Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социокультурные основы специального образования






Концепция Социальной реабилитации человека с ограниченными

возможностями, распространенная до Середины ХХ в. как за рубежом, так и в

нашей стране, сформировалась в конце ХIХ — начале ХХ в. под влиянием

философии Ценности (В.Штерн, А. Мессер, Г. Риккерт). В ее основе лежала

идея о социальной полезности человека. Согласно ей школа обязана воспитать

активного и социально полезного члена общества. Ребенок с ограниченными

возможностями не исключался из этого правила — ему надлежало также

вырасти полезным членом общества, чтобы своим трудом обеспечивать

собственное существование. В этом контексте ценность специального

образования виделась только как приобщение к общественно полезному

производительному труду через коррекцию и компенсацию дефекта с тем,

чтобы инвалид не был для общества обузой. Общество корректировало,

подстраивало под свои правила и законы человека с ограниченными

возможностями, заранее объявив его неполноценным. Встречного процесса,

направленного на приспособление общества к особым нуждам таких людей, не

было. Открытым поэтому оставался вопрос и о тех, кто в силу тяжести своего

недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества.

Будучи вполне гуманной и прогрессивной для своего времени,

рассматриваемая концепция была значительно дискредитирована в странах

Западной Европы и США, где в 20-е гг. ХХ столетия эта концепция была

«усилена» идеями расовой биологии, расовой гигиены, социал-дарвинизма.

Уже после Первой мировой войны за рубежом становятся популярными

взгляды о бесполезности поддержки лиц с ограниченными возможностями и

отклонениями в физическом и психическом развитии, о необходимости

достижения биологической «Чистоты» расы путем стерилизации лиц,

являющихся носителями опасных или нежелательных для общества дефектов

умственного, физического или психического развития. Были приняты законы о

принудительной стерилизации в ряде стран: США, Канаде, Дании, Швейцарии,

позднее — в Германии.

Особый вклад в практическую реализацию этих идей сделали те страны, в

которых к власти пришел фашизм. Национал-социалисты обеспечили

идеологическое обоснование необходимости физического уничтожения

«социально бесполезных», «неполноценных» людей. Они развернули широкую

кампанию по «очищению» рейха, а заодно и воспитанию подрастающего

поколения в духе разработанной ими идеологии.

В школах Германии уже с 1933 г. учащимся преподносились идеи расовой

биологии, расовой гигиены; исподволь, даже, казалось бы, на нейтральном

учебном материале (математике), воспитывалось негативное отношение к

лицам с отклонениями в развитии. Вот, например, какого содержания задачи

предлагались учащимся начальной школы в Германии в 1935/36 учебном году:

«Строительство одной школы для умственно отсталых детей требует 6 млн.

рейхсмарок. Сколько блоков жилого дома для рабочих можно было бы

изготовить вместо этого, если один блок стоит 1500 рейхсмарок?».

Одновременно с разжиганием социальной вражды шло планомерное

уничтожение людей, которые попадали при «новом порядке» в категорию

социально бесполезных: глубоко умственно отсталых, тяжелых инвалидов,

стариков — инвалидов труда, лиц, страдающих туберкулезом, эпилепсией и др.

Преследованиям подверглись педагоги-дефектологи, многие из которых

погибли в концлагерях или вынуждены были эмигрировать. Историки

специальной педагогики свидетельствуют, что в послевоенной Германии

систему специального образования нужно было возрождать с нулевой отметки.

В советской специальной педагогике (дефектологии) концепция

социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями как

воспитание полезных членов общества удачно соединилась с концептуальными

основаниями советской педагогики о воспитании социально полезных и

активных строителей социализма и коммунизма. Эта концепция в нашей

стране, к счастью, не выродилась в то чудовищное попрание прав человека,

которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако

приоритет интересов общества над интересами личности, многие десятилетия

существовавший в нашей стране, фактически узаконивал статус социальной

«малоценности», «граждан второго сорта» применительно к людям с

ограниченными возможностями. Именно поэтому многие десятилетия в нашей

стране существует ограничительно-покровительственная (патерналистская)

позиция общества и государства по отношению к этой категории населения.

Ребенок с отклонениями в развитии и его родители встречаются с

патерналистской позицией общества сразу же при включении в сферу

образования, где реально и сегодня существуют преимущественно закрытые,

интернатного типа, образовательные учреждения. Характер образования, не

способствующий достижению высокого уровня социальной адаптированности,

ограниченные возможности приобретения престижных в обществе и

конкурентоспособных на рынке труда профессий и получения высокого уровня

профессиональной квалификации, слабая правовая защищенность, ставшее

правилом в обществе приучение к низкому качеству жизни (мизерность пенсий

и невозможность получения высокооплачиваемой работы) — все это приводит

людей с ограниченными возможностями к воспроизведению культуры

бедности, к их стойкой маргинализации, т.е. к вынужденному сужению

возможности участия в социальной жизни: в выборе, принятии и реализации

доступных социальных ролей, выполнении социокультурных функций,

получении необходимой социальной и культурной информации, в различного

рода стандартных взаимодействиях внутри социума.

Патерналистские традиции нарушают нормальные взаимоотношения

такого человека с его ближайшим социокультурным окружением:

ограничивается его участие в полноценной семейной жизни; незначительная и

нерегулярная помощь со стороны различных конфессий имеет традиционно

призренческий характер; службы социальной помощи, система которых только

начинает формироваться в нашей стране, не в состоянии содействовать

удовлетворению социокультурных потребностей лиц с ограниченными

возможностями.

Патернализм не только снижает социальную активность, но и

вырабатывает иждивенческие установки у людей с ограниченной

трудоспособностью, что, в свою очередь, усиливает их маргинализацию.

Послевоенный период зарубежной жизни и мирового общественного

развития (вторая половина ХХ столетия) характеризуется подъемом

демократического и национально-освободительного движения. Колоссальные

человеческие жертвы и попрание прав и свобод человека в период Второй

мировой войны показали человечеству ту пропасть, в которой оно может

оказаться, если не примет для себя как высшую ценность, как цель и смысл






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.