Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Площадки на покрытии для транспортно-спасательных кабин или вертолетов.






В международной практике нормирования для высотных зданий, как правило, принимается условие, что должна предусматриваться возможность спасения людей с покрытия здания с помощью вертолетов. Примеры пожаров подтверждают, в ряде случаев, эффективность такого решения. Так, при пожаре 5 мая 1988 года в 62-этажном здании First Interstate Bank (г. Лос-Анжелес), когда огнем было охвачено 5 этажей здания, большая группа людей была спасена вертолетом с крыши небоскреба (высота - более 260м). При пожаре 15 июня 1994 года в высотном здании (г.Претория, ЮАР) пожар начался на 19-м этаже и распространился до последнего 27-го этажа; около 40 человек были спасены вертолетом. Имеются и противоположные примеры: 15 ноября 2010 года при пожаре в 28-этажном здании (г. Шанхай, Китай) погибли 53 чел., пострадали более 100 чел. и использование вертолетов оказалось невозможным.

Согласно ч.17 ст.90 ФЗ №123 на покрытии зданий, сооружений, строений с отметкой пола верхнего этажа более 75м должны предусматриваться площадки для транспортно-спасательной кабины пожарного вертолета размером не менее 5х5м. Таким образом, требованиями ФЗ №123 не предусмотрена посадка собственно вертолета на покрытие здания, что ранее, например, было отражено в требованиях п.14.2.3 МГСН 4.19-2005 /69/, п.6.2.21 ТСН 31-332-2006 /107/, п.12.15 МГСН 1.01-99 /65/, а также в проекте СП «Высотные здания».

Однако, при проектировании высотных зданий, как уже отмечалось в разд.3.6 отчета, в течение ряда лет применялось требование п.14.2.3 МГСН 4.19-2005 /69/, где рассмотрен вариант посадки вертолета на покрытие для спасения людей, для чего на покрытии должны проектироваться площадки размером не менее 20х20м. При этом должна учитываться статическая (11т) и динамическая (22т) нагрузка для вертолета, например, типа К-32. Такое требование реализовано в проектах жилых и общественных высотных зданий в г.Москве, хотя известны существенные ограничения по использованию летательными аппаратами воздушного пространства над значительной частью города, а также проблемы при приближении вертолета собственно к конструкциям горящего или соседнего зданий (ближе 70м) вследствие возможной конвективной тепловой колонки, превышения силы ветра нормативных значений, наличия рядом стоящих зданий и т.д.

Поэтому попытки нормирования числа вертолетных площадок на покрытии высотных зданий на каждые полные и неполные 1000м2 (п.14.2.3 МГСН 4.19-2005 /69/, п.Л2 ТКП 45-3.02-108-2008 /73/, проект СП «Высотные здания») представляются избыточными. Например, при нормативной площади этажа между противопожарными стенами 2500м2 (табл.6.9 СП 2.13130.2009 /8/) следовало бы предусматривать 3 посадочные площадки для вертолетов и тогда выполнять до 70% покрытия (кровли) практически плоской (наклон не более 80), хотя возможность проведения спасательных работ с помощью нескольких вертолетов или невозможность использования других площадок (кроме одной) людьми вследствие их блокирования ОФП, представляется абсолютно нереальной.

Дополнительно к числу обременительных мероприятий следует отнести и требование п.14.2.3 МГСН 4.19-2005 /69/ в части обеспечения площадки металлическим поддоном с глухим парапетом высотой не менее 0, 1м (из условия возможной аварийной ситуации с вертолетом) а также решетчатое ограждение высотой не менее 0, 9м. При этом площадку требуется оборудовать стационарной автоматической установкой пенного пожаротушения по площади; расчетное время работы установки не менее 10мин. при заполнении объема 20х20х0, 1м в течение 1, 5мин. Кровля должна иметь решетчатое ограждение высотой не менее 1, 2м (во избежание, видимо, падения людей с высоты от воздействия воздушных потоков от лопастей вертолета). В этой связи возникает множество технических сложностей (размещение пеногенераторов, емкости с пенообразователем, приведение в действие установки, эксплуатация её при отрицательных температурах и наличии снеговой нагрузки, удаление воды из поддона при испытании и срабатывании и т.д.) при одновременной значительной опасности разбрызгивания авиационного топлива, его воспламенения и возможного развития пожара «сверху-вниз» по фасадам здания при практической невозможности влияния на этот процесс систем противопожарной защиты самого здания, сооружения. Весьма необоснованными выглядят и финансовые затраты на реализацию таких требований!

3.10. Сквозные проходы. В соответствии с ч.14 ст.67 ФЗ № 123 сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого. Одно из возможных проектных решений, когда предусмотрен сквозной проход через тамбур лестничной клетки, далее через помещение и наружу; другое – проход в помещение и далее выход из него непосредственно наружу. При этом требования ч.14 ст.67 ФЗ № 123, если строго следовать его формулировке, можно считать невыполненными и приходится предусматривать избыточные проектные решения. Кроме того, например, для крытых спортивных сооружений (футбольные стадионы, ледовые дворцы, легкоатлетические манежи, велотреки и т.п.), при их протяженности по периметру существенно более 100м, получается, что нужны сквозные проходы через всё сооружение на противоположную сторону, что возможно только по подземному тоннелю, что явно избыточно, нетехнологично, небезопасно для практического применения и не дает реального результата для расстановки сил и средств пожарно-спасательной службы. Проектные решения подобных сооружений предусматривают круговой проезд пожарной техники, размещение пожарных гидрантов через 100-150м по периметру, реализацию других требований ч.1 ст.90 ФЗ №123. Вывод. Названное требование ч.14 ст.67 ФЗ №123 целесообразно считать утратившим силу (в любом случае убрать обязательность «через лестничные клетки») или дополнить записью о том, что это должно предусматриваться при отсутствии проездов для пожарной техники по продольным фасадам и отсутствии пожарных гидрантов с этих сторон.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.