Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация черт






Традиционно выделяют 3 группы черт:

1. Конституциональные черты –обусл. св-вом орг-ма и задают огранич-я для мах широких классов ситуаций. Данная группа черт основана на иссл-х психофизиол. и нейрофизиол. Л., т.е. вы выходим на констатацию типа н.с.

Для диагностики использ-ся:

· Тест-опросник Айзенка, кот был разраб. на основе учения Павлова и Юнга.

· Тест-опросник Стреляу – основан на дифференц-й психодиагн-й концепции Павлова-Теплова и ориентирован на иссл-е 3х основных характеристик типа нервной д-ти: уровня процессов возбуждения, ур-ня проц. тормож-я, особ-тей переключаемости н.с.

 

2. Индивидуальные –обусл. опытом жизнедеят-ти в опредю соц-нормативных ситуациях. Выбор предполагаемых систем шкал может определ-ся на основе к-л. теории (теор. акцентуаций Леонгарда, методика Личко - ПДО), а может быть выбрана и эмперич-ки (16-факторный опросник Кеттелла)

Для иссп-ся исп-ся методики:

· 16-факторный опросник Кеттелла – направл на диагн. характера; предназначен для измер. выраж-ти16-ти личностных черт, предлож-х Кеттеллом в кач-ве модели стр-ры Л.Опросник содержит 187 пунктов, сгруппир-х в 16 шкал Происх. расчет 4-х генеральн.aакторов: тревожность, интроверс.- экстровер., чувствительность, комформность.

· Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), автор: Личко. Разраб для иссл-я типа акцентуации характера и типов психопатий в подростковом возрасте(14-18 лет) а также сопряженных с ними некоторых личностных особенностей(психологич. склонности к алкогализации, делинквентности и др.).

· Опросник Шмишека. Личностный опросник. Предназначен для диагн. типа акцентуации Л, явл. реализацией типол-го подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г. Тест сост. из 88 вопросов, на кот. требуется ответ «да» или «нет». Разработан также сокращенный вар-т опросника.

3. Личностные – обусл. внутр. работой Л. по анализу и проектир-ю своего поведения. Для этой гр. подход. только индивид-но - ориентир-е экспер. методы. Испытуемые различ-ся по тому, какую именно систему собственных субъективных параметров они использ. для оценки своего повед.

Использ-е методики:

· Репертуарные решетки Келли

· Методика ценностных ориентаций Рокича

Для иссл-я всех 3х гр. черт исп-ся индивид-но-психол. опросник, автор: Собчак.

Тест-опросник Стреляу – основан на дифференцированной психодиагностической концепции Павлова-Теплова и ориентирован на исследование 3х основных характеристик типа нервной деятельности: уровня процессов возбуждения, уровня проц. торможения, особенностей переключаемости н.с. Тест содержит 3 шкалы, кот. реализованы в виде перечня из 134 вопр. (да, нет, затрудняюсь ответить). Высок. балл по 1-й шкале указывает на сильную НС, на силу процесса возбуждения, на выражающую реакцию на внешние раздражители, на способность осущ-ть эффект. д-ть в ситуац. требующих энергичных действий. Низкий балл по данной шк. указ. на слабость возбужд-я и быстрое достиж-е запред-го тормож-я. Высокий балл по 2-й шк. - отраж-т силу НС по отнош-ю к проц-м тормож-я, т.е. быстрое и прочное установление тормозных усл. рефл. способны к отказу адаптив-ти в условиях запрета. Высокий бал по 3-й шкале – отражает способность НС к быстрой переделки знаков раздражений – это способность к быстрой перестройке при столкновении с new ситуацией. Низкий б ал – указ-т на высокую инертность НС приучивания знаков раздражения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.