Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экологический подход






 

Данный подход к анализу процесса социализации, по сути, является частной конкретизацией социогенетического подхода, в котором при этом четко прослеживаются интеракционистские влияния. Начало изучения социализации в рамках данного подхода положили работы известного американского исследователя детства У. Бронфенбреннера (Бронфенбреннер, 1976). Он и его последователи исходят из нескольких основополагающих тезисов:

• необходимо распространить принцип экологических взаимосвязей на анализ социальной ситуации развития ребенка;

• развитие личности есть результат взаимодействия объективных особенностей его социального окружения и определяемых ими субъективных процессов и переживаний;

• социальное окружение, задающее особенности социализации, непрерывно меняется, — следовательно, процесс социального развития индивида принципиально незавершаем;

• социальная среда имеет уровневое строение; социум рассматривается как совокупность входящих друг в друга (наподобие «матрешки») социальных структур, которые как непосредственно, так и косвенно оказывают влияние на поведение и развитие ребенка;

• в структурном строении социального окружения выделяются четыре уровня: микросоциальное окружение (для процесса социализации ребенка это — семья и группы сверстников), мезосистема (взаимоотношения между различными областями микросистемы, например между семьей и школой), экзосистема (социальные институты, органы власти и пр., к которым индивид непосредственно не относится, но которые имеют на него влияние, например органы опеки и попечительства), макросистема (доминирующие на данный момент социокультурные нормы, системы социальных представлений и установок, а также нормы и правила социального поведения, существующие в той или иной субкультуре);

изменения, происходящие на более высоком уровне, оказывают свое влияние на нижележащие уровни — так, например, общий ценностно-нормативный кризис общества влияет на внутригрупповые нормы подростковой компании и систему ценностных ориентаций самого подростка. В литературе, посвященной проблеме подростковой социализации, в целом дается высокая оценка данной теоретической модели, которая, как отмечается, пока еще слабо обоснована эмпирически (Ремшмидт, 1994)…

 

Список литературы

 

Волович А.С. Особенности социализации выпускников средней школы // Авторев. дис. канд. психол. наук. – М., 1990.

Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6-ти т. – М., 1984. Т.4. – С. 5-242.

Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. – М., 1989. – С. 90-103.

Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие). – М., 1991.

Колберг Л., Пауер Ф., Хиггис Э. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию // Психологический журнал. 1992. №3. – С. 173-175.

Кон И.С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). – М., 1988.

Кумбс Ф. Кризис образования. – М., 1970.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). – М., 1994.

Сиск Д. Изучение будущего // Вопросы психологии. 1991. №4. – С. 5-10.

Смелзер Н. Социология. – М., 1994.

Собкин В.С., Писарский П.С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. – М., 1998.

Fischer G.-N. Les processus du social. P., 1991

Jnreles A. Social change and social character: the role of parental mediation // J. of Social Jssues. 1983. P. 109-124.

Kelley G.A. The psychology of personal constructs. N.Y., 1961.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.