больший сексуальный опыт, чем их сверстники из предшествующих поколений? Существует мало данных об эволюции сексуальных норм и полового поведения западных подростков на протяжении века. Однако проведенные в США, Франции и Англии опросы показывают, что частота добрачных сексуальных связей в “среднем классе” значительно возросла в конце первой мировой войны. Если до 1915 г. 3/4 девушек сохраняли девственность до замужества, то в 20-е гг. это количество резко уменьшилось, составив к 1925 г. около 50 %. По-видимому, сексуальные нормы западного общества в это время значительно изменились

Результаты Диполда (Diepold, 1979), полученные на основе анализов данных Миллера и Саймона (Miller, Simon, 1980), позволяют предположить, что половое поведение подростков мало изменилось в период с 1940 по I960 г. Существенные изменения произошли в 60-е гг. — как в Европе, так и в США и Японии. Исходя из результатов опросов, различных не только по этническому и социально-экономическому статусу респондентов, но и по исходным методологическим принципам, трудно сделать достоверные выводы. Тем не менее можно выдвинуть некоторые предположения. Конечно, разговоры о сексуальной революции представляются неадекватными, ибо предположение о резких и массовых изменениях в гетеросексуальном поведении подростков подкрепляется малым количеством эмпирических данных. Имеющиеся факты свидетельствуют скорее об определенной стабильности гетеросексуального поведения мальчиков и о динамике его у девочек, в результате чего уменьшается различие между ними (табл. 5). Юноша в 18 лег обладает сегодня сексуальным опытом, сравнимым с опытом 19-летнего в 1940 г. Однако сексуальный опыт девочек претерпел значительные изменения в ходе последних 20 лет. Если в 1940 г. лишь одна 19-летняя девушка против трех юношей имела опыт завершенных сексуальных отношений, то в 70-е гг. их число сравнялось. Частота сексуального опыта для обоих полов удваивается в возрастной период от 16 до 18 лет.

Различия между подростками, имеющими и не имеющими сексуальный опыт, объясняются двумя переменными: их религиозными установками и социально-экономическим статусом. Для обоих полов степень религиозности обратно пропорциональна уровню сексуальной опытности. В целом подростки из рабочей среды имеют более ранний и более частый опыт гетеросексуальных отношений, чем их сверстники из других слоев населения, однако к концу отрочества эти различия сглаживаются. На практику сексуальных отношений существенно влияет семья родители подростков, имеющих сексуальный опыт, придают меньшее значение дисциплине; такие подростки, как правило, подолгу живут одни (Schofield, 1965).

В психологическом плане сексуально опытные подростки “жестче” включены в подростковую субкультуру и имеют более интенсивные отношения со сверстниками. Ничто не указывает на наличие у них особых психологических трудностей; скорее, они имеют высокую самооценку и ряд личностных достижений, таких, как высокая степень личной автономии, чувство ответственности за интимную близость, утверждение собственной половой идентичности, уважение сверстников (S. Jessor, R. Jessor, 1975).

 

Таблица 5

Рост количества (в %) юношей и девушек, имевших опыт коитуса, за период с 1960 по 1976 г.

Возраст, лет Юноши Возраст, лет Девушки
США Германия США Германия
1972 г.1 1975 г.2 1960 г. 1970 г.3 1971 г. 1976 г.4 1960 г. 1970 г.5
                   
                   
                   
  53(5)                
                   

Примечание: 1Verner et al., 1972. 2Jessor S., Jessor R., 1975. 3Schmidt, Slgush, 1972. 4Shah Zelnik, 1980. 5Miller, 1973.

 

Не имеющие сексуального опыта подростки, как мальчики, так и девочки, поддерживают свой статус, ставя на первое место моральные убеждения и опасения беременности. Затем выдвигаемые мотивы расходятся' девочки апеллируют к возможности родительского осуждения и потере репутации, в то время как у мальчиков преобладает мотив неспособности найти партнершу или ее отказ. Такие личностные особенности, как подавленность, стеснительность или трудности контакта, как мальчиками, так и девочками открыто выражаются редко.

Ограничение сексуальной активности только репродуктивными мотивами, в рамках брака, сегодня единодушно отвергается подростками. Добрачные сексуальные отношения принимаются обоими полами и расцениваются как необходимые и естественные. Подобная разрешительная установка не должна, однако, заслонять того факта, что сексуальные нормы в отрочестве сильно зависят от интериоризированных социальных запретов. Так, например, широко распространена такая норма, как обязательное сочетание сексуальных отношений с чувством любви. Другой подобной нормой является верность: в сексуальных отношениях большинство мальчиков и девочек верны своим партнерам и от них требуют того же. 3/4 немецких подростков, опрошенных Шмидтом (Schmidt, 1972), утверждают, что постоянная связь является залогом верности, и требуют такой же модели поведения от партнеров. По данным этого опроса, до 90 % 16—17-летних имеют длительные сексуальные связи, а 75 % мечтают о браке и 90 % мальчиков и девочек предполагают иметь детей. Таким образом, представляется, что, хотя сексуальное поведение подростков в 70-е гг. изменилось и первый сексуальный опыт приобретается теперь раньше, чем прежде, эти изменения не затронули сексуальную мораль подростков, где по-прежнему преобладает идея романтической любви.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.