Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) Результаты






 

Для начала можно сравнить “собственный образ” и различные “социальные образы”. Корреляция между ними, как правило, высока (между 0, 50 и 0, 80) для всех испытуемых, независимо от пола и возраста. Это отражает большую близость различных составляющих сознания, или, как пишет об этом Томэ, “стабильное ядро (представление о себе), основной фактор, насыщающий все образы Я... присутствует в этом Я Другого, в ком подросток должен узнать самого себя похожим на то представление, которое он имеет о себе” (Tome, 1972, р. 74).

Затем в целях дальнейшего анализа могут сравниваться между собой различные социальные образы. У всех респондентов наблюдается наибольшая близость между “социальными образами” одного порядка (мать — отец, друзья — подруги), увеличивающаяся с возрастом. Так, например, представление, которое, как я думаю, имеет обо мне отец, близко к тому представлению, которое, как мне кажется, имеет обо мне моя мать; эта возрастающая близость является еще более яркой, чем близость между образами меня, которые есть у моих друзей и подруг. Этот факт заставляет Томэ говорить о том, что “функциональная организация социальных образов в зависимости от роли партнера представляется фактором развития: она прогрессирует одновременно со становлением самосознания в отрочестве” (ibid., p. 91).

Наконец, не ограничиваясь только значимыми составляющими идентичности, это исследование позволяет анализировать постепенную дифференциацию между “собственным образом” и “социальными образами”. Такая дифференциация увеличивается с возрастом. Это означает, что с возрастом подросток все больше и больше дифференцирует представление о себе от того впечатления, которое, как он считает, имеют о нем другие. В этом и заключается, согласно Томэ, процесс становления самосознания в отрочестве. В работе Томэ приведены и другие сравнения различных образов Я в целях анализа “наслаивания сознания”. Так, мой собственный образ Я может быть соотнесен не только с тем образом, который, как я предполагаю, имеет обо мне мой отец, но и одновременно с реальным представлением обо мне моего отца и с тем образом, который имею я, по его мнению. Между этими представлениями существует постепенно увеличивающаяся дистанция. Так, “собственный образ” и “социальный образ” всегда настолько близки, что, кажется, не могут существовать друг без друга: “без идентичности для другого нет самосознания” (ibid., p. 63). В свою очередь, дистанция между “собственным образом” и представлением другого постепенно увеличивается, так же как увеличивается разрыв между “собственным образом” и образом, который я имею о себе по мнению окружающих. “Процесс индивидуализации приводит к утверждению Я, в результате чего на исходе отрочества человек четко различает свою идентичность для себя и свою идентичность для другого” (ibid., p. 162).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.