Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности становления, положительные и отрицательные эффекты фондового рынка в развитии национальной экономики.






Современная фондовая биржа как ведущее звено фондового рынка Основным назначением современного фондового рынка является аккумуляция временно свободных денежных средств и их использование на инвестиционные цели. При этом роль инструмента, позволяющего решить данную задачу, выполняют биржевой механизм и ценные бумаги. Их использование порождает своеобразную цепь превращений, включающую такие связи, как денежные средства и ценные бумаги; ценные бумаги и денежные средства. В цепи взаимоотношений задействованы не только продавцы и покупатели ценных бумаг, но и:

- банки, обслуживающие продавца и покупателя при выполнении обязательств по сделкам;

- клиринговые организации;

- депозитарии, обслуживающие контрагентов сделок и обеспечивающие перерегистрацию прав собственности на ценные бумаги;

- реестродержатели, регистрирующие новых владельцев ценных бумаг, ведя реестры акционеров и обеспечивая соблюдение их прав;

- брокеры и дилеры, выступающие сторонами сделки или поверенными ее участников;

- организаторы торговли (торговые площадки), создающие условия, необходимые для заключения сделок. Особое место в этом перечне организаций, вовлеченных в инвестиционный процесс, занимают фондовые биржи. Они необходимы для максимальной компенсации недостатков опосредованного, неэмиссионного кредитования экономики через ценные бумаги, поскольку существует сложная инфраструктура фондового рынка. При этом фондовая биржа обеспечивает оперативность в выполнении операций и создает оптимальные условия неэмиссионного кредитования, как для заемщика, так и для кредитора.

Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Предположим, что алюминиевые заводы загрязняют окружающую среду: при каждой произведенной единице алюминия в атмосферу попадает определенное количество вредных отходов. Поскольку ядовитые выбросы повышают вероятность заболевания людей, которым приходится дышать загрязненным воздухом, мы имеем дело с отрицательным внешним эффектом.

Кривая спроса отражает ценность товара для покупателей, а кривая предложения - издержки продавцов. Равновесное количество товара, Qmarket, соответствует точке, в которой значение общей ценности для покупателей за вычетом общих издержек продавцов достигает максимального значения. Следовательно, если абстрагироваться от внешней среды, рыночное равновесие эффективно.

Положительные внешние эффекты. Социальные издержки производства превышают частные издержки на многих рынках, однако встречаются и такие рынки, на которых внешние эффекты приносят выгоду другим людям. То есть в этом случае социальные издержки производства меньше, чем частные издержки. Один из примеров - рынок промышленных роботов.

Роботы находятся в авангарде быстро развивающейся технологии. Когда бы компания ни создала модель робота, существует вероятность того, что вскоре она разработает новый, более эффективный образец, который принесет выгоду не только своим создателям, но и обществу в целом, так как он станет частью технологических знаний. Данный тип положительных внешних эффектов называется технологическим переливом.

Анализ положительных внешних эффектов аналогичен анализу отрицательных экстерналии. На рис. 3 представлен рынок роботов. Из-за технологического перелива социальные издержки производства роботов меньше, чем частные издержки. Следовательно, плановик-социолог примет решение о производстве большего количества роботов, чем частный рынок.

В условиях положительных внешних эффектов социальные издержки производства меньше, чем частные издержки. Оптимальное количество роботов, Qoptimum, следовательно, больше, чем равновесное количество, Qmarket.

В этом случае правительство может интернализировать внешние эффекты с помощью субсидирования производства роботов. Если правительство платило бы фирмам за каждого произведенного робота, кривая предложения сдвинулась бы вниз на сумму субсидии, что привело бы к увеличению равновесного количества роботов. Чтобы гарантировать, что рыночное равновесие равно социальному оптимуму, субсидия должна быть равна ценности технологического перелива.

Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) " Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) " Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой " заодно" ездят и местные жители.

3) " Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) " Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

Влияние внешних эффектов на экономику. Проблемы, связанные с внешними эффектами:

Одна из причин возникновения проблем, связанных с внешними эффектами, - отсутствие платы за внешний эффект.

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс " чистая вода", который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в парето-неэффективном объеме.

Подобная ситуация может возникать тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности.

Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.

Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходит увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.

Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.

По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы.

1) «Производство – производство». Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).

2) «Производство – потребление». Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой «заодно» ездят и местные жители.

3) «Потребление – производство». Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.

4) «Потребление – потребление». Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.

В каком случае эта ситуация является провалом рынка и в чем заключается этот провал? Иными словами, в каком случае распределение ресурсов не является парето-эффективным?

Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Предположим, что бумажная фабрика может использовать такой ресурс, как чистая речная вода, не приобретая его на рынке и, следовательно, ничего за него не платя, но лишая других потребителей (рыболовов, купальщиков) возможности использовать этот ресурс. Подобная ситуация возможна потому, что ресурс «чистая вода», который стал ограниченным (за него конкурируют фабрика и потребители), не имеет собственника и используется бесплатно тем, кто сумеет им воспользоваться. В результате фабрика не учитывает возникающие при этом внешние затраты и производит свою бумагу в парето-неэффективном объеме.

Подобная ситуация может возникать тогда, когда эти блага или ресурсы переходят из категории свободных в категорию экономических (становятся ограниченными), и один из тех, кто их потребляет, мешает другим пользоваться этим же благом и порождает внешние затраты. Если рынок при этом не возникает и плата за редкий ресурс не назначается, внешние затраты не влияют на поведение того лица, которое их вызывает, и это приводит к парето-неэффективности.

Что нужно сделать, чтобы устранить провал рынка? Необходимо сделать так, чтобы лицо, порождающее внешний эффект, считалось с внешними затратами или получало вознаграждение за внешние выгоды.

Интернализация внешних эффектов. Один из способов заставить лицо считаться с теми внешними эффектами, которые оно порождает своей деятельностью, заключается в интернализации внешних эффектов (от лат. internus – внутренний). Под интернализацией мы здесь понимаем превращение внешнего эффекта во внутренний. Возможным путем интернализации является объединение субъектов, связанных внешним эффектом, в одно лицо.

Представим, что химический и пивоваренный заводы из приведенного выше примера объединяются в одно предприятие. При этом внешний эффект, который раньше создавал химзавод, исчезает, так как теперь одна фирма вынуждена иметь дело с обоими производствами и ни на кого извне она влияния не оказывает. Теперь затраты в виде уменьшения выпуска пива она воспринимает как свои собственные и будет стремиться их минимизировать.

Точно так же, если вы «достаете» свою соседку веселой музыкой, а потом женитесь на ней, то в дальнейшем снижение ее полезности будет восприниматься вашей ячейкой общества как общее снижение полезности, и, следовательно, вы будете принимать в расчет это воздействие.

Корректирующие налоги и субсидии. Существует другой способ побудить лицо, являющееся источником внешних эффектов, считаться с затратами, которые эти эффекты порождают, – заставить его оплатить эти затраты. Если производитель внешних затрат будет вынужден с ними считаться, он будет пытаться оптимизировать соотношение затрат и выгод, а это путь к парето-эффективности.

Но кто может это сделать? Только тот, кто обладает властью в хозяйстве и может назначить плату за ограниченный ресурс, который не имеет собственника. Эта плата может быть назначена в виде налога, который называют корректирующим налогом, или налогом Пигу (по имени английского экономиста, предложившего такой налог).

 

Заключение

Фондовый рынок на сегодняшний день является одним из наиболее привлекательных инструментов для инвестирования. Поскольку доступ к работе на фондовом рынке получили как частные инвесторы так и спекулянты, данный вид деятельности активно развивается и предлагает хорошую возможность вложения денег.

Развитый и открытый фондовый рынок в стране характеризует как правило сильную, и стабильную экономику, и способствует привлечению инвесторов из других стран. К сожалению, фондовый рынок Украины нельзя характеризовать как таковой.

Итак, организованный рынок ценных бумаг объему своего торгового оборота продолжает значительно уступать не только более развитым биржевым рынкам мира. Оперируя лишь небольшой частью выпусков акций ОАО и отличаясь крайне низкой степенью их. Развитию рынка препятствуют несовершенство и серьезные пробелы в законодательном и нормативном регулировании деятельности участников фондового рынка, прежде всего акционерных обществ, не оптимальность инфраструктуры рынка, отсутствие целостной, полноценно функционирующей национальной депозитарной системы.

Рынки способны эффективно решить проблемы внешних эффектов, но только тогда, когда между объектами и субъектами отношений четко разграничены права собственности, а количество вовлеченных в процесс сторон невелико. Экономисты предложили реальные эффективные программы (рынки лицензий и введение штрафных санкций за выброс отходов), которые могли бы способствовать эффективному разрешению масштабных экологических проблем, таких, как загрязнение воздушной среды и водного бассейна в обширных регионах.

Внешние эффекты могут иметь как положительное, так и отрицательное. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы.

 

Внешние эффекты - это благоприятные воздействия участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это полезность, не отраженная в ценах.

Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.

При решении проблемы экстерналий такие внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.

Когда экстерналии устойчиво существуют в экономике, к решению их проблемы необходимо привлечь государство. Наиболее распространенным методом является административное регулирование, которое заключается в прямых запретах или, наоборот, требованиях выполнения вовлеченными экономическими субъектами определенных действий, что подкрепляется мощью государственного аппарата принуждения.

С целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу и субсидии.

 

Внешние эффекты (экстерналии) - это влияние действий экономических субъектов (или их агентов), участвующих в данной сделке, на третьих лиц (еще раз напомним, не принимающих участия в данной сделке). Таким образом, экстерналии не находят отражения в рыночном механизме ценообразования и, следовательно, приводят к снижению эффективности его работы и к неоптимальному размещению благ в экономике

.

Отрицательные внешние эффекты ( негативные экстерналии) являются негативными воздействиями участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц. Фактически это означает не выявленное в данной сделке использование определенных ресурсов без соответствующей их оплаты (пример таких неявно используемых ресурсов - право на незагрязненную окружающую среду: чистый воздух, чистую воду и т.д.).

 

Положительные внешние эффекты (позитивные экстерналии) являются позитивными воздействиями участвующих в сделке экономических агентов на третьих лиц. Фактически они означают невыявленное в данной сделке производство определенного блага без соответствующей его оплаты. Это приводит к возникновению внешней для данной сделки выгоды при производстве и потреблении данного товара.

 

Корректирующий налог - это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных.

Государство поощряет возникновение положительных экстерналий. В этих целях проводится субсидирование. Как правило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большая эластичность спроса по доходам, так как степень реакции после субсидии на потребление блага будет выше.

 

Корректирующая субсидия - это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.

Как было уже отмечено выше, перечисленные отрицательные и положительные стороны рыночной экономики основываются на противоречии «безграничность потребностей - редкость ресурсов». Свойственное для любого типа экономической организации общества, это противоречие решается в условиях рыночной экономики путем рыночного распределения редких ресурсов между теми отраслями, которые производят продукцию востребованную потребителями, в ущерб тем отраслям, которые производят продукцию не пользующуюся спросом. Среди положительных сторон рыночной экономики могут быть выделены: - эффективное распределение ресурсов; - свобода выбора и действий потребителей и предпринимателей; - способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышениюкачества товаров и услуг; - гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям; - инициирование и оптимальное использование результатов научно-технического прогресса; - возможность его успешного функционирования при наличии весьмаограниченной информации. Среди отрицательных сторон рыночной экономики можно выделить: - угасание конкуренции; - неравное распределение дохода; - расточительное и неэффективное производство, нестабильность развития; - нестабильность: инфляция и безработица; - отрицательное влияние монополий; - не обеспечивает фундаментальных исследований в науке.В заключении можно отметить некоторые тенденции исправления указанныхнедостатков рыночной экономики. Среди них выделяются функция государственного регулирования экономики и структурные изменения форм предпринимательской деятельности. Современная рыночная экономика промышленно развитых стран характеризуется, во-первых, насыщенностью товарами массового производства, строгой направленностью на удовлетворение потребностей определенных групп покупателей. Во-вторых, ей присуще гибкое, адаптивное производство, способное отвечать самым сложным запросам потребителей. В-третьих, меняются целевые функции фирм. Хотя прибыль, по-прежнему служит основным стимулом в предпринимательской деятельности, фирмы для поддержания конкурентоспособности заинтересованы: - в расширении рынка, модификации продукта, повышении качестваи снижении затрат. В-четвертых, происходит изменение форм предпринимательскойдеятельности, малый бизнес превратился в весомую экономическую силу наряду с корпорациями, государством и профсоюзами. В последнее время корпорации идут на разукрупнение, создание субфирм, которые функционируют достаточно самостоятельно, быстро реагируют на меняющуюся ситуацию на рынке. В-пятых, в современных условиях конкуренция становится регулируемой. Это происходит как в силу углубления разделения труда, повышения информированности всеххозяйствующих субъектов, развития межфирменных кооперационных связей, так и вследствие предпринимаемых государством мер по сужению или расширению конкуренции. В-шестых, в современной рыночной экономике идет процесс становления нового типа трудовых отношений, предполагающего участие наемных работников в управлении и в собственности фирмы.Таким образом, приведенный выше анализ позволяет говорить о постоянномразвитии рыночной экономики реальных стран в направлении сглаживаниянекоторых противоречий, что, однако не мешает возникать новым. Однако, современные тенденции развития рыночных систем остаются за рамками данной работы.

 

Список литературы

1. Закон Украины “О государственном регулировании фондового рынка”.

2. Закон “О ценных бумагах и фондовом рынке”.

3. Бельзецкий А. Фондовые индексы: оценка качества. – М.: Новое знание, 2006. – 310 с.

4. Калина А.В. Корнев В.В. Рынок ценных бумаг (теория и практика): Учеб. пособие. 2-е изд. К.: МАУП, 1999. – 296с.

5. Кравченко Ю.Я. Рынок ценных бумаг: Курс лекций. – К.: ВИРА-Р, 2002. – 368с.

6. Мендрул О.Г., Павленко І.А. Фондовий ринок: операції з цінними паперами: Навч. посібник. 2-ге изд. К: КНЕУ, 2000. – 156с.

7. Бельзецкий А. Качество фондовых индексов//Банковский вестник. – 2006. - №2. – с.19

8. В. М. Горбаль “Дальнейшие перспективы развития украинского фондового рынка во многом будут зависеть от ситуации на мировых фондовых рынках”//Чистая прибыль, №1, 2008.

9.Алехин Б.И. К вопросу об эффективности российского фондового рынка.// Бизнес и банки. 2011. № 2.

10.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: Учебное пособие. М, 2012.

11 Бывшев В., Слуцкий В. Технический анализ на российском рынке «голубых фишек» // Рынок Ценных Бумаг. 2012. № 17.

12 Костиков И. О направлениях развития российского финансового рынка // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 17.

13 Лауфер М. Глобализация финансовых рынков.// «Финансы и Кредит» 2010. № 6.

14 Петров М., Лютый Ю. Организация денежных расчетов по сделкам с ценными бумагами: проблемы и решения // Деньги и кредит. 2012. № 11.

15 Сребник Б.В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие /. М.: КНОРУС, 2009. — 288 с.

16 50 Лекций по экономике. Сайт: 50.economicus

17 Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекции. - М-: БЕК, 1996. - Гл. 6.

18 Коуз Р. Фирма, рынок и право. - М.: 1993.

19 Коуз Р.Г. Природа фирмы // Теория фирмы / Ред. В.М. Гальперин. - СПб.: Экономическая школа, 1993.

20 Малахов С. Трансакционные издержки и российская экономика // Вопросы экономики. 1997. № 7.

21 Под ред. Н.М. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Курс экономической теории: Учебное пособие - Киров: Вятка, 1994. - Гл. 4.

22 Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело Лтд, 1993. -Гл. 13.

23 Фофанов А.А. Концепция трансакционных эффектов в неоинституционализме // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 1996. Вып. 4 (№ 26).

24 Гальперин В.М., Гребенников П.И., ­ Леусский А.И., Тарасевич Л.С.

Макроэкономика: Учебник / Общая редакция Л.С.Тарасевича. СПб.: Экономическая

школа, 1994. - 400 с.

 

25 Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -

Киров: «АСА». 1994. - 624 с.

 

26 Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. - М.: «Республика», 1993.

 

27 Мэнкью Н. Г. Макроэкономика. Пер. с англ. - М.: Изд-во МГУ, 1994. -736 с.

 

28 П.А.Самуэльсон. Экономика. Пер. с англ. - М.: «Алфавит», 1993.

 

29 Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Т.1. Теория рыночной

экономки. Часть 1. Микроэкономика. / В.Ф.Максимова - М.: «Соминтэк».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.