Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соединение лифтовыми шахтами подземной и надземной частей зданий.






В ст. 88 (ч. 20) ФЗ № 123 отмечено, что в цокольных и подземных этажах зданий, сооружений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре. Таким образом, ФЗ не содержит какого-либо ограничения на соединение лифтовыми шахтами надземной и подземной частей зданий, сооружений.

Рассмотрим требования нормативных документов:

п..6.11.7 СП 4.13130.2009./10/ «В автостоянках, встроенных в здания другого назначения, не допускается, как правило, предусматривать общие обычные лестничные клетки и общие лифтовые шахты. Для обеспечения функциональной связи автостоянки и здания другого назначения выходы из лифтовых шахт и лестничных клеток автостоянки, как правило, следует предусматривать в вестибюль основного входа указанного здания с устройством на этажах автостоянки тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре». По существу аналогичное требование содержит п.5.8 СНиП 21-02-99* /42/, но в нем было также весьма важное дополнение: «При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать противодымную защиту лифтовых шахт и лестничных клеток этого здания». К сожалению, этот пункт и данное требование из СНиП 21-02-99* /42/ не вошли в число подлежащих обязательному применению. Тем не менее, в п. 9.4.2 СП 1.13130.2009 /7/ данная формулировка имеется: «…При необходимости сообщения автостоянки со всеми этажами здания другого назначения следует предусматривать противодымную защиту лифтовых шахт и лестничных клеток этого здания».

Ранее ограничение по связи лифтовыми шахтами подземных и надземных этажей касалось высотных зданий (п.14.14 МГСН 4.19-2005 /69/), а также многофункциональных зданий, комплексов (п.2.36* МГСН 4.04-94 /59/ – лифтовые шахты допускались не выше 3-го надземного этажа, где, как правило, и заканчивались части здания многофункционального назначения).

п.7.13 СП 7.13130.2009 /13/. Подачу наружного воздуха при пожаре приточной противодымной вентиляцией следует предусматривать:

«д) в тамбур-шлюзы, парно-последовательно расположенные при выходах из лифтов в помещения хранения автомобилей подземных автостоянок» (можно предположить, что такие тамбур-шлюзы являются компенсирующим мероприятием при соединении лифтовыми шахтами подземной и наземной частей здания, сооружения).

п.4.25 СП 4.13130.2009 /10/. Ограждающие конструкции лифтовых шахт (за исключением пассажирских лифтов, опускающихся не ниже первого этажа, с ограждающими конструкциями лифтовых шахт из материалов группы НГ с ненормируемыми пределами огнестойкости, расположенных в объеме лестничных клеток, а также лифтовых шахт, размещаемых вне зданий) и помещений машинных отделений лифтов (кроме расположенных на кровле), а также каналов, шахт и ниш для прокладки коммуникаций должны соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным перегородкам 1-го типа и перекрытиям 3-го типа. Предел огнестойкости ограждающих конструкций между шахтой лифта и машинным отделением лифта не нормируется.

п.5.1.5 ГОСТ Р 53296-2009 /23/: Каждый этаж здания должен обслуживаться не менее чем одним лифтом для пожарных. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и двух уровнях подземной частях здания, сооружения, включая цокольный этаж. При трех и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях и основном посадочном этаже. Аналогичные требования содержит п.12 НПБ 14-2004 /95/ Республики Беларусь.

п.5.2.2 ГОСТ Р 53296-2009 /23/. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на рис. А.1-А.4, приведенных в приложении А, с размерами, указанными в соответствующих нормативных документах. При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами, лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать. Нужно отметить, что рис.А.4 относится к лифтам для пожарных, не давая ответа на вопрос о необходимости устройства лифтовых холлов с обеих сторон для лифтов с двухсторонним выходом.

 

 

1 - лифт для пожарных; 2 - пассажирские лифты; 3 - противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 - противопожарные двери шахт пассажирских лифтов с пределом огнестойкости по 5.2.3 настоящего стандарта; 5 - ограждающие конструкции шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI120; 6 – ограждающие конструкции шахт пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими НД; 7 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовые холлы; 8 – лифтовый холл (тамбур); 9 – противопожарные дымогазонепроницаемые двери 2-го типа.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить:

1. Нормативные документы не дают однозначных требований по обеспечению связи лифтовыми шахтами подземной и наземной частей зданий, сооружений, но на практике органы надзора, в основном, ориентируются на п.6.11.7 СП 4.13130.2009 /10/, который не допускает связи лифтами подземной и надземной частей здания, не принимая во внимание возможность такого решения согласно п.5.8 СНиП 21-02-99* /42/ и п.9.4.2 СП 1.13130.2009 /7/ несмотря на противодымную приточную вентиляцию лифтовых шахт и тамбур-шлюзов (лифтовых холлов) на этажах. Подобное требование вынуждает проектировать самостоятельные группы лифтов для подземной и надземной частей зданий, сооружений, что создает технологические сложности, требует использования дополнительной полезной площади, экономически неэффективно. Это учитывается, например, в нормах Республики Беларусь (п.6.3.30 и п.5.1.2 ТКП 45-3.02-25-2006 /75/): «если лестничные клетки и лифты связывают гараж-стоянку и надземными этажами здания другого назначения, то в лестничных клетках и шахтах лифтов следует предусматривать подпор воздуха при пожаре или устройство на всех этажах тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха».

2. При проектировании лифтов для пожарных с двухсторонним выходом следует пользоваться рис.А.4 ГОСТ Р 53296-2009 /23/, однако для других (пассажирских и грузовых) лифтов в ГОСТ 53297-2009 /24/ вопрос остается открытым.

3. В п.5.7.13 СП 7.13130.2009 /13/ упоминаются парно-последовательные тамбур-шлюзы, но в других нормативных документах требование по их проектированию не отражено.

4. В НД, включая ГОСТ Р 53297-2009 /24/, ГОСТ Р 53296-2009 /23/, совсем не рассмотрены противопожарные требования (возможность предусматривалась в п.10.1 МГСН 4.19-2005 /69/) при применении экспресс-групп лифтов и двухуровневых кабин (ДАБЛ – ДЕК), позволяющих увеличить подъемную мощность лифтов при, например, освобождении здания при ЧС, когда такие кабины имеют остановки на четных и нечетных этажах одновременно.

5. СП 4.13130.2009 /10/ является документом добровольного применения (приказ Ростехрегулирования от 30.04.2009г. №1573 /6/), а СНиП 21-02-99* /42/ - документом обязательного применения (распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010г. №1047-р /5/), но отступления от соответствующих обязательных и добровольных требований предусмотрено в ст.5 (ч.2) и ст.6 (ч.8) ФЗ №384 (необходимы СТУ, согласованные МЧС России и Минрегионом России на основании соответственно приказов от 16.03.2007г. №141 /110/ и от 01.04.2008г. №36 с изменениями в приказе от 21.10.2010г. №454 /111/).

6. В соответствии с ч.20 ст. 88 ФЗ № 123 в цокольных и подземных этажах зданий, сооружений и строений вход в лифт должен осуществляться через тамбур-шлюзы 1-го типа с избыточным давлением воздуха при пожаре, однако в отношении цокольного этажа такое требование представляется явно избыточным.

7. С учетом практики контактов в Мосгосэкспертизе по конкретным объектам требуется безусловное соблюдение требований п.6.11.7 СП 4.13130.2009 /10/ даже при наличии дополнительных (компенсирующих) противопожарных мероприятий: например, двойное шлюзование с подпором воздуха на этажах подземной части зданий – ранее это предусматривалось в п.14.60 МГСН 4.19-2005 /69/ и, возможно, именно это решение подразумевается в п.5.7.13 СП 7.13130.2009 /13/, а также лифтовых холлов с подпором воздуха при пожаре на этажах надземной части). В других регионах, если СТУ согласованы в установленном порядке, то возможно отступление от требования п.6.11.7 СП 4.13130.2009 /8/ на основе п.5.8 СНиП 21-02-99* /42/ или ст.15 и ст.17 ФЗ №384 (с обоснованием расчетами).

Имеются и некоторые другие практические вопросы, возникающие при проектировании в результате недостатков НД:

· необходимо ли предусматривать, например, тамбур-шлюз перед грузовым лифтом для перемещения автомобилей подземной автостоянки в подвальном этаже, если выход (выезд) из лифта на первом этаже осуществляется непосредственно на улицу, не сообщаясь при этом с помещениями первого этажа. Согласно ч.20 ст.88 ФЗ №123 это необходимо, а по факту - бессмысленно и приводит к дополнительным затратам!

· необходимо ли предусматривать тамбур-шлюз перед лифтом в подвальном этаже, ведь согласно определений (п.3.48, п.3.49 СП 4.13130.2009 /8/) подвальный и подземный этажи это разные понятия, а в ч.20 ст.88 № 123-ФЗ говорится только о цокольных и подземных этажах?

Вывод. Несмотря на определенную пожарную опасность соединения лифтовыми шахтами подземной и надземной частей зданий, сооружений, которые, как правило, являются самостоятельными пожарными отсеками, но с учетом приоритетности проектирования лифтов как средства вертикального транспорта (п.п. 3.8, 3.9, 3.10, 3.11, 3.12 СНиП 31-06-2009 /49/, п.п. 4.8, 4.9 СНиП 31-01-2003 /44/) и необходимости устройства пожарных лифтов согласно ч.15 ст.90 ФЗ №123, а также принимая во внимание вступление в силу с 14.10.2010г. «Технического регламента о безопасности лифтов» /98/ и достаточно жесткие требования СП 4.13130.2009 /10/, СП 7.13130.2009 /13/, ПБ 10-558-03 /51/ целесообразно гармонизировать требования вышеназванных и иных НД. При этом принять во внимание, что во многих проектах зданий, сооружений лифтовые холлы используются как зоны безопасности для МГН при соблюдении требований п.п. 3.45-3.50 СНиП 35-01-2001 /43/, а в высотных зданиях лифты в исполнении для транспортирования пожарных подразделений являются высокоэффективным средством спасения людей при пожаре и иных чрезвычайных ситуациях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.