Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аффективные аспекты национальной идентичности






 

Я хочу теперь обратиться к некоторым из аффективных аспектов национальной идентичности, то есть чувств, эмоций и оценок, которые входят в чувство национальной идентичности.

1. Прежде всего, это вопрос субъективной важности национальной идентичности для индивидуума. Для некоторых людей их национальная идентичность обладает чрезвычайной субъективной важностью. Однако, есть другие люди, для которых их национальная идентичность не настолько важна; для них некоторые другие идентичности, например тендерная (половая) или профессиональная, могут быть гораздо более важны. С точки зрения развития нам нужно определить факторы, влияющие на степень субъективной важности, которую различные индивидуумы придают своей национальной идентичности

2. Далее, может оказаться, что важность, которую индивид приписывает своей национальной идентичности, связана с ценностью, придаваемой членству в национальной группе; например, оценивается ли бытие англичанином позитивно, нейтрально или даже негативно. Имеется ли связь между оценкой национальной идентичности и важностью, которая приписывается этой идентичности - проблема для эмпирического изучения. И вопрос о том, как эти оценки национальной группы формируются в течение детства и юности - также эмпирический вопрос, требующий исследования с точки зрения развития.

3. Степень привязанности к национальной идентичности также варьирует от индивидуума к индивидууму. Например, некоторые люди могут чувствовать, что они бы никогда и ни при каких обстоятельствах не отказались от своей национальной идентичности, другие же чувствуют, что могли бы вполне легко эмигрировать в другую страну и сменить подданство. Возможно, чувство привязанности к национальной идентичности связано с важностью, которая приписывается национальной идентичности, или с оценкой национальной идентичности, или с тем и другим. Развитие этого чувства привязанности к национальной идентичности, также как и его возможной связи с важностью и оценкой национальной идентичности, тоже требует исследования с точки зрения развития.

4. Как я упоминал ранее, национальная идентичность часто включает сильную эмоциональную привязанность к национальной территории. Фактически, эти территориальные привязанности бывают настолько сильными, что могут породить межнациональные войны, если данной национальной территории угрожает другая нация. И в этой войне индивиды - члены нации могут желать пожертвовать своей жизнью, чтобы сохранить национальную принадлежность этой территории. И несмотря на очевидную силу таких эмоций и чувств относительно владения национальной территорией, мы в действительности знаем очень мало о том, как эти чувства развиваются в детстве.

5. Есть особая группа чувств, которые мы имеем относительно людей, составляющих нашу собственную национальную группу. Прежде всего, есть чувства, которые мы питаем к отдельным индивидуумам, принадлежащим к нашей собственной, а не другой национальной группе; то есть ощущение личной близости к нашим согражданам, просто в силу того факта, что они принадлежат той же самой национальной группе, что и мы. Такие чувства, например, могут выявляться, когда мы, выехав в отпуск в другую страну, оказываемся среди людей из множества различных стран, и тогда мы можем испытывать притяжение к представителям нашей собственной страны (или активно их избегать!). Однако, кроме того, есть чувства, которые мы имеем относительно национальной группы в целом, национальной группы, рассматриваемой скорее на абстрактном уровне, чем на уровне определенных конкретных индивидуумов, составляющих эту группу. Так, например, я, как англичанин, мог бы ощущать положительные, нейтральные или даже отрицательные чувства относительно категории «англичане», рассматриваемой в целом, независимо от конкретных англичан, с которыми я знаком или которых встречал.

6. Есть чувства персонального членства или принадлежности к национальной группе: степень, в которой индивидуум ощущает персональную принадлежность к национальному сообществу, то, что он полный и равноправный член национальной группы, а не маргинали-зован или исключен из нее. Здесь имеются некоторые чрезвычайно важные вопросы, которые необходимо исследовать в плане развития. Например, как чувство принадлежности индивидуума к национальному сообществу развивается в детстве и юности? Связано ли это чувство принадлежности с мнением относительно персонального подобия национальному типу, с чувствами, которые человек имеет к другим членам национальной группы, или с чувствами, которые он имеет относительно национальной группы в целом? И как это чувство принадлежности взаимодействует с членством в других социальных группах, например, с принадлежностью к социальному классу, с членством в социолингвистической или этнической группе?

Возможно, эти чувства персональной принадлежности к национальной группе связаны со степенью, в которой индивидуум способен включить себя в систему связей других людей, которые подобным же образом приписывают высокую ценность и важность национальной идентичности, а также поощряют сохранение индивидуумом этой идентичности и позволяют ему получить чувство персонального удовлетворения от членства в национальной группе. Степень, в которой индивидуум таким образом оказывается социально «встроенным» в групповое членство, получило в психологической литературе название «принятие обязательств» идентичности [identity commitment] (Stryker & Serpe 1982, Burke & Reitzes 1991, Trew & Benson 1996), и такое обязательство может быть чрезвычайно важно для создания ощущения персональной принадлежности. Также возможно, что чувство принадлежности связано со степенью, в которой индивидуум ощущает, что он или она - достойный, полезный и ценный член национальной группы, то есть с «самоуважением членства «[member-ship self-esteem] (Crocker и Luhtanen 1990, Luhtanen и Crocker 1992). Как обязательство по отношению к национальной идентичности, так и самоуважение членства, которое испытывается в отношении к национальной группе, требуют исследования с точки зрения развития для понимания их возможной связи с чувством персональной принадлежности.

Субъективное чувство принадлежности может также быть связано с чувствами, которые человек имеет относительно национальной солидарности и сплоченности. Это чувство того, что нация представляет связное интегрированное целое. Такое чувство национальной солидарности иногда становится особенно заметным среди членов нации во время национального кризиса или войны, когда национальная группа воспринимается как находящаяся под угрозой; такие обстоятельства могут делать членов нации особенно восприимчивыми к призывам национальных лидеров объединиться для поддержки нации в целом, игнорируя внутринациональные различия и разногласия. Однако, даже в чрезвычайной ситуации национального кризиса различные индивидуумы отреагируют на призывы к национальной солидарности различным образом, в зависимости от того, насколько глубокими и распространенными ощущаются внутринациональные разногласия. Это чувство национальной солидарности и сплоченности также требует исследования с точки зрения его развития, чтобы установить, может ли оно также быть связано с субъективным чувством персональной принадлежности к национальному сообществу.

Далее, существует целый спектр других социальных эмоций, которые индивидуум переживает в силу принадлежности к национальной группе: такие социальные эмоции, как национальная гордость, национальный стыд, национальное смущение, национальная вина и т.д. Эти эмоции могут быть непосредственно вызваны национальными символами. Например, национальная гордость может быть вызвана звучанием национального гимна или видом национального флага. Или национальное смущение (embarrassment) может быть вызвано мыслью о том, как «ужасна» традиционная английская пища по сравнению, скажем, с французской или итальянской. Эти социальные эмоции вызываются, однако, не только национальными символами. Они могут быть вызваны также некоторыми специфическими событиями. Например, национальная гордость может ощущаться, если представитель твоей национальности выигрывает золотую медаль или побеждает на конкурсу Евровидения. С другой стороны, определенные события могут вызывать чувства национального стыда или вины. Например, английские футбольные хулиганы, бунтующие на улицах иностранного города: такой инцидент может заставить англичанина устыдиться того, что он англичанин. Кроме того, эмоции типа национальной гордости или стыда не всегда требуют специфического стимула типа национальной эмблемы или события. Например, может быть так, что некоторые индивидуумы имеют генерализованное чувство национальной гордости и имеют глобальное ощущение того, что они принадлежат к национальности, которой они чрезвычайно гордятся, и что они являются членами национальной группы, которая является уважаемой и вносит огромный вклад в международное сообщество. Мы должны изучить, как развиваются эти виды национальных эмоций. Например, национальная гордость, по видимому, еще не переживается очень маленькими детьми, даже если они уже могут категоризировать себя как членов своей национальной группы; такие виды эмоций дети, возможно, начинают испытывать на более поздних этапах развития.

Одна из специфических национальных эмоций, которая много обсуждалась в литературе по национальной идентичности у взрослых - национальное самоуважение. Многие авторы высказывались о том, что потребность достигнуть высокого уровня позитивного самоуважения - важный фактор мотивации того способа, которым люди конструируют свою социальную идентичность (см., например, Tajfel & Turner 1986, Hogg & Abrams 1988). Так, предполагалось, что люди подчеркивают или акцентуируют те характеристики или признаки, которые показывают национальную группу с положительной стороны, и приглушают или игнорируют те характеристики или признаки, которые показывают ее с отрицательной стороны. Следовательно, гораздо большее внимание может уделяться тем событиям, которые вызывают национальную гордость, чем тем, которые вызывают национальный стыд. И этот процесс позволяет индивидууму достичь высокого уровня самоуважения как следствие включения себя в члены национальной группы. И вновь проблема для возрастного психолога здесь в том, что если это есть способ функционирования национальной идентичности у взрослых, то присутствует ли мотивация достижения позитивного самоуважения также и у детей, а если нет, то когда и как эта мотивация приобретается?

И, наконец, в пределах той же аффективной рубрики, есть чувства, возникающие, когда мы слышим суждение о нашей национальной группе со стороны людей, которые сами к ней не принадлежат, например, когда иностранный политический деятель хвалит или критикует нашу нацию в целом или какую-либо национальную группу. При этих обстоятельствах некоторые люди чувствуют чрезвычайную гордость оттого, что представитель другой нации восхищается их нацией, или чувствуют себя оскорбленными оттого, что посторонний осмелился критиковать их нацию. Однако, имеются другие люди, которые просто не имеют подобных эмоциональных реакций в таких ситуациях, и для которых похвала или критика извне не важны. В психологической литературе, интенсивность эмоциональной реакции, возникающей, когда чью-либо группу критикуют или хвалят другие люди, интерпретируется как показатель степени, в которой индивидуум усвоил (интернализовал) собственное членство в группе (Rosenberg 1979). Чем более сильна эмоциональная реакция, тем, следовательно, более группа была интернализована (так, чтобы похвала или критика в адрес группы переживались как будто это похвала или критика в адрес самого этого человека). Таким образом, интернализация национальной группы индивидуумом - другой аспект субъективного чувства национальной идентичности, который должен быть исследован в возрастной перспективе для понимания механизмов, отвечающих за процесс интернализации.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.