Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расстояния до эвакуационных выходов.






В соответствии со ст.89 ФЗ №123:

Ч.8 - «количество и ширина эвакуационных выходов из помещений с этажей и из зданий определяются в зависимости от максимально возможного числа эвакуируемых через них людей и предельно допустимого расстояния от наиболее удаленного места пребывания людей (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода»;

Ч.10 – «число эвакуационных выходов из помещения должно устанавливаться в зависимости от предельно допустимого расстояния от наиболее удаленной точки (рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода»;

Ч.12 – «п редельно допустимое расстояние от наиболее удаленной точки помещения (для зданий, сооружений и строений класса Ф5 - от наиболее удаленного рабочего места) до ближайшего эвакуационного выхода, измеряемое по оси эвакуационного пути, устанавливается в зависимости от класса функциональной пожарной опасности и категории помещения, здания, сооружения и строения по взрывопожарной и пожарной опасности, численности эвакуируемых, геометрических параметров помещений и эвакуационных путей, класса конструктивной пожарной опасности и степени огнестойкости здания, сооружения и строения».

В СП 1.13130.2009 /7/ для реализации требований ст.89 ФЗ №123 установлены нормативы по наибольшим расстояниям до ближайшего эвакуационного выхода:

п.5.2.22 (табл.1 и она продублирована табл.4 п.5.3.20, табл.8 п.6.1.19, табл.12 п.6.2.8, табл.14 п.6.3.2, табл.16 п.7.1.21, табл.21 п.7.3.2, табл.23 п.8.1.20) - для залов без мест для зрителей и др. зальных помещений;

п.5.2.23 (табл.2 и она продублирована табл.5 п.5.3.21, табл.9 п.6.1.20, табл.17 п.7.1.22, табл.24 п.8.1.21, табл.26 п.8.3.3) – по путям эвакуации в общественных зданиях от дверей наиболее удаленных помещений в зависимости от плотности людского потока при эвакуации;

п.5.4.3 (табл.7) - для многоквартирных жилых зданий; при этом в секции жилого здания при выходе из квартир в коридор (холл), не имеющий оконного проема площадью не менее 1, 2м2 в торце, расстояние от двери наиболее удаленной квартиры до выхода непосредственно в лестничную клетку или выхода в тамбур, ведущий в воздушную зону незадымляемой лестничной клетки, не должно превышать 12м (аналогичное ограничение предусматривалось п.14.22 МГСН 4.19-2005 /69/, хотя в немецких нормах, например, это расстояние составляет 35м);

п.7.2.2 (табл.19) – для торговых залов с учетом их объема;

п.9.2.7 (табл.29), п.9.2.9, п.9.2.10 (табл.30) – для производственных зданий, сооружений (Ф5.1);

п.9.4.3 (табл.33) – для стоянок автомобилей без технического обслуживания и ремонта (Ф5.2).

Из приведенных ссылок на требования СП 1.13130.2009 /7/ можно сделать вывод о том, что дублирование табл.1 и табл.2, которые входят в «Общие положения» и, тем самым, распространяются на соответствующие классы функциональной пожарной опасности зданий, сооружений излишне усложняют применение названного свода правил, существенно увеличивают их объем, затрудняя работу проектных организаций.

Включение в СП 1.13130.2009 /7/ нормативов по наибольшим расстояниям до ближайшего эвакуационного выхода создают проблемы при выборе оптимальных архитектурно-планировочных решений по обеспечению безопасности людей. Возможно, по этой причине согласно п.5.20 (табл.5.1а) СНиП 31-06-2009 /49/ (не включен в число требований, подлежащих обязательному применению по распоряжению Правительства РФ от 21.06.2010г. №1047-р /5/), например, в торговых залах в зависимости от их объема и площади основных проходов расстояния до ближайшего эвакуационного выхода составляют 70м, 90м и 100м, а в СП 1.13130.2009 (табл.19 п.7.2.2) – 50м, 65м и 80м соответственно (для класса конструктивной пожарной опасности здания С0), а в других случаях – существенно менее указанных величин, т.е. в интересах, видимо, проектировщиков была предпринята попытка увеличения названного параметра примерно в 1, 5 раза.

Определенные возможности для отступления от вышеуказанных требований предоставлялись ранее п.6.8 СНиП 21-01-97* /55/, а также п.4.1.5 СП 1.13130.2009 /7/ в отношении оценки эффективности мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре расчетным путем. Однако, в изменениях, внесенных в СП 1.13130.2009 /7/ приказом МЧС России от 09.12.2010г. №639, п.4.1.5 исключен, что ограничивает реализацию положений ст.17 ФЗ №384 в части расположения, габаритов и протяженности путей эвакуации людей при пожаре.

Тем не менее, на основании ст.53 ФЗ №123 следует определять расчетное время эвакуации людей для оценки обеспечения их безопасности при пожаре путем сравнения с необходимым временем эвакуации (например, для спортивных залов этот показатель приведен в табл.11 п.6.1.31 СП 1.13130.2009 /7/, в остальных случаях его следует определять расчетом). Согласно ч.4 ст.53 ФЗ №123 соответствующие методы определяются НД по пожарной безопасности (ранее – ГОСТ 12.1.004-91* /20/, а с вступлением в силу ФЗ №123 – приказами МЧС России от 30.06.2009г. №382 /112/ (для зданий, сооружений классов Ф1, Ф2, Ф3, Ф4) и от 10.07.2009г. №404 /113/ (для зданий, сооружений класса Ф5).

Необходимо также обеспечивать выполнение п.4 ст.17 ФЗ №384 в отношении обоснования расчетами …габаритов и протяженности путей эвакуации людей (в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения), однако параметры совместного движения людских потоков с наличием в них МГН, а также детей нормами не установлены (в приложении В табл.В2 СНиП 35-01-2001 /43/ параметры по видам пути установлены только при движении МГН).

Для расчета путей эвакуации определяющим является число одновременно находящихся людей на этажах, которое принимается:

для подземной автостоянки из расчета 1 чел. на одно машиноместо (в НД данное требование не установлено, но в расчетах используется такой показатель, хотя очевидно, что такое положение не отвечает реальности и приводит к завышению параметров путей эвакуации, однако исследования не проводились; экспертно можно предположить, что число одновременно пребывающих людей в автостоянке не превышает 1 чел на 2 машиноместа). Данное положение представляется значимым в связи с тем, что расчетами можно обосновать, например, проектирование подземной автостоянки с расстояниями от наиболее удаленных мест хранения автомобилей, расположенных между эвакуационными выходами, до ближайшего эвакуационного выхода более 40м (п. 9.4.3 табл. 33 СП 1.13130.2009 /7/);

для торговых магазинов из расчета 3 м2 на 1 чел., включая площадь, занимаемую технологическим оборудованием (п.7.2.5 СП 1.13130.2009 /7/, п.5.23 СНиП 31-06-2009 /49/);

для помещений общественного питания (кафе) по количеству посадочных мест, но не менее 1, 6м2 (п.4.31 СНиП 31-06-2009 /49/);

для ресторанов по количеству посадочных мест, но не менее 1, 8м2 (п.4.31 СНиП 31-06-2009 /49/);

для офисных помещений - из расчета не менее 2 на 1 чел. (п.8.3.8 СП 1.133130.2009 /7/, п.4.15 СНиП 31-06-2009 /49/, а по п.3.2* СНиП 2.09.04-87* /38/ - 4 – 6м2), что для офисов классов А и Б является излишне «жестким», т.к. в них этот показатель принимается 10-12м2 и 8м2 соответственно.

Вместе с тем, согласно п.43 ППБ 01-03 /57/ при определении максимально допустимого количества людей в залах (помещениях) с массовым пребыванием людей (50 чел. и более) – зрительные, обеденные, выставочные, торговые, спортивные и другие залы) - принимается расчетная площадь 0, 75м2/чел., т.е. в 2-2, 5 раза менее нормативов, установленных п.4.31 СНиП 31-06-2009 /49/, что приводит к существенному расхождению показателей при проектировании и на стадии эксплуатации объектов, ставя под сомнение правильность выбора проектных решений по параметрам эвакуационных путей и выходов. При этом размеры путей эвакуации и эвакуационных выходов должны обеспечивать эвакуацию людей за пределы зальных помещений в течение необходимого времени эвакуации.

Вывод. Целесообразно исключить дублирование в СП 4.13130.2009 /10/ таблиц 1 и 2, что существенно упростило бы использование данного НД проектировщиками. Следует гармонизировать требования СП 1.13130.2009 /7/, СНиП 31-06-2009 /49/ и ППБ 01-03 /57/, что позволит более четко определять максимально допустимое количество людей в залах (помещениях) с массовым пребыванием людей и не допустить заметного завышения параметров эвакуационных путей и выходов.

 

4.3. Число лестничных клеток в жилых зданиях. Согласно п.5.4.10 СП 1.13130.2009 при площади квартир на этаже или на этаже секции более 500м2 эвакуация должна осуществляться не менее чем в две лестничные клетки (обычные или незадымляемые). При площади от 500 до 550м2 допускается устройство из квартир одного эвакуационного выхода в обычную лестничную клетку (здания высотой до 28м) или в незадымляемую лестничную клетку (здания высотой более 28м) при оборудовании помещений АПС или АУП (нужно учитывать, что согласно табл.А.1 СП 5.13130.2009 /11/ жилые помещения не подлежат оборудованию АУП, т.е. в этом отношении нормативное допущение записано скорее формально или в качестве компенсирующего мероприятия). При этом согласно табл.6.8 п.6.5.1 СП 2.13130.2009 /8/, например, для жилых зданий I cтепени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0 наибольшая допустимая площадь этажа в пределах пожарного отсека составляет 2500м2. Таким образом: · при существенном различии в площади от 500 (550) до 2500м2 все равно достаточно двух лестничных клеток (п.5.4.10 СП 1.13130.20090); · при высоте здания более 28м не учитывается тип незадымляемой лестничной клетки (ч.3 ст.40 ФЗ №123), например, тип Н1 следует считать существенно более безопасной по отношению к Н2 или Н3; · при высоте здания более 28м и до, например, 200м требование по числу лестничных клеток и их типу остается неизменным (п.5.4.10 СП 1.13130.2009 /7/); · в высотных зданиях обе лестничные клетки, как правило, размещаются в центральном (несущем) ядре и не могут быть рассредоточены (п.4.2.4 СП 1.13130.2009 /7/); ранее требование названного пункта (1-й абзац) по рассредоточению не распространялось на выходы из коридоров в незадымляемые лестничные клетки, однако изменениями, внесенными в СП 1.13130.2009 /7 приказом МЧС России от 09.12.2010 №639, эта запись исключена. Существенные проблемы создает требование п.4.2.4 СП 1.13130.2009 /7/ о том, что при наличии двух эвакуационных выходов и более общая пропускная способность всех выходов, кроме каждого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании. Получается, что при двух лестничных клетках в здании одна из них (непонятно какая?) считается блокированной опасными факторами пожара и тогда параметры другой (ширину лестничного марша, ширину дверей на входе и выходе) следует существенно увеличить. Иными словами, проектируются две лестничные клетки, а расчет параметров эвакуации проводится как для случая, когда лестничная клетка одна, хотя обе они могут быть незадымляемыми! Вполне очевидно, что это значительные дополнительные затраты, потеря полезной площади, нетехнологичность строительства и другие негативные факторы для застройщика. 4.4 Безопасные (пожаробезопасные) зоны.

При проектировании существенное значение имеют мероприятия, обеспечивающие доступ и передвижение маломобильных групп населения согласно
требований СНиП 35-01-2001 /43/, которые должны отражаться в разд. №10 проектной документации согласно /116/.

Неопределенность при этом появилась при включении СНиП 35-01-2001 /43/ в распоряжение Правительства России от 21.06.2010г. №1047 /5/, когда ряд основополагающих требований к путям эвакуации (п.п.3.40 – 3.50) не вошли в число подлежащих обязательному применению, из них п.п.3.45-3.50 относились именно к проектированию пожаробезопасных зон. Требования в отношении МГН согласно п.6.26 СНИП 31-06-2009 /49/ также не вошли в число подлежащих обязательному применению. Соответствующие специфические требования в отношении МГН, а также детей в СП 1.13130.2009 /7/ и других НД отсутствуют.

Из числа оставшихся в СНиП 35-01-2001 /43/ требований обязательного применения важное значение имеют п.4.10 и п.4.12, где указано, что в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах и т.п., как правило, 10% жилых мест должны проектироваться универсальными (п.4.10), а в зонах обслуживания посетителей общественных зданий и сооружений различного назначения следует предусматривать места для МГН не менее 5% общей вместимости учреждения или расчетного числа посетителей (п.4.12). При этом соотношение между группами мобильности (М1, М2, М3 и М4 согласно табл.В1) нормативно не установлено, что создает для проектировщиков неопределенность в обосновании площади пожаробезопасной зоны (м2/чел.) согласно п.3.46 (тем более, что это не совпадает с группами мобильности по табл.В1!!??), а именно:

инвалид в кресле-коляске 2, 40 м2;

инвалид в кресле-коляске с сопровождающим 2, 65 м2;

инвалид, перемещающийся самостоятельно 0, 75 м2;

инвалид, перемещающийся с сопровождающим 1, 00 м2.

Необходимо также критически рассматривать весьма неопределенную формулировку п.3.45 СНиП 35-01-2001 /43/, где говорится, что «если по проекту невозможно обеспечить эвакуацию МГН за необходимое время, то для их спасения на путях эвакуации следует предусматривать пожаробезопасную зону, из которой они могут эвакуироваться более продолжительное время …», что противоречит смыслу п.п.3.48-3.50, где сформулированы «жесткие» требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям пожаробезопасных зон. Кроме того, нужно учитывать, что использование инвалидами групп М3 и М4 для эвакуации лестничных клеток без их специального оснащения практически невозможно, а переоборудование приводит к увеличению затрат в 2 раза и более, не гарантируя при этом возможность обеспечения совместного движения инвалидов в потоке с основной частью эвакуирующихся, тем более по причине отсутствия каких-либо исследований. Особенно данная проблема актуальна для высотных зданий, где расчетное время эвакуации людей по лестничным клеткам может достигать 2-3 часов при необходимости преодоления по лестнице расстояния от 150м до 1км в потоке высокой плотности. Более подробно с данным вопросом можно ознакомиться, например, в статье д.т.н., проф. Холщевникова В.В. и к.т.н. Самошина Д.В. /117/.

Существенное значение для проектирования должны оказать дополнения ч.15 ст.89 ФЗ №123 в следующей редакции: «Для эвакуации МГН со всех этажей зданий допускается предусматривать устройство на этажах вблизи лифтов и (или) лестничных клеток безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. Указанные лифты должны быть оснащены системами автоматизации и противодымной защиты в соответствии с требованиями к пожарным лифтам. Данные лифты могут использоваться для спасения инвалидов во время пожара». Вместе с тем, в СП 1.13130.2009 /7/ в порядке реализации указанного требования необходимо ввести параметры для обоснования площади таких безопасных зон с учетом вышеизложенных ссылок на пункты СНиП 35-01-2001 /43/.

Вывод. В НД обязательного применения отсутствуют требования по обеспечению безопасной эвакуации и спасения МГН, создавая, тем самым, существенные проблемы для проектирования и предъявления необоснованных нормативов органами социальной защиты, способствуя также дополнительному и неэффективному вложению финансовых средств на проектирование, строительство и эксплуатацию соответствующих объектов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.