Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Книга 1






 

Глава XVIII

... Но вернусь к делу. Ты, Катон, считаешь, что следует стремиться к добродетели, я призываю к наслаждению. Оба эти понятия сами по себе противоположны, и между ними нет никакой связи. Лукан говорит: как удалены от Земли звезды и огонь от моря, так полезное от справедливого.
По­лезное – то же самое, что вызывающее наслаждение, спра­ведливое – то же, что и добродетельное. Однако некоторые отличают полезное от вызывающего наслаждение; их неве­жество настолько явно, что они не нуждаются в опроверже­нии. Как же назовется полезным то, что не будет ни добро­детельным, ни вызывающим наслаждение? Ничто не являет­ся полезным, что не ощущалось бы; то же, что ощущается, приятно или неприятно. Вернее ли [рассуждают] те, кто раз­делил всякое благо на справедливое и вызывающее наслаж­дение (т. е. заключающее всебе пользу)? С самого начала следует заявить, что стремиться к той и другой цели блага обеим одновременно нельзя (ибо не могут быть одна и та же цель и один результат у таких противоположных вещей, как здоровье и болезнь, влажность и сухость, легкое и тяжелое, свет и мрак, мир и война), если не встать на ту позицию, что добродетельные качества являются не частями высшей доб­родетели, а служат для получения наслаждения. Так здраво полагает Эпикур, с которым согласен и я.

 

Глава XIX. Определение наслаждения и добродетели

 

…Итак, наслаждение – это благо, к которому повсюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела, что греки называли «гедонэ». …Этому слову все, знаю­щие латинский язык, придают два значения: радость в душе от сладостного возбуждения и удовольствие тела. Высшая добродетель есть благо, смысл которого заключается в доб­родетельных качествах и к которому следует стремиться ра­ди него самого, а не ради чего-то другого. В этом сходятся Сенека и прочие стоики. Цицерон, к примеру, говорит: под добродетельным мы понимаем то, что похвально само по себе, отвлекаясь от всякой пользы, от каких-либо резуль­татов и наград. < …> Я полагаю, что к этому определению ты, Катон, не можешь ничего добавить. Каждый из нас называет свое благо не только высшим, но и единственным, ты, привлекая Зенона, я – Аристиппа, который, как я считаю, думал об этом правильнее всех.

 

Глава XLII. Что составляет цель добродетели

 

Те четыре качества, которые вы пятнаете именем добро­детели и которых требуете от себя с обычным высокомери­ем, не достигают ничего другого, как этой же самой цели [на­слаждения]....Благоразумие – я скажу об этой очевидной вещи очень кратко – заключается в том, чтобы уметь пред­видеть выгодное для себя и избегать невыгодного. Известно, что говорит Энний: ни один мудрец не является мудрым, ес­ли не может сам себе быть полезным. Умеренность состоит в воздержании от какого-либо одного удовольствия, с тем чтобы наслаждаться многими и большими....Справедли­вость – в приобретении у людей расположения и выгод, [в снискании] благодарности.

Глава XLIII. О том, что добродетели – служанки наслаждения

 

Перед вами истинное и краткое определение добретелей, среди которых наслаждение будет подобно не блуднице сре­ди матрон, как болтает позорнейший род людей – стоики, а госпоже среди служанок. Она приказывает им одной по­спешить, другой возвратиться, третьей остаться, четвертой ожидать, восседая сама и пользуясь их услугами.

 

Глава XLIV. О том, что жить без наслаждения невозможно, а без добродетели можно

 

... Ты, [Катон], привел много примеров. Поскольку каждый из них в отдельности мне нет смысла опровер­гать, нужно сразу заметить следующее: что бы ни делали те, которых ты перечислил, они делали это ради одного наслаждения, и этого даже ты не смог бы опровергнуть. Чтобы укрепить эту основу, скажу, что роду живых су­ществ ничего так не выделено природой, как сохранять свою жизнь и тело и уклоняться от того, что покажется вредным. Ничто более не сохраняет жизнь, чем наслажде­ние с помощью органов вкуса, зрения, слуха, обоняния, осязания, без чего мы не можем жить, без добродетели же можем. Так что, если кто-то жесток и несправедлив по от­ношению к любому из чувств, он действует вопреки при­роде и вопреки своей пользе.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.