Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способности и задатки. Развитие способностей.






От рождения человек не имеет способностей. Но у него имеются определенные природные предпосылки – задатки – для последующего их развития в определенных условиях. Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловившие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем.

Природные предпосылки способностей многозначны – на их основе могут быть сформулированы различные способности. Способности поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других.

Развитие способностей не следует понимать как количественный прирост природных задатков, созревание того, что человеку дано от природы. Развитие способностей определяется требованиями, выдвигаемыми перед человеком в процессе его деятельности, разнообразием и содержательностью этой деятельности. Каждый человек имеет только ему присущие способности как в отдельных видах деятельности, так и в широких сферах жизнедеятельности.

Способность к той или иной деятельности может определить устремленность личности к тем или иным видам занятий, проявляться в виде склонностей. Наряду с этим у каждого человека имеются особенности, неблагоприятные для отдельных видов деятельности, неспособность к ним. Не существует хороших или плохих способностей, существует способность или неспособность индивида к той или иной деятельности.

способности и изменения у лиц пожилого возраста

(в зависимости от профессии).

Изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. Большую положительную роль в этом играет множество факторов: уровень образования, род занятий, зрелость личности и др. Особое значение имеет творческая деятельность личности как фактор, противостоящий инволюции человека в целом.

Вот некоторые данные сохранности у людей пенсионного возраста тех функций, которые были ведущими в профессиональной деятельности. У ученых не изменяется с возрастом запас слов и общая эрудиция; у пожилых инженеров - многие невербальные функции; старые бухгалтеры выполняли тест на скорость столь же успешно, как и молодые; у водителей, моряков, летчиков до глубокой старости сохраняются на высоком уровне острота зрения и поле зрения и т.п.

Однако и в пожилом, а тем более в старческом возрасте человеку бывает довольно трудно справляться общими производственными нормами рабочего дня. Инволюционные процессы так или иначе отражаются на профессиональной трудоспособности, постепенно снижая ее. Но при этом общая трудоспособность человека, которая формируется еще до начала профессиональной трудовой деятельности, развивается вместе с нею, может сохраняться еще довольно долго. Длительное сохранение общей трудоспособности является главным показателем жизнеспособности долголетних людей. Ведь именно в деятельности человека основные ресурсы и резервы не только реализуются, но и воспроизводятся.

Особенности вхождения в пенсионный возраст. Отношение к собственной профессиональной деятельности является одним из тех важнейших факторов, с которыми связаны особенности вхождения в пенсионный период. В общем приближении характер этих особенностей можно представить в виде четырех вариантов.

Вариант первый. Он предполагает, что, достигнув пенсионного возраста, человек тем не менее продолжает заниматься своей прежней деятельностью, либо в той или ной форме остается в сфере своих профессиональных интересов. Можно сказать, что этот вариант характерен для тех людей, которые выбрали для себя профессию на всю жизнь. Она стала смыслом их существования. Среди них особенно много представителей творческих профессий. Вопрос о том, чем занять себя на пенсии для них просто не существует. Они продолжают заниматься любимым делом и работают, как правило, до последних дней своей жизни. Среди них известно немало примеров долгожительства. Это обстоятельство дает основание специалистам говорить о том, что творческая старость является идеалом геронтологии.

К этому же варианту можно отнести и судьбу хорошо зарекомендовавших себя специалистов, имеющих больше шансов по сравнению с другими получить те или иные предложения к продолжению

своей деятельности на определенных условиях. Им могут быть предложены, например, функции наставников, консультантов, советников и т.д.

Вариант второй. Он предусматривает принудительный (увольнением, отставка) или обусловленный возрастом выход на пенсию тех людей, для которых профессиональная деятельность была главным содержанием их жизни. В ней они находили возможность реализовать свои творческие возможности, замыслы и идеи, самоутвердиться. Остро переживается осознание собственной ненужности. Оно становится тяжелой нагрузкой на психику и может повлечь за собой невротические нарушения. Выход из профессии и расставание с ним с любимым делом, которому были отданы лучшие годы жизни, является серьезным испытанием для психического здоровья человека и его физического самочувствия. Резкий переход от активной деятельности к профессиональной невостребованности представляет собой один из самых стрессогенных факторов для выходящих на пенсию людей. Переживание «пенсионного» стресса может иметь не только последствия, связанные с ухудшением состояния здоровья, но и с ускорением процессов старения, одряхления, устойчивым пребыванием в состоянии уныния, тоски и апатии.

Вариант третий. Х арактеризует особенности вхождения в пенсионный возраст людей, которые не хотят с выходом на пенсию продолжать прежнюю работу. Среди них немало тех, кто случайно, неудачно выбрал профессию. Расставаясь с ней, они не испытывают особых сожалений по данному поводу. К выходу на пенсию относятся достаточно спокойно, не драматизируя этого события и не испытывают в связи с ним психологического дискомфорта. Открывающуюся перспективу свободного времени воспринимают с удовлетворением, намереваясь занять себя реализацией тех увлечений, интересов, которым прежде в силу своей основной работы уделяли внимание от случая к случаю. Некоторые, например, с удовольствием уходят в общественную работу, для которой у них есть необходимые предпосылки. Это, как правило, инициативные, энергичные люди, не безразличные к событиям окружающей их жизни. Такой выбор может быть обусловлен и характером предшествующей работы, требовавшей от исполнителя активного общественного поведения. Став пенсионерами, эти люди охотно посещают различные собрания по месту жительства, вступают в общественные организации, принимают заинтересованное участие в работе домовых комитетов, клубов пенсионеров.

Вариант четвертый. К асается сравнительно немалой группы людей, которые относились к своей профессии прежде всего как к источнику заработка, а оставив ее, не обнаруживают в себе потребности заняться по интересу каким-либо видом деятельности. Они покидают профессию, не переживая стресса, а пенсию воспринимают как выход на заслуженный отдых, заполняя его по возможности приятным времяпрепровождением или просто ленивым ничегонеделанием.

Интеллект человека

Интеллект (от лат. intellectus - ум, рассудок, разум) - устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультур-ный опыт социума.

Интеллект как умственный потенциал индивида может быть объектом психоло- гической диагностики.

Развитие интеллекта (умственного возраста) исследовалось французским психологом Альфредом Бине (1857 - 1911). Разработчиком понятия коэффициента умственного развития был немецкий психолог Вильям Штерн (1871 - 1938).

В 1937 году Д. Векслером была создана первая шкала интеллекта для взрослых. В большинстве тестов интеллекта испытуемому предлагаются задания на классификацию, обобщение, перенос знаний, экстраполяцию и интерполяцию.

Современная психология рассматривает интеллект как устойчивую структуру умственных способностей индивида, его адаптируемость к различным жизненным ситуациям. Уже в начале XX века английский психолог Чарльз Эдуард Спирмен (1863 -1945) разработал статистические методы измерения интеллекта и выдвинул двухфак-торную теорию интеллекта. В нем (интеллекте) выделялся общий фактор (фактор G) и специальные факторы, определяющие успех в решении задач конкретного типа (фактор S).

На этой основе возникла теория специфических способностей. Психолог Д. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта и представил его структуру в виде кубической модели. Данная модель представляет собой попытку определить каждую из 120 специфических способностей исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы об этом думаем (операция) и к чему приводит это умственное действие (результат).

Основными качествами человеческого интеллекта являются пытливость, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

· пытливость ума - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности;

· глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;

· гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющиеся опыт и знания, оперативно исследовать известные предметы в новых взаимосвязях и взаимоотношениях, преодолевать шаблонность мышления;

· логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рас суждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей.

· доказательственностъ мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов;

· критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи; _

· широта мышления заключается в способности охватить вопрос в целом, не теряя из виду всех данных соответствующей задачи, а также в умении видеть новые проблемы.

Негативным качеством интеллекта я вляется ригидность мышления -негибкое, предвзятое отношение к сущности явления, преувеличение чувственного впечатления, приверженность шаблонным оценкам.

Различное содержание деятельности требует развития определенных ведущих интеллектуальных особенностей индивида. Но везде нужна чувствительность индивида к новому, к актуальным проблемам - его креативность, отсутствие у него ксенофобии, то есть боязни нового, непривычного.

В тоталитарных социальных режимах у конформных индивидов формируется так называемое " щелевое мышление" - сфера мышления индивида сужается до крайне ограниченных житейских пределов, широко распространен интеллектуальный инфантилизм, а в среде интеллектуалов - созерцательность.

Существенные непатологические нарушения в структуре интеллекта - умственные аномалии Они выражаются в нарушении всей психической системы личности - ее мотивационных, целеобразующих и целедостигающих регуляционных механизмов. Отметим наиболее типичные признаки нарушенное™ интеллекта:

· неадекватность мотивов совершаемым действиям;

· нарушения в целеобразовании и программировании действий, контроля за их исполнением;

· нарушение смысловых связей, неадекватность средств поставленным целям;

> дефекты мыслительных операций (нарушение обобщения, классификации и т. д.).

Интеллект человека принципиально несходен с " интеллектом" машины.

Мышление человека отличается не только от алгоритмического " ума" электронно-вычислительной машины, но и от эвристических, самонастраивающихся машинных программ.

При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие операциональных значений и личностных смыслов. Условием развития мыслительного процесса человека является принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включение ее в систему личностных мотивов и установок. Процесс решения проблемы чело-

веком - это цепь эмоционально-мотивационных состояний, оперативная постановка новых, ранее не предусмотренных целей, гибкое применение новых познавательных стратегий.

Машина решает только поставленные перед ней задачи, которые формирует сам человек - ЭВМ освобождает человека лишь от рутинных мыслительных процессов, она решает большой массив тактических задач, оставляя за человеком стратегические позиции.

Интеллект и его изменения у людей пожилого возраста

Актуальность исследования интеллекта в пожилом возрасте обусловлена тем, что именно интеллектуальная активность выступает в качестве одного из условий, тормозящих темп нарастания возрастных изменений психики на поздних этапах онтогенеза.

Своеобразие интеллектуальной деятельности в пожилом возрасте обусловлено не только изменением качественного состава интеллекта, избирательным снижением или повышением определенных проявлений интеллектуальной активности, но и изменением особенностей его структурной организации.

На поздних этапах онтогенеза остаются почти без изменений те вербальные познавательные функции, которые связаны с запасом знаний.

Уровень вербальных познавательных функций, требующих в качестве своего когнитивного обеспечения развитую оперативную память и способность концентрации внимания, с возрастом явно снижается.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.