Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Не мир пришёл Я принести, а разделение




§319. Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч; ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку - домашние его. (" Еванг. от Матф.", гл.Х, ст. 34, 35, 36.)
§320. Огонь пришёл Я низвесть на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится! Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое против двух, и двое против трёх; отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей. (" Еванг. от Луки", гл. XII, ст. 49-53.)
§321. Возможно ли, чтобы Иисус, олицетворение кротости и доброты, не перестававший проповедовать любовь к ближнему, мог сказать: " Я пришёл принести на землю не мир, а меч; ибо Я пришёл разделить человека с отцом его и дочь с матерью. Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! " Разве слова эти не представляют резкого противоречия с его поучениями? Нет, тут нет ни богохульства, ни противоречия, так как действительно он произнёс эти слова, и своей высокой мудростью они сами свидетельствуют об этом; но неясная форма выражения не передаёт точно его мысли, поэтому насчёт истинного смысла её ошибаются. Слова его, буквально понятые, могли бы превратить его совершенно миролюбивую миссию в миссию раздоров и возмущений. Здравый рассудок отталкивает подобное бессмысленное заключение, так как Иисус не мог противоречить себе. (Гл. XIV, §222.)
§322. Все новые идеи неизбежно встречают противодействие, и нет ни одной, которая бы водворилась без борьбы. Сопротивление всегда соответствует важности предвиденных результатов, так как чем выше идея, тем сильнее она задевает интересы. Если она явно ложна и если её считают безрезультатной, никто ею не проникается, зная, что в ней нет жизненности. Но если она истинна, если зиждется на солидном основании, если можно предвидеть, что она имеет будущность, то тайное предчувствие предупреждает противников об опасности для них и для общего порядка вещей, в поддержании которых они заинтересованы. Вот почему они нападают на неё и её приверженцев.
Значимость и размах результатов новой идеи заключаются, таким образом, во впечатлении, производимом при её появлении, в силе противодействия, возбуждаемого ею, и в степени настойчивости и негодования её противников.
§323. Иисус пришёл провозгласить учение, подрывавшее в основе злоупотребления, которыми жили фарисеи, книжники и священники того времени; поэтому они умертвили его, думая убить и идею. Но идея всё пережила, так как она была истинна; она разрослась потому, что входила в предначертания Бога и, выйдя из маленького иудейского местечка, водрузила своё знамя в столице языческого мира перед лицом своих самых жестоких противников, имевших всего более выгод бороться против неё; она низвергла вековые верования, которых многие придерживались больше из-за личных расчётов, чем по убеждению. Здесь ждала её апостолов ужасная борьба; жертвы были неисчислимы, но идея всё же росла и вышла победительницей, так как взяла верх над своими предшественниками как истина.
§324. Надо заметить, что христианство явилось тогда, когда язычество приходило в упадок и боролось против света разума. Его придерживались ещё с внешней стороны, но само верование исчезло: его поддерживала только личная выгода. Интерес к выгоде всегда держится упорно: приверженцы его никогда не уступают перед очевидностью; они раздражаются тем сильнее, чем решительнее убеждения, противопоставляемые им, и чем яснее обнаруживают их заблуждения; они хорошо знают, что заблуждаются, но это не трогает их, так как в душе их нет истинной веры; они всего больше опасаются света, открывающего глаза слепым: заблуждение им выгодно; вот почему они хватаются за него и защищают его.
Разве Сократ тоже не изложил учения, аналогичного до известной степени учению Христа? Почему же оно не взяло верх в то время у самого развитого народа Земли? От того, что время ещё не пришло: он сеял на почве необработанной; язычество ещё не ослабело. Христос получил миссию в благоприятное время. Хотя далеко не все люди его времени были на высоте христианских идей, но способность воспринять их была сильна, так как начали чувствовать пустоту, оставляемую в душе обыкновенными верованиями. Сократ и Платон открыли путь и подготовили умы. (См. Введение, IV, " Сократ и Платон - предвестники идеи Христианства и Спиритизма".)
§325. К несчастью, последователи нового учения не условились относительно толкования слов Христа, слов, в большинстве случаев затуманенных аллегорией и образностью. Вследствие этого с самого начала образовались многочисленные секты; каждая из них исключительно претендовала на обладание истиной, и в течение восемнадцати веков согласия не наступило. Забывая самое важное божественное правило, которое Иисус сделал краеугольным камнем своего учения и исключительным условием спасения: милосердие, братство и любовь к ближнему, - секты эти предавали друг друга анафеме и нападали одна на другую; более сильные уничтожали более слабые, топя их в крови, предавая мучениям и сжигая на кострах. Христиане, победители язычества, из преследуемых сделались преследователями; огнём и мечом водружали они крест непорочного Агнца в мире. Достоверен факт, что религиозные войны были самые ужасные и создали больше жертв, чем войны политические; оне сопровождались самой сильной жестокостью и варварством.
Разве причина этого заключается в учении Христа? Конечно, нет, так как оно положительно осуждает всякое насилие. Разве он говорил когда-нибудь своим ученикам: идите убивайте, истребляйте, сжигайте верящих иначе, чем вы? Нет, он говорил им совершенно противоположное: все люди - братья, а Бог верховно милосерд; любите ваших ближних; любите врагов ваших; делайте добро преследующим вас. И ещё он говорил им: убивающий мечом от меча и погибнет. Ответственность падает не на учение Христа, но на ложно истолковавших его и сделавших его орудием своих страстей, на всех, не признавших следующих слов: Царство Моё не от мира сего.
Иисус в своей глубокой мудрости предвидел то, что должно было совершиться; но это было неизбежно, так как причина заключалась в самом несовершенстве человеческой природы, которая не могла сразу измениться. Христианству нужно было пережить это продолжительное, жестокое восемнадцативековое испытание, 2 чтобы доказать всё своё могущество, так как несмотря на всё зло, причинённое ему, христианство осталось чисто; никогда оно не служило причиной; позор падал всегда на злоупотреблявших, и при всяком акте нетерпимости говорили: если бы христианство было лучше понято и правильнее применялось, этого бы не случилось.
§326. В словах Иисуса: " не мир пришёл Я принести, а разделение", заключается следующая мысль:
" Не думайте, что моё учение водворится мирно: оно приведёт к кровавой борьбе, в которой моё имя будет служить предлогом, так как люди не поймут или не захотят понять меня. Братья, разделённые верованиями, обнажат меч друг против друга, и разделение возникнет между членами одной и той же семьи, не имеющими одинаковой веры. Я пришёл бросить огонь на землю, чтобы очистить её от заблуждений и предрассудков, подобно тому, как разводят огонь в поле, чтобы очистить его от дурных трав. Мне хочется, чтобы скорее возгорелось пламя, несущее очищение. И из возникшего столкновения истина выйдет победительницей. За войной последует мир; за партийной ненавистью - всеобщее братство; за мраком фанатизма - свет просвещённой веры. Когда поле будет готово, пришлю вам Утешителя, Духа Истины, который всё восстановит; он положит конец братоубийственной борьбе, разделяющей детей одного Бога, объяснив истинный смысл моих слов, который люди более просвещённые в состоянии будут понять. Утомившись наконец безуспешной борьбой, приносящей только отчаяние и вносящей смятение даже внутри семьи, люди поймут, в чём заключаются их истинные выгоды; в этом будущем мире они увидят, где друзья и враги их покоя. Тогда все придут укрыться под одним знаменем милосердия, и всё восстановится на земле согласно с истиной и с принципами, которые я преподал вам."
§327. Спиритизм является осуществить в настоящее время обещание Христа; но он не может этого сделать, не уничтожив злоупотреблений. Как и Иисус, он встречает на своём пути гордыню, эгоизм, корыстолюбие, слепой фанатизм, честолюбие, которые, будучи опровергнуты во всех своих доводах, пытаются преградить ему путь и воздвигнуть преграды и гонения. Вот почему ему нужно также бороться. Но время кровавой борьбы и преследований миновало, и Спиритизму предстоит перенести борьбу чисто нравственную. Борьба христианства длилась веками, борьба же Спиритизма продолжится несколько лет, потому что свет, вместо того, чтобы исходить из одного очага, засияет во всех местах земного шара и скорее откроет глаза слепым.
§328. Значит, под этими словами Иисуса должно подразумевать негодование, которое, как он предвидел, возбудит его учение; временные столкновения, которые будут следствием его; борьбу, которую ему придётся перенести, прежде чем оно водворится, подобно тому, как это было с евреями перед их вступлением в Землю Обетованную. Слова эти не могут означать с его стороны намерения сеять беспорядок и смятение. Зло должно было прийти от людей, а не от него. Он был подобен приходящему лечить врачу, лекарства которого вызывают исцеляющий криз, возбуждая нездоровые выделения организма.

1 Non odit по латыни, kai или misei по-гречески, не означает " ненавидеть", а " любить меньше". Понятие, означаемое греческим глаголом misein, на древнееврейском языке, которым и пользовался Иисус, передаётся ещё лучше; слово это не означает " ненавидеть", но " любить меньше", т.е., " не любить так, как другого". На сирийском языке, которым, как утверждают, Иисус пользовался всего чаще, значение этого слова ещё определённее. В этом же смысле говорится в " Пятикнижии" (гл. XXIX, ст. 30, 31): " И Иаков любил тоже Рахиль больше, чем Лию, а Иегова, видя, что Лия была ненавидима...". Очевидно, что настоящий смысл этого слова есть " меньше любить", так именно его и надо понимать. Во многих других случаях на древнееврейском, а особенно на сирийском языке тот же глагол употребляется в смысле любить не так, как другого, но меньше. Противоречило бы смыслу переводить это слово словом ненавидеть, которое имело бы совсем другое, совершенно определённое значение. Текст " Еванг. от Матф." устраняет, впрочем, все недоразумения. (Примеч. Андре Пеццани)
2 Сегодня уже можно сказать двадцативековое. Сколько ещё ждать осталось? (Й.Р.)


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.