Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разграничение действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель.






В пункте 3 ст. 3 ЗК РФ установлен приоритет земельного законодательства перед гражданским при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними. Таким образом, суть разграничения состоит в том, что гражданское законодательство содержит общие нормы регулирования имущественных земельных отношений, а земельное - специальные. Поэтому если конкретное земельное правоотношение урегулировано специальной нормой, содержащейся в ЗК РФ или другом земельном правовом акте, то общая норма гражданского законодательства РФ не применяется.

Перечень принципов, содержащихся в ст. 1 ЗК РФ, не является исчерпывающим. Ряд иных принципов закреплен как в иных статьях ЗК РФ, так и в других федеральных законах, составляющих систему земельного законодательства РФ. В качестве примера иных принципов можно привести:

принцип сохранения целевого использования земельных участков;

принцип единства технологии ведения государственного кадастра недвижимости на всей территории РФ;

принцип преимущественного права субъекта РФ на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже.

[править]

Целевое назначение

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории

земли сельскохозяйственного назначения;

земли населенных пунктов;

(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов;

земли лесного фонда;

земли водного фонда;

земли запаса.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

[править]

Земельные отношения

1. В процессе приобретения, хозяйственного использования и охраны земельных участков между органами исполнительной власти, с одной стороны, и гражданами и юридическими лицами - с другой, а также между гражданами и юридическими лицами возникают различные отношения. Будучи урегулированными нормами земельного права, т.е. признанными соответствующими требованиям закона, эти отношения становятся земельными правоотношениями. Земельные правоотношения, как и любые другие правоотношения, включают в себя следующие элементы: норму права, субъект правоотношения, объект правоотношения и содержание правоотношения.

Норма права - правило, которым следует руководствоваться в процессе решения вопросов, по поводу которых возникло отношение. По характеру воздействия на участников отношений норма может быть императивной, т.е. обязывающей или запрещающей совершать какие-либо действия, и диспозитивной, т.е. управомочивающей (разрешающей) участников отношений совершать действия по своему усмотрению или по взаимной договоренности.

Субъекты правоотношений - участники земельных отношений. Состав участников определен ст. 5 ЗК РФ. Ими могут быть граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления. Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Городское поселение - это город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления

Законом города Москвы от 15 октября 2003 г. N 59 установлены наименования и границы 125 внутригородских муниципальных образований в городе Москве.

С точки зрения земельного права подобная двухзвенная структура муниципальных образований (городские округа и муниципальные районы - в качестве муниципальных образований первого звена, а также городские и сельские поселения, входящие в состав муниципальных районов, - в качестве муниципальных образований второго звена) имеет важное практическое значение при рассмотрении вопросов, связанных с определением уровня органа, уполномоченного принимать решение, например о распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой и т.п.

В качестве субъектов земельных отношений могут выступать и иностранные граждане, и юридические лица, а также лица без гражданства. Однако их права на приобретение земельных участков в собственность определяются в соответствии со специальными нормами Земельного кодекса РФ, иными федеральными законами и могут быть ограничены.

Так, например, п. 3 ст. 15 ЗК РФ установлено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Исходя из того что в настоящее время перечень приграничных территорий не установлен, в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ " О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не допускается предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях, в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам. Следует отдельно отметить, что иностранные государства не рассматриваются российским земельным законодательством в качестве субъектов земельных отношений. Однако в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. на государство пребывания возложена обязанность оказать содействие аккредитующему государству в приобретении на своей территории, согласно своим законам, помещений, необходимых для его представительства. Данное положение международного публичного права можно проиллюстрировать не только международными правовыми актами, но и российскими.

Распоряжением Правительства РФ от 2 октября 2006 г. N 1361-р предусматривается предоставление Германской стороне в аренду на 99 лет для использования Посольством Федеративной Республики Германия в Российской Федерации здания и строений, а также занятого ими земельного участка с установлением арендной платы за пользование этой недвижимостью в размере 1 рубль (один рубль) в год.

Существует и обратная практика приобретения в собственность Российской Федерацией земельных участков на территории ряда зарубежных стран при открытии в иностранном государстве посольств или консульских учреждений. При этом от имени Российской Федерации правами владения, пользования и распоряжения собственностью Российской Федерации, находящейся за рубежом, обладают Правительство Российской Федерации или федеральный орган исполнительной власти, в компетенции которого находятся полномочия на осуществление функций управления и распоряжения государственным имуществом.

[править]

Участники земельных отношений

1.Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. 2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами. 3. Для целей Земельного Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Сервиту́ т (лат. servitus, servitutis — подчинённое положение) — ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях (в дореволюционной русской правовой терминологии — право участия частного).

Сервитуты традиционно делят на личные и предиальные.

Личным является сервитут, установленный в пользу определенного лица, тогда как предиальным — установленный в пользу собственника (пользователя) чётко определенной недвижимости. Примером личного сервитута может быть право членов семьи нанимателя пользоваться жильем нанимателя. Если сервитут устанавливается в интересах неопределённого круга лиц, то он оформляется правовой нормой и называется публичным сервитутом. Наиболее распространенным видом предиального сервитута является право пользования чужим земельным участком — так называемый земельный сервитут. Это, например, право проложить водопроводные трубы через чужой земельный участок, прорыть канавы для спуска воды, проезжать и прогонять скот через него.

Сервитуты могут быть срочными и бессрочными, платными и бесплатными. Исчерпывающего перечня сервитутов законодательство, как правило, не вмещает, позволяя устанавливать любые сервитуты, которые отвечают признакам сервитутного права и не противоречат нормам закона.

Способами установления сервитута в законодательстве разных стран признается обычай, договор, решение суда, завещание и некоторые другие. Отличительной характеристикой сервитута как права на чужую вещь является невозможность или затрудненность осуществления прав без установления сервитута.

В российском праве основная масса норм о сервитутах содержится в Гражданском кодексе РФ (статьи 216, 274—277, 613 и 694) и Земельном кодексе РФ (статья 23 и др.). Отдельные нормы содержатся в природоресурсном законодательстве (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и др.), а также в Федеральном законе № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В настоящее время проблема сервитутов в России связана с распространением кабельных сетей организаций связи. Как правило, они вынуждены прокладывать свои сети (Интернет, кабельное телевидение) через чужие земельные участки. Существует ошибочная точка зрения, по которой они должны устанавливать сервитут на эти участки, что на деле связано со значительными затратами. На самом деле с точки зрения классического гражданского права установление сервитута возможно только в пользу собственника недвижимого имущества, а коммуникационные компании, как правило, таковым не являются[1].

При переходе права собственности на землю, обремененную сервитутом, сервитут сохраняется(ст.275 ГК РФ)Важным является момент прекращения действия сервитута, во-первых, законодателем не установлен точный срок прекращения действия, есть только отсылка на обстоятельства в связи с которыми он прекращает действовать: 1)по требованию собственника земельного участка, 2)отпали основания в связи с которыми был установлен, 3)земельный участок не может использоваться по назначению. (ст.275 ГК РФ)

ин А. А. Специфика правовой природы ограниченных вещных прав на землю

УДК 34

Аннотация: В статье рассматривается природа ограниченных вещных прав на землю как устанавливаемое и определяемое на уровне закона и подлежащее государственной регистрации, не ограниченное конкретным сроком действия субъективированное право на чужой индивидуально-определенный земельный участок.

Ключевые слова: вещное право на землю, землевладение, землепользование.

Ограниченное вещное право на землю – сложная юридическая конструкция, представляющая собой разновидность права на чужой земельный участок. В российском гражданском праве практически все ограниченные вещные права имеют объектом только землю и, будучи пережитком советской эпохи, являют компромисс между восприятием земли как народного достояния и как объекта прав частных субъектов гражданского оборота. Землевладение и землепользование на условиях ограниченного вещного права — по сути, детально регламентированный законом вариант использования земли другими лицами без лишения собственника земельного участка его права собственности.

Понятие прав на чужое имущество было известно древнему римскому праву, но лишь в позднейший период признано четыре рода iura in re aliena: servitutes, emphyteusis, superficies и hypotheca. Иногда употреблялся общий термин «iura in re». Новые цивилисты называют все права на чужую вещь «iura in re aliena» (дословно – права в чужой вещи), понимая под ними юридическое господство, принадлежащее одному лицу относительно некоторых сторон вещи, находящейся в собственности другого[1].

Помимо того, что земля в силу специфики как объекта гражданских прав ограничивает возможность реализации правообладателем своих прав на нее, определение категории земли, установление ее целевого назначения и разрешенного использования еще сильнее сужают рамки землевладения и землепользования. Наконец, ограниченное вещное право подразумевает пределы своего осуществления назначением такого права и его содержанием. Особенности ограниченного вещно-правового использования земли обусловлены и дуализмом правового регулирования отношений. В конечном счете, существуют три аспекта природы ограниченных вещных прав на землю: их отличие от обязательственных прав, особенности, связанные с объектом права – землей, и отличия от права собственности.

Начало деления прав на вещные и обязательственные берет в системе исков вещных (actiones in rem) и личных (actiones in personam)[2]. Тем не менее, в ходе рецепции римского права в странах «общего права» был предложен аналог в виде особой системы прав собственности, к которому отнесены и права арендатора, в то время как континентальный правопорядок попытки «смешения» вещных и обязательственных прав не приемлет[3].

Вещные правоотношения следует отличать от обязательственных по признаку определенности обязанных субъектов. Вещные права являются абсолютными и действуют в отношении неопределенного круга лиц, а юридически значимое действие обязательственных прав ограничивается конкретной личностью должника. Отсюда следует ряд принципиальных отличий в способах защиты прав, их содержании и основаниях возникновения. При этом наделение отдельных обязательственных правоотношений признаками вещных прав свидетельствует лишь об использовании определенных приемов законодательной техники и не может говорить об изменении правовой природы относительных правоотношений[4].

Основное отличие состоит в характере права. Вещные права являются абсолютными[5] и противопоставляются относительным, в т.ч. обязательствам. В абсолютном правоотношении обязанностей для характеристики его содержания недостаточно. Необходимой конкретизации можно достичь, определив, во что не должен вмешиваться всякий из неопределенного круга обязанных лиц (пассивная обязанность). Положительное обязывание к активным действиям – совершение конкретными лицами дискретных поведенческих актов – в отношении неопределенного круга лиц невозможно. Смена правомочного субъекта абсолютного правоотношения не влияет на правовое положение каждого из обязанных, а значит может производиться без их согласия.

Формулировка положения ст. 216 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)[6] позволяет сделать вывод об открытом перечне вещных прав. Тем не менее нельзя признавать вещными все права, которым присущи некоторые из их признаков. Определение объема и содержания вещного права в силу их абсолютности не может быть предоставлено «произволу частных лиц» – это исключительная прерогатива государства[7]. В отношениях, возникающих не только по инициативе их участников, последние не вправе самостоятельно определять их содержание. Отсюда и необходимость законодательного установления всех разновидностей ограниченных вещных прав и регламентации их конкретного содержания, а также определения закрытого перечня ограниченных вещных прав, который может меняться только с изменением гражданского законодательства.

Напротив, участники обязательственных отношений могут в силу ст. 8 ГК РФ вступать в сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему, и в достаточно свободны в определении содержания и условий договоров (ст. 421 ГК РФ). Обязательственное право не возникает подобно вещному праву. В земельных правоотношениях приобретение ограниченного вещного права на земельный участок чаще всего является следствием специальных решений уполномоченных государственных и муниципальных органов.

Одним из необходимых и характерных признаков вещного права является право следования, заключающееся в сохранении права на имущество при переходе вещи из одних рук в другие.[8] Вещное право следует за вещью, поэтому смена собственника вещи сама по себе не влечет прекращения иного вещного права на нее (п. 3 ст. 216 ГК РФ). Иногда право следования смешивается с правом истребования имущества из чужого владения.[9] При этом право следования действует лишь в тех случаях, когда в течение срока существования ограниченного вещного права происходит смена обладателя более полного вещного права, чем следуемое ограниченное вещное право. Право следования не свойственно обязательственному праву, поскольку обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (абз.1 п. 3 ст. 308 ГК РФ)[10].

Есть точка зрения, согласно которой вещное право порождает отношения субъекта к объекту [11]. Однако здесь следует скорее говорить о возможности непосредственного воздействия лица на вещь в том смысле, что для осуществления своего права на вещь субъект не нуждается в посредничестве других лиц [12]. Такая особенность обусловлена заинтересованностью субъекта вещного права в неограниченном использовании имущества в целях удовлетворения своих интересов.

Возмездный характер и вид платы за использование земли также проводит различие между обязательственным и вещным правом. Платность землепользования на основе вещных прав имеет чаще нормированный государством характер, а возмездность, вытекающая из договорных отношений, определяется сторонами в допустимых законом пределах[13].

Отличает вещные права и их бессрочность, что объясняется их природой и намерением правообладателя удовлетворять свои потребности и владеть имуществом на длительной и постоянной основе. Обязательство же по своей сути изначально направлено на его прекращение путем надлежащего исполнения и осуществляется в пределах определенного срока, по истечении которого предполагается возврат имущества собственнику.

Различают вещные и обязательственные права и по объекту[14]. Объектом вещного права является вещь в материальном значении (индивидуально-определенное имущество), а объектом обязательственного – действия, обязательства. Вещи, определяемые родовыми признаками, и различные нематериальные блага объектами вещных прав также не являются.

Вещным правам характерен признак «открытости», т.е. такое открытое владение вещью, из которого с определенной вероятностью можно сделать вывод о наличии вещного права. Содержание обязательственного правоотношения зачастую может быть скрыто сторонами под видом «коммерческой тайны», ноу-хау, обусловлено индивидуальными интересами каждой стороны. Субъект же вещного права публично указывает на то, что он является обладателем соответствующего права на имущество. Открытости (публичности) осуществления прав способствует и институт государственной регистрации прав на недвижимость.

В отношении такого имущества, как земля, ограниченные вещные права чаще всего предоставляют возможность лишь узко целевого использования земли, цель непосредственно указывается в решении органа о предоставлении земли либо ином документе, свидетельствующем о соответствующем праве. В то же время обязательственное право может допускать широкоцелевое использование земельного участка[15].

Земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 Земельного кодекса РФ, далее – ЗК РФ)[16]. По нормам действующего конституционного, гражданского и земельного законодательства ее правовой режим описан неоднозначно. Земля олицетворяет и природный экономический ресурс, и экологическую среду. Эта особенность предопределяет два естественных права на землю: право каждого человека на природопользование в местах своего проживания и хозяйственной деятельности и право на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в ст. 42 Конституции РФ[17] и в ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[18].

Земельный участок, пожалуй, самый «проблемный» объект вещных прав. Его индивидуализация и порядок детального описания и определения наиболее сложны и регламентируются на уровне закона[19]. Специфика заключается и в том, что земельные участки не обладают признаком дискретности в полном его смысле. В природные объекты не вложен человеческий труд, а потому и цена их определяется главным образом экономическими и политическими соображениями, спросом и предложением на них. Так, начальная цена земельного участка или начальный размер арендной платы при проведении торгов в форме аукциона определяется на основании отчета независимого оценщика[20] и варьируется в зависимости от градостроительной ценности земельного участка, ситуации на рынке и уровня затрат на развитие инженерной инфраструктуры.

Формально нормы ст. 9 и 36 Конституции РФ и ст. 129 и 130 ГК РФ признают возможность нахождения земли в собственности, земельный участок обладает всеми гражданско-правовыми признаками вещи. С другой стороны, земля в естественном состоянии не обладает свойствами объекта вещного права собственности как в узком смысле слова, так и в широкой его интерпретации как полной власти над имуществом[21]. Все правомочия субъекта права на землю специфичны и условны. ГК РФ допускает только ограниченное право распоряжения – с отсылкой на ст. 129 ГК РФ. Положение п. 3 ст. 209 ГК РФ определяет, что земля может находиться в обороте в той мере, в какой это допускается земельным законодательством. Ограничивается право распоряжения землей и запретом произвольного изменения категории земель ее правообладателем, что предопределяет ограничение вариантов ее использования.

В отношении ограниченных вещных прав отсутствует ясность в формулировках в плане распространения на них положений об ограничении оборотоспособности земли. Пункт 2 ст. 27 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. К таковым относятся исключительно земли, занятые находящимися в федеральной собственности объектами, главным образом стратегического, военного и административного значения. При этом именно предприятиям ВПК и организациям управления стратегически важными объектами изъятые из оборота земли и предоставляются. В то же время вряд ли возможно обременение таких земель сервитутом либо предоставление их в пользование частным лицам, не говоря уже об ипотеке, в отношении которой законом однозначно установлен запрет (п.1 ст.336 ГК РФ).

Ограниченные в обороте земли определены в законе исчерпывающим образом. Пунктом 2 ст. 27 ЗК РФ на ограниченные в обороте земли налагается только запрет предоставления их в частную собственность (например, земли лесного фонда). Соответственно, на них распространяется и запрет выкупа арендованного имущества (о чем также указано в ст. 624 ГК РФ), и приватизация (по сути – преобразование ограниченного вещного права в право собственности). Такое положение в отношении земель сельскохозяйственного назначения, также как и земель лесного фонда, обусловлено установленным законом обязательством целевого использования земельного участка[22]. Использование земельных участков не по целевому назначению – это фактическое использование их в целях, не соответствующих целевому назначению, установленному при предоставлении земельного участка собственнику, землевладельцу, землепользователю, арендатору, а также несоблюдение режима использования земель, в случаях установления таких ограничений и обременений правами других лиц [23]. Вообще в целевом использовании земельных участков и проявляется основное влияние земельного законодательства на вещно-правовые земельные отношения. Примечательно, что ни решением о предоставлении земли, ни договором нельзя изменить целевое назначение использования участка. Перевод земель из одной категории в другую возможен исключительно в административном порядке, а в некоторых случаях даже требуется проведение государственной экологической экспертизы.

По содержанию дееспособность субъектов ограниченных вещных прав на землю есть совокупность соответствующих прав и обязательств, налагаемых на них в силу специфики объекта прав – земли, поэтому то или иное ограниченное вещное право на землю нельзя назвать просто правом в полном смысле этого понятия. Будучи по отношению к третьим лицам абсолютными правами, ограниченные вещные права на землю всегда относительны в отношениях правообладателя с государством или муниципалитетом. Реализация ограниченных вещных прав на землю обусловлена не только пределами осуществления гражданских прав, но и обязанностями совершать определенные действия и принимать требуемые в силу закона меры в процессе землепользования.

Парадокс заключается в том, что активная обязанность субъекта вещного права зависит не от соглашения, а от закона. С точки зрения сторонников существования правоотношения между лицом и вещью обязательства налагаются законом в отношении земельного участка. Однако поскольку вещное правоотношение всегда носит межсубъектный характер решение вопроса сведется к обязанности исполнять закон, установленный властным органом – представителем государства или муниципального образования.

Специфика ограниченного вещного права определяется и в соотношении с правом собственности – обладающим наибольшей полнотой вещным правом (plenainrepotestas). Содержание права собственности охватывает все допустимые имущественные правомочия в отношении объекта прав. Ограниченное вещное право допускает одновременное с правом собственности хозяина существование чужого права на ту же вещь[24], как бы «сжимая» его право, поскольку собственник в этом случае лишается возможностей свободной реализации всех своих правомочий в отношении собственного имущества. При прекращении ограниченных вещных прав право собственности «восстанавливается» в первоначальном объеме без каких-либо дополнительных условий.

Возникшее одним из первых еще в древнем римском праве такое ограниченное вещное право, как эмфитевзис (наследственная аренда земли), по своему содержанию, объему правомочий, вытекающим из него искам было наиболее близким праву собственности. На примере эмфитевзиса можно выявить как сходства, так и различия права собственности и ограниченного вещного права.

И праву собственности, и ограниченному праву присущ абсолютный характер, который связывается с независимостью от других прав, хотя бы тоже имеющих абсолютный характер. Неверно, на наш взгляд, полагают, что не может считаться абсолютным вещным право, которое может быть прекращено односторонним действием другого правообладателя[25]. Для сравнения – право собственности не утрачивает своего абсолютного характера, хотя может быть прекращено односторонним действием другого лица, например, при реквизиции. Ставят в зависимость абсолютность прав и от принадлежности их только одному лицу[26]. Однако классическое абсолютное право собственности нисколько не теряет в своей абсолютности, хотя и может принадлежать одновременно нескольким лицам.

Содержание права собственности в отечественной юриспруденции традиционно раскрывается через триаду правомочий: владение, пользование и распоряжение. Дореволюционные авторы отмечали, что право собственности не исчерпывается совокупностью этих трех правомочий, коль скоро даже лишившись их всех, собственник не перестает быть собственником[27]. Но все правомочия собственника либо входят в содержание права владения (право на виндикацию), пользования (право на получение от вещи возможных благ) или распоряжения, либо являются их комбинацией (как предлагавшееся во время разработки действующего ГК РФ правомочие управления).

Право собственности всегда шире и независимее по содержанию. Особый его характер, отличие от других прав выделяется тем, что все правомочия собственника осуществляются по усмотрению собственника и наиболее исключительным образом. Права на чужие вещи ограничены не столько в количестве правомочий, сколько в самом их содержании, т.к. каждое правомочие включает в себя возможность совершения различных действий, а ограниченные вещные права предоставляют своим носителям лишь некоторые способы осуществления правомочий. Наконец, по общему правилу, право распоряжения объектом у правообладателя либо полностью отсутствует (например, при сервитуте), либо сильно ограничено (пожизненное наследуемое владение). Ущемляя право собственности, ограниченное вещное право в отношении полноты господства над вещью само является «ущербным», будучи ограниченным остаточными (непереданными) правомочиями собственника.

Если все другие права устанавливают только частичную власть над чужой вещью, то право собственности даже и «урезанное», т.е. обремененное, не утрачивает своего значения общего господства над вещью. Обусловленное этим положением свойство собственности стягивать обратно все отнятые у собственника правомочия, лишь только прекратится основание, заставлявшее лишать его какого-либо правомочия, является еще одним свидетельством невозможности сведения права собственности к сумме отдельных правомочий.[28] Из этого вытекает и такое свойство ограниченных вещных прав, как их производность, зависимость от права собственности. При отсутствии или прекращении права собственности на вещь невозможно установить или сохранить на нее ограниченное вещное право.

Весьма сомнительна применимость к праву собственности права следования, свойственного ограниченным вещным правам[29]. Действительно, при переходе права собственности имеет место юридический факт, порождающий не только реализацию права следования, но и утрату самого вещного права. Право следования применимо лишь к случаям отчуждения более полного права и присущее субъекту меньшего по объему права. Не вызывает сомнения сохранение права собственности при переходе ограниченного вещного права, поскольку бывший носитель такого права не мог передать новому правообладателю больше правомочий, чем имел сам, и, соответственно, не мог дополнительно ущемить право собственности.

Как и собственник, землевладелец и землепользователь приобретают плоды. Но не всем субъектам ограниченных вещных прав на землю присуще право на поступления, полученные в результате использования имущества, поскольку здесь явно прослеживается зависимость от объема и содержания того или иного ограниченного вещного права. В то время как собственник обладает правом самого широкоцелевого использования земли, субъект ограниченного вещного права связан не только экономическим назначением земли, но и содержанием, объемом и целью предоставления того или иного права.

С учетом приведенных положений, ограниченное вещное право на землю рассматривается как устанавливаемое и определяемое на уровне закона и подлежащее государственной регистрации, не ограниченное конкретным сроком действия субъективированное право на чужой индивидуально-определенный земельный участок, открыто и самостоятельно используемое субъектом для удовлетворения своих интересов, носящее абсолютный характер, обременяющее право собственности и производное от него, но в то же время привязанное не к личности собственника, а к земельному участку.

Арендная плата земельного участка

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия (не проверялась)

Перейти к: навигация, поиск






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.