Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сыновнее благочестие




§219. Заповедь: " почитай отца твоего и мать твою" является следствием общего закона милосердия и любви к ближнему, так как нельзя любить ближнего, не любя отца и матери: но слово почитай заключает в себе ещё одну обязанность относительно них, а именно, обязанность сыновнего благочестия. Бог хотел показать этим, что к любви нужно прибавить уважение, внимание, послушание и уступчивость: это означает, что обязанности по отношению к ним те же, какие относительно ближнего предписывает милосердие, но в более строгой степени. Это относится, естественным образом, также к лицам, заменяющим отца и мать, заслуга которых тем больше, что их самоотвержение менее обязательно. Бог всегда строго наказывает всякое нарушение этой заповеди.
Почитать отца и мать - это значит не только уважать их, но также помогать в нужде, предоставлять отдых в старости и окружать заботливостью, как они это делали во время вашего детства.
Особенно должно выказываться сыновнее благочестие в отношении родителей, не имеющих средств. Разве исполняют эту заповедь считающие достаточным давать родителям только столько, чтобы они не умерли с голоду, тогда как сами ни в чём себе не отказывают, или удаляющие их в самый плохой угол дома, лишь бы не оставить на улице, тогда как сами пользуются всеми удобствами и комфортом? Хорошо ещё, если они не обращаются с ними дурно и не заставляют последние дни жизни посвящать труду и домашним работам! Пристало ли престарелым и слабым родителям служить молодым и сильным детям? Разве мать жалела им своего молока, когда они были в колыбели? Разве она ставила в счёт свою заботу, когда они были больны, или все свои труды, когда нужно было доставить им необходимое? Нет, дети должны окружать родителей, если они в состоянии, некоторым баловством, предупредительностью, нежной заботливостью, так как всё это является уплатой священного долга, процентом с того, что они сами получили. В этом только заключается сыновнее благочестие, угодное Богу.
Беда забывающему, чем он обязан тем, которые поддерживали его слабость, дали ему вместе с матерьяльной жизнью жизнь нравственную, которые часто подвергали себя суровым лишениям, чтобы только упрочить его благосостояние. Беда неблагодарному, так как он будет наказан неблагодарностью и останется в беспомощном положении: он будет поражён в своих самых дорогих привязанностях, нередко уже в этой жизни; в другом же существовании, наверно, он перенесёт сам всё то, что заставил перенести других.
Некоторые родители, действительно, пренебрегают своими обязанностями и не исполняют по отношению к детям того, что должны, но только Бог может их наказывать, а никак не дети: не детям их упрекать, так как они сами, быть может, заслужили этого. Если милосердие вменяет в обязанность отдавать за зло добром, быть снисходительным к недостаткам ближнего, не осуждать других, забывать и прощать обиды, любить даже врагов, то насколько же это обязательство должно быть сильно по отношению к родителям! Дети, стало быть, должны принять за правило своего поведения в отношении родителей все постановления Христа относительно ближнего и сказать себе, что всё то, что достойно осуждения по отношению к посторонним, тем более достойно осуждения в отношении близких, и что то, что можно считать только ошибкой в первом случае, становится преступлением во втором, так как здесь к недостатку милосердия присоединяется неблагодарность.
§220. Бог сказал: " Почитай отца твоего и мать твою и долголетен будешь на земле, которую Господь, Бог твой, даст тебе." Почему же обещает Он награду на земле, а не на небе? Объяснение заключается в следующих словах: " которую Господь, Бог твой, даст тебе": слова эти были выкинуты в последующем изложении десяти заповедей, отчего смысл исказился. Чтобы понять эти слова, надо иметь в виду идеи и положение евреев того времени, когда заповеди были даны. Они не понимали ещё будушей жизни: их понятия не шли дальше жизни телесной; стало быть, их должно было больше трогать то, что они видели, чем то, чего видеть не могли. Вот почему Бог говорит с ними на понятном для них языке и, как детям, сулит в будущем то, что может удовлетворить. Они находились тогда в пустыне; земля, которую Бог им даст, была Обетованная Земля, - цель всех их стремлений: они ничего большего не желали, и Бог говорит им, что они будут там жить долго, т.е. что они будут ею долго владеть, если исполнят Его заповеди.
Во время же Христа их идеи были шире; настало время дать пищу менее грубую и посвятить в жизнь духовную, и потому Иисус сказал: " Царство Моё не от мира сего: там, а не тут получите награду за ваши добрые поступки." Этими словами вещественная Обетованная Земля превращается в небесную родину; поэтому призывая их к исполнению заповеди " чти отца твоего и мать твою", Христос обещает им уже не землю, а небо. (Главы II и III.)


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.