Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Баланс сил и баланс интересов.






Баланс сил в международных отношениях – распределение мирового влияния между отдельными центрами силы – полюсами. Мировое устройство может быть трех типов: однополярное, двуполярное и многополярное.

Однополярность – тип мирового устройства, при котором власть сосредоточена в той или иной степени в одном центре – гегемоне.

Биполярность (двуполярность) – распределение сил между двумя государствами. Глобальная двуполярность подразумевает разделение мира на сферы влияния между двумя полюсами силы, создание военно-политических блоков, иногда – строительство идеологического, религиозного, культурного барьеров.

Наиболее известным историческим примером биполярного мирового устройства является Холодная война между Советским Союзом и Соединенными Штатами (1946-1991). Вторая половина ХХ века была единственным периодом в истории человечества, когда абсолютно весь мир был разделен на два лагеря. Исключения из сфер влияния составляли лишь отдельные, чаще всего небольшие и малозначимые со стратегической точки зрения государства, объявившие о своем нейтралитете.

Прогнозируя грядущее, человечество внимательно оценивает прошлое, глубже исследует настоящее. Завершающее столетие, несмотря на сложности и противоречия в развитии народов и государств, прошедшие мировые войны, характеризуется активным воздействием идей баланса сил, гуманизма, человеческих ценностей. Их основной вектор указывает на необходимость недопущения гибели человечества в результате ядерной катастрофы, объединения усилий всех народов в борьбе за выживание, улучшение отношений между государствами, блокирования региональных конфликтов.

Вот почему в ряду кардинальных проблем современности особое место занимает проблема баланса сил, значение которой возросло, ибо общественный прогресс, человеческая жизнь в значительной степени зависят от ее неотложного решения.

Философское понимание баланса сил направленно на его исследование как состояния общества, как характеристики отношений между народами и государствами. В таком понимании можно выделить три подхода.

Гуманистический подход. Он основан на конкретно-историческом анализе сил и выражается в том, что мир и война, несмотря на противоположные состояния общества, связаны между собой. Их связующим звеном выступает политика. Именно она реализует как мир, так и войну. Однако принципиальное отличие мира от войны заключается в том, что мир по своей сущности есть продолжение политики ненасильственными средствами. Сторонники гуманистического подхода видят в мире важное условие и средство развития человека, его способностей в демократическом обществе, а в войне – средство разрушения природы и человека.

Пацифистский подход. Пацифисты признают возможность и необходимость баланса сил, но не раскрывают его политической сущности, выступают за баланс сил в мировой политике вообще, утверждая, что любая война есть только зло. Они полагают, что: мир наступит в результате «религиозной революции»; путь к миру лежит через развитие человечности, добровольного отказа от любых форм насилия; мир может быть достигнут через «моральное самосовершенствование человечества», гуманистическую деятельность государственных лиц.

Консервативный (милитаристский) подход. Сторонники этого подхода утверждают, что баланс сил фактически не имеет самостоятельного значения для человечества, а представляет собой лишь состояние временной передышки между войнами (мировыми, локальными, религиозными и т.д.). Мир, по их мнению, возможен лишь с позиции силы, а его основным гарантом может быть блок НАТО. Но, учитывая стремление народов планеты к миру, они пытаются завуалировать ориентацию на военную силу необходимостью стабилизации международных отношений. Такой концептуальный взгляд на баланс сил основан на страхе.

Наиболее предпочтительным для судеб народов выступает гуманистический подход, в значительной степени концентрирующий внимание ученых и политиков на понимании баланса сил не только как отсутствия войны, но и как предотвращения возможности войны. Определение сущности баланса сил не исчерпывает проблему, ибо нет мира вообще, а есть конкретный мир.

В зависимости от социального характера баланса сил, т.е. степени его соответствия интересам прогрессивных сил, можно различать два рода баланса сил.

Справедливый (демократический) мир. Он характеризуется отсутствием войны и благоприятными условиями развития демократии и свободы в обществе и в отношениях между странами, гуманистическим решением национальных и глобальных проблем. Такой баланс силы предполагает суверенные права народов, их равенство, независимость и добрососедские отношения между ними. Политическое содержание справедливого баланса сил означает суверенное равенство государств, отказ от применения силы или ее угрозы; нерушимость границ, территориальной целостности; мирное урегулирование споров и конфликтов; невмешательство во внутренние дела; уважение прав и свобод человека; взаимное сотрудничество между государствами, добросовестное выполнение норм и принципов международного права, решений ООН и др. Справедливый баланс сил может выступать как:

а) состояние общества, независимо от того, была война или нет;

б) следствие войны, вооруженного конфликта. Он обеспечивается, как правило, преимуществом прогрессивных сил (например, баланс сил в результате победы государств антигитлеровской коалиции над фашизмом). Справедливость баланса сил – это залог прочности и демократичности общества.

Несправедливый (грабительский) мир. Для него свойственно господство одного государства над другим. Такой баланс сил характеризуется попранием суверенных прав народов, их национального достоинства. Он имеет целью – обеспечить подчинение одних стран другими, подготовку к захватническим войнам. При этом господствует реакционная политика доминирующих государств, ориентированная на временную передышку, перегруппировку сил, на запугивание силой слабого государства. Такой баланс сил может покоиться и на возможном равновесии сил между государствами, на достигнутых между ними компромиссах (например, Брестский мир для Советской России в 1918 г.).

Народам планеты важно отстаивать справедливый мир. Именно он, не связанный с насилием и угнетением одних государств другими, выступает гарантией устойчивого международного положения, демократического развития общественных систем.

Социальное содержание баланса сил включает политический, экономический, научно-технический, культурный, духовный и другие компоненты. Их наличие и функционирование свидетельствует о реальном состоянии мира: справедливом или не справедливом. В условиях современного взаимосвязанного мирового сообщества человечество все больше стремиться к взаимному сотрудничеству во всех областях.

Политическое содержание баланса сил свидетельствует о том, что спорные межгосударственные вопросы решаются путем переговоров. Насыщеннее и многообразнее в современных условиях становятся политические контакты по актуальным международным проблемам, проведение многосторонних и двусторонних совещаний по различным спорным вопросам (события в Югославии, положение на Ближнем Востоке, арабо-израильские отношения и т.д.).

Экономическое содержание баланса сил предполагает развитие материально-технических связей между странами на взаимовыгодной основе, торгово-экономического сотрудничества, делового партнерства в использовании природных ресурсов, оказание экономической помощи развивающимся странам и иные формы. Более прочные связи между государствами стабилизируют их отношения.

Научно-техническое содержание баланса сил – это взаимный обмен между странами достижениями в сфере современных технологий, научно-технического прогресса, оказания помощи в области науки и техники, имеющих фундаментальный и прикладной характер. Например, показателем плодотворного сотрудничества России и США выступают их совместные действия по мирному использованию достижений космической техники.

Культурное сотрудничество между странами оказывает значительное влияние на содержание баланса сил. Контакты в области культуры способствуют доверию между народами, углублению политического диалога различных стран по актуальным проблемам современности и выработке по ним общих позиций.

В процессе гуманизации международных отношений важными направлениями укрепления баланса сил становятся культурный обмен, проведение кинофестивалей, музыкальных конкурсов, знакомство с историческими документами и деятельностью музеев.

Военное сотрудничество выступает все возрастающим и стабилизирующим фактором баланса сил. В ядерный век оно способствует развитию мер доверия между государствами, особенно в таких областях, как планово-аналитическая, теоретическая, гуманитарная, правовая деятельность. Укрепление мер доверия, например между Россией и США, открывает возможности перехода к военным доктринам нового типа. Такие доктрины, учитывающие стремление человечества к миру, могут быть доктринами предотвращения войны и исключения ее из жизни планеты.

В зависимости от степени устойчивости можно выделить следующие виды баланса сил:

Неустойчивый баланс сил. Этот баланс сил таит опасность возникновения войны. Для него характерны конфронтация между государствами и коалициями государств, «холодная война» в межгосударственных отношениях, свертывание дипломатических и экономических отношений между странами, отчуждение между государствами. Неустойчивый мир, как правило, сопровождается и демонстрацией силы, милитаризацией общественной жизни. Так было в 50-60-е годы нашего столетия, когда активно шла гонка вооружений, обострились отношения между США и СССР.

Устойчивый баланс сил. Это баланс сил без явной опасности возникновения войны (или с малой степенью ее вероятности). Он характеризуется успешным развитием дипломатических, экономических, культурных, а также военных отношений. В последний достаточно четко прослеживается открытость, гласность. Между странами происходит укрепление мер доверия в планово-аналитической, теоретической, гуманитарной областях. Все это способствует стабилизации политических отношений между государствами.

Так, со второй половины 80-х годов XX в. стала постепенно проявляться тенденция снижения порога оружия массового поражения, сокращения расходов на вооружения и т.п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.