Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 3.






1.Понятие о МПРЯ в НШ как о науке. Ее предмет и задачи.

Методика преподавания русского языка – это педагогическая наука, которая изучает цели обучения школьников русскому языку и формирование у них языковых и речевых навыков и умений.

Предметом методики преподавания русского языка является процесс обучения, воспитания и развития учащихся на уроках русского языка.

Процесс обучения включает: - содержание обучения; - деятельность учителя по отбору и подаче материала, организация учебного процесса; - деятельность учащихся.

Методика обучения русского языка как наука решает 4 задачи:

1) «зачем учить»: определяет цели, задачи обучения);

2) «чему учить»: определяет содержание программы, УМК, школьных учебников по русскому языку);

3) «как учить»: разрабатывает методы и приемы обучения, конструирование (и построение) уроков русского языка;

4) «как контролировать усвоенное».

Рождение методики преподавания русского языка связывают с появлением работы Ф.И. Буслаева «О преподавании отечественного языка» (1844 г.).

К.Д. Ушинский в работах «Детский мир», «Родное слово» заложил основы первоначального обучения русскому языку. Конец 19 – начало 20 в. - расцвет методики, связано с именами методистов: В.А. Флерова, Л.И. Поливанова, Н.С. Державина и др. Период завершает обобщающий труд А.Д. Алферова «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911г.).

Начало 20в. – 40-е г.г. характеризуется усилением научно-грамматической направленности в методике, крупнейшие лингвисты того времени уделяют внимание вопросам преподавания русского языка: А.А.Шахматов был одним из организаторов съездов преподавателей русского языка в 1904 – 1917г.; А.М. Пешковский свой крупнейший лингвистический труд «Русский синтаксис в научном освещении» задумал как учебник для средней школы; Л.В. Щерба изучал проблему усвоения языка в условиях билингвизма. В этот период появляются первые методические работы, посвященные особенностям обучения русскому языку нерусских учащихся: в 1885г. вышла в свет работа В.А. Богородицкого «О преподавании русского языка в татарской школе».

Середина 20 века в развитии методики связана с именами известных ученых и методистов А.В. Текучева, Б.Т. Панова, Н.М. Шанского, Т.А.Ладыженской и многих др. В 1969г. выходит капитальный труд А. В.Текучева «Методика русского языка в средней школе».В эти годы интенсивно развивается и методика обучения русскому языку в национальной школе: в 1969г. при АПН СССР под руководством Н.М. Шанского открыт научно-исследовательский институт преподавания русского языка в национальной школе.

Развитие методики русского языка в настоящее время связано с именами известных ученых-методистов: М.М. Разумовской, Тростенцовой Л.А., С.И. Львовой, К.З. Закирьянова, Л.Г. Саяховой, Р.Б. Сабаткоева, Л.З.Шакировой и многих др.

Методика обучения русскому языку развивается на стыке следующих наук: философии, психологии, лингвистики, педагогики.

Философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задачей обучения: мировоззрение, интеллект, познание мира и др.

При подготовке уроков учитель учитывает психологические основы учебного процесса: возрастные особенности учащихся, формирование памяти, внимания, мышления, творческих способностей школьников, мотивации обучения и т.д.

На уроках русского языка изучаются все его уровни, учащимся сообщаются знания о языке, поэтому учитель должен быть компетентен в вопросах лингвистики.

Методика русского языка, являясь отраслью дидактики, использует основные понятия педагогики: принципы обучения, методы, цели обучения, межпредметные связи, урок, учебник и др.

 

2. Методика обучения словообразованию на уроках РЯ в НШ.

Литневская Е.И. Об изучении словообразования в средней школе. – Рус. словестность. – 2005.- № 4.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М., 1991.

Словообразование – это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы, связанные с составом слова (морфемикой), отношения между родственными словами и основные способысловообразования. Усиление практической направленности обучения русскому языку привело к выделению в школьном курсе русскогоязыка самостоятельного раздела «Морфемика», в котором изучается строение слова.

Согласно школьной программе морфемика изучается в 5 классе, в 6 классе учащиеся знакомятся с основными способами словообразования. Изучение словообразования имеет большое теоретическое и практическое значение. Знание закономерностей словообразования русского языка, умение определять значение словообразующих морфем способствуют расширению словарного запаса, обогащению грамматического строя речи, уяснению грамматической системы русского языка. Практическая направленность изучения раздела «Словообразования» имеет большое значение для формирования правильного грамотного письма.

Знание морфемного состава и основных способов словообразования помогает осуществить практичес кую, коммуникативную направленность обучения, выраженную в усвоении словообразовательных норм и правил употребления языковых единиц в речи, что в целом формирует языковое чутье школьников. Кроме этого, в процессе изучения словообразования формируется интерес школьников к урокам русского языка, к строению слова, изменению его значения. В процессе изучения словообразования необходимо опираться на общедидактические (научность, систематичность, преемственность и др.); общеметодические (экстралингвистический, нормативно-стилистический, исторический и др.), а также частнометодические принципы. Рассмотрим частнометодические принципы обучения словообразованию: - структурно-словообразовательный принцип диктует необходимость в процессе анализа слова сопоставлять структуру слова и способ его образования, предполагает развитие способности опираться на морфемную структуру слова в процессе словообразовательного анализа. Например, слово дворник образовано от производящей основы двор- с помощью суффикса –ник; - лексико-словообразовательный принцип связан с соотношением лексического и грамматического значений словообразовательной модели.

Например, слово ельник обозначает место, где растут одни ели; словообразовательный суффикс -ник обозначает место, на котором растут

породы деревьев, обозначенные корнем (осинник, малинник); - мотивационный принцип заключается в определении структуры слова путем его мотивирования (толкования): стрелять – стрела, черепаха – череп и т.д.

Таким образом, изучение словообразования на уроках русского языка имеет практическую, коммуникативную направленность, осуществляется с учетом ряда принципов: общедидактических, общеметодических и частнометодических.

Различие в структуре слова и способах словообразования в русском и родном языках являются причиной многих серьезных ошибок учащихся при морфемном анализе слов и выполнении упражнений по словообразованию. Перечислим наиболее существенные из них:

1) У учащихся вызывает затруднение выделение корня в словах, иногда школьники включают в корень приставку, т.к. в родном языке учащихся привыкли к выделению корня в начале слова; также трудности вызывают выделение корней с беглыми гласными.

2) При подборе однокоренных слов школьники ошибочно устанавливают связи по их звуковому облику, внешнему виду, а не по общности лексического значения (нога – ножик).

3) Трудности представляют слова с чередующимися гласными и согласными.

4) Многозначность русских аффиксов.

5) Слова, суффиксами эмоциональной оценки, т.к. в большинстве случаев значению русских экспрессивных образований нет соответствий в родном языке учащихся.

6) Нерусскому школьнику, в родном языке которого нет приставок, трудно понять их наличие в русском языке

Указанные трудности при обучении словообразованию, возникающие под влиянием интерференции, учитель должен учитывать в учебном процессе.

Методы изучения словообразовательных понятий в школе направлены на достижение основной цели – опираясь на структурно-семантическую характеристику слова, научить школьников ориентироваться в морфемной структуре слова, устанавливать способ ловообразования и на этой основе развивать чувство языка, формировать орфографические навыки учащихся.

Для формирования знаний об основных теоретических понятиях словообразования, о морфемной структуре слова используются различные приемы: беседа, сообщение учителя, чтение правила, показ речевого образца и т.п. Формированию основных умений и навыков школьников при изучении данного раздела способствуют различные морфемные и словообразовательные упражнения. Морфемные упражнения формируют у школьников умение определять структуру слова:

- найдите слова, имеющие приставки, суффиксы и т.п.;

- обозначьте условными знаками части слова;

- подберите слова с такими же суффиксами (приставками);

- выполните графический диктант;

- сгруппировать слова по наличию в них разных приставок (суффиксов)4

- заполнить таблицу, используя данные примеры;

- разберите слова по составу и др.

Словообразовательные упражнения развивают у школьников умение устанавливать структурно-семантические связи и определять способ образования искомого слова:

- определить, от какого слова и с помощью чего образовано данное слово;

- составить цепочку однокоренных слов;

- определить способ образования слова;

- восстановить пропущенные звенья в словообразовательной цепочке и др.

Эти упражнения имеют большое значение для формирования на их основе орфографических навыков. Кроме этого увлечь школьников словообразовательными понятиями помогают лингвистические игры, шуточные стихотворения, лингвистические сказки по морфемике и словообразованию, которые позволяют в игровой форме познакомить детей с теми или иными языковыми понятиями.

Для правильного понимания словообразовательной структуры и грамматической формы слова необходимо умение производить морфологический и словообразовательный анализ. К сожалению, на практике эти виды анализа не всегда разграничиваются и проводятся

правильно, хотя каждый из них имеет свою задачу и свою методику. Морфемный разбор слова преследует цель – выявить значимые части слова –

морфемы – с точки зрения современного русского языка. Чтобы морфемный

анализ удовлетворял современным требованиям современной лингводидактики, необходимо до разбора структурных элементов слова установить его конкретное значение и лексико-грамматическую принадлежность к той или иной части речи, а затем определить значимые части.

Последовательность (порядок) морфемного разбора:

1. Определить изменяемость – неизменяемость слова, указать часть речи.

2. В изменяемых словах выделить окончание, указать грамматические признаки.

3. Выделить основу.

4. Выделить корень путем подбора однокоренных слов.

5. Выделить суффикс и приставку (если есть).

Словообразовательный анализ имеет своей целью установить, как образовано

слово в современном русском языке, каким способом, от какой основы.

Следует отметить, что учащиеся испытывают значительные трудности при

выполнении словообразовательного разбора. Основной типичной ошибкой

является указание в качестве производящей основы не ближайшего слова, а

слова, начинающего словообразовательную цепочку. Словообразовательный

разбор состоит только из одного, последнего звена ( обновление – обновить

(суффиксальный способ).

В процессе изучения словообразования целесообразно познакомить учащихся с этимологическим разбором. В ходе этимологического анализа слова устанавливается: исконным или заимствованным является слово, какие

изменения произошли в структуре слова. Специальные исследования показывают, что этимологический анализ активизирует языковую интуицию

учащихся особенно в тех случаях, когда школьнику предлагается сначала

самостоятельно доказать родство предложенных групп слов (например, мешок – мех, кость – кощей, печка - печаль – пещера и др.); высказать свои

предположения, а затем проверить свою лингвистическую догадку, обращаясь к этимологическому словарю.

Таким образом, система работы по словообразованию, использование морфемных и словообразовательных упражнений позволяет учителю развивать словарный запас школьников, научить орфографически правильному письму, связной письменной и устной речи, т.е. коммуникативным навыкам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.