Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кле М. Политическое мировоззрение подростка






 

Печатается по: Кле М. Психология подростка.М., 1991. - С. 103-108.

 

О развитии политического мышления в отрочестве известно очень мало, в силу малого количества исследований этого вопроса. Это может показаться удивительным, если вспомнить интерес политических партий к молодым избирателям и то, что именно в отрочестве кристаллизуются основные политические предпочтения. Немногочисленные исследования в этой области можно разбить на два направления: изучение основных факторов политической социализации в отрочестве и основных этапов развития политических установок.

Газетные опросы регулярно клеймят незнание молодежью реальностей гражданской жизни, неспособность дать характеристику основным политическим деятелям или описать основные политические силы нашего общества. Однако такие политические установки являются амбивалентными, ибо, хотя молодежь игнорирует официальную политическую реальность, более систематическое исследование политического сознания подростков сталкивается с враждебностью родителей и школы. Исследования в этой области встречаются с теми же трудностями, что и исследования сексуальности, и в силу тех же причин, ибо затрагивают систему глубоко личных родительских ценностей, и родители хотят уберечь своих детей от пагубного влияния подобного анкетирования или опроса.

Многократно исследовавший развитие политического мышления подростков американский ученый Адельсон (Adelson, 1975) утверждает, что подростки не интересуются политикой. Подобное отсутствие интереса объясняется, на его взгляд, отсутствием должного уровня развития познавательных процессов, который мог бы позволить им освоить политическую реальность. В 10—12-летнем возрасте только 10 % опрошенных Адельсоном подростков могут объяснить, что такое партии и профсоюзы. Эти понятия мало знакомы детям, в отличие от использованных, например, Колбергом, которые немедленно соотносились с более знакомыми детям понятиями вины, наказания и справедливости.

Першерон (Percheron, 1978), проведшая во Франции исследование политических взглядов 10—16-летних подростков, придерживается совершенно иной точки зрения. Она была поражена “сильной политизацией детского языка”, обнаружив, что очень рано, в 10—11 лет, ребенок осваивает политическое значение таких терминов, как “красный”, “правый”, “левый”, “президент” и т. п. При этом она отмечает, что “объединяющие” термины — “знамя”, “равенство”, “республика” — являются более известными и любимыми, в то время как “разделяющие” термины — “политические партии”, “капитализм”, “революция” — чаще отвергаются как связанные с конкуренцией и разногласиями. По сравнению с Соединенными Штатами Франция выступает как более политизированная страна; политическая борьба определяется резкой поляризацией левых и правых сил, повседневная жизнь пронизана политикой, которая неизбежно присутствует в семейных разговорах. Все это составляет политический аспект социализации детей. В данном вопросе более, чем в других, следует избегать обобщений и рассматривать полученные результаты в контексте национальной специфики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.