Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура в XIX-начале XX в. и её вклад в мировую культуру. Просвещение и образование. Пресса и книгоиздательство. Российские меценаты






Меценатство и благотворительность в России XVIII-начале XX вв. Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Для нуждающихся строились различные богоугодные заведения — больницы, приюты, школы, училища, богадельни. Благотворительность была одной из главнейших добродетелей христианства. В дореволюционной России благотворительность обычно не включалась в государственные программы помощи бедным, ею занимались частные лица и общества помощи нуждающимся. Государственная же помощь обозначалась термином «призрение» (общественное призрение). Благотворительность была широко распространена в

государственной и общественной жизни России. Основой благотворительности в допетровскую эпоху были православные храмы и монастыри. При последних

устраивались богадельни для бедных и престарелых, а в неурожайные годы из монастырских запасов раздавались съестные припасы голодающим, устраивались общие трапезы для нищих. В 18 в. масштабы российской благотворительности значительно возросли. В 1775 г. в составе новых губернских учреждений появился особый приказ общественного призрения. На него возлагалась забота об образовании, лечении, устройстве народных школ, сиротских домов, приютов и богаделен для престарелых, работных и смирительных домов. Через 65 лет в стране таких учреждений было уже около 800. В 1860—1870 гг. забота об общественном призрении передавалась земствам и городам. В Москве в 1894 г. повсюду были учреждены участковые попечительства о бедных. Москва занимала особое место в истории российской благотворительности. В екатерининскую эпоху здесь были открыты воспитательный дом (1763 г.), потом и в других городах, Вдовий дом (1772 г.), Екатерининская (1776 г.) и Голицынская (1801 г.) больницы, Шереметевский странноприимный дом (1810 г.) и многие другие крупные благотворительные учреждения, зачастую строившиеся по проектам знаменитых архитекторов (Голицынская больница М.Ф. Казакова). Предполагалось, что в этих домах призреваемых детей будут не только кормить, но и обучать трудовым навыкам. Затем в 1781 году официально разрешается частная благотворительность. Но главным актом этого периода явилось создание в 1775 году приказов общественного призрения, которые просуществовали до 1864 года, когда были введены земские учреждения. На них возлагались задачи ведения народным образованием, охраной здоровья населения, общественной благотворительностью. Несомненно, во многом все эти усилия являлись своего рода данью политики «просвещенного абсолютизма»,

однако при этом нельзя не видеть и другого: попытку екатерининского правления придать делу благотворительности некий системный характер. Именно в этом состояло особое значение второй половины 18 века. Подъем и расцвет благотворительности во второй половине 18—первой трети 19 в. стали следствием дворянской филантропии (человеколюбия). Строительство больниц, приютов, богаделен для бедного населения было делом чести, престижа. Богатые дворяне Д.М. Голицын, Н.П. Шереметев, А.Н. Стрекалова и другие жертвовали огромные средства на устройство различных богоугодных заведений. Система благотворительности в старой России отличалась разнообразием форм учреждений и обществ. Полуправительственный, полуобщественный характер носила деятельность заведений Ведомства учреждений императрицы Марии (1796 г.), названного так по имени супруги императора Павла I. К 1900 г. в Ведомстве Марии состояло более 500 учебных и благотворительных заведений, где жили, обучались, лечились десятки тысяч людей. К крупнейшим учреждениям Ведомства Марии относились совет детских приютов, дамское попечительство о бедных, так называемые Мариинские больницы для бедных и др. Параллельно с Ведомством Марии в России существовало созданное в 1802 г. по инициативе Александра I Филантропическое (с 1816 г. — Человеколюбивое) общество, главной целью которого было оказание добровольной разносторонней помощи бедным. В Москве в систему этого общества входили известные богадельни — Маросейская, Набилковская, Черкасская и др. Со временем, данное Общество становится одной из наиболее влиятельных благотворительных организаций, располагавшей широким спектром полномочий и возможностей. Что касается благотворительности в сфере образования, то здесь законным порядком появились координаторы в лице Министерства народного просвещения, учрежденного в 1802 году, а также в лице Попечителя учебного округа, должность которого была введена в 1803 году. А с 1835 года, по Положению об учебных округах, последний становится начальником всех учебных заведений вверенного ему того или иного округа. Приблизительно тогда же, в 1828 году, устанавливается звание Почетного попечителя для лиц, вносивших крупные пожертвования. Всеми этими мерами самодержавное государство демонстрировало внимание к проблемам образования в целом, благотворительности в частности. Появившиеся в 1864 году земские структуры во многом взяли на себя попечение о народном образовании. В частности, Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года на них возлагалась забота о состоянии городских и сельских учебных заведениях. В ходе либеральных реформ 60-70х годов благотворительность продолжала развиваться, вырабатывая новые формы в соответствии с меняющимися реальными условиями. Порядок открытия благотворительных формирований был принципиально изменен в 1862 году. По принятому Закону, Высочайшее разрешение уступило место процедуре утверждения уставов создаваемых благотворительных обществ Министерством внутренних дел. Подчеркивая стремление и дальше продвигать дело народного просвещения и благотворительность на его ниве, правительство издало ряд законодательных актов, совершенствующих существующие: Положение о начальных народных училищах, гимназический Устав, университетский Устав. Затем в конце 19 века было решено упорядочить дело благотворительности, подвести под него современную правовую базу, для чего в 1892 году создается специальная Комиссия во главе с К.К. Гротом. Считалось, что принятый в 1857 году Устав об общественном призрении устарел, поэтому Комиссия обязывалась подготовить проект нового документа. В качестве конкретных задач перед ней выдвигались такие, как уточнение контингента призреваемых, систематизация источников финансовых средств, подготовка предложения по вопросу о том, каковым быть призрению - сословным или бессословным. Широкий размах в России имела церковная благотворительность, только в Москве в начале 20 в. насчитывалось 69 церковных попечительств бедных. На содержании московских приходских храмов состояло более 100 небольших богаделен. Особое значение в системе частной благотворительности имели сословные учреждения. В Москве на средства дворян, купцов, священников организовывались учебные заведения, приюты, богадельни, где учились или жили

представители данного сословия.

Российская государственная и частная благотворительность со второй половины 19 в. существовала в основном на пожертвования купечества. Особенно велики заслуги этого сословия для развития благотворительных учреждений в Москве. Представители известных купеческих династий: Алексеевы, Бахрушины, Баевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы и другие — построили на свои средства десятки благотворительных учреждений и заведений, снабдили их современным по тем временам медицинским оборудованием. Всего в Москве к началу 20 в. насчитывалось 628 благотворительных заведений: богаделен, приютов, временных убежищ и общежитии, ночлежных домов, бесплатных и дешевых столовых и чайных, домов трудолюбия, общин сестер милосердия, амбулаторий и т.д. Формы помощи в них отличались также большим разнообразием: предоставление жилья, ночлега, бесплатных

обедов, выдача единовременных или постоянных денежных и натурных пособий, врачебная помощь, оплата лекарств. Приблизительно такую же структуру имела и благотворительность в других городах Российской империи. Важнейшей частью широкой благотворительности было меценатство, сыгравшее огромную роль в формировании и развитии отечественной культуры. Слово «меценатство» происходит от имени римского государственного деятеля Гая Цильния Мецената, жившего в 1 в. до н.э. и помогавшего талантливым римским поэтам того времени. Мотивы: одни говорят, что ради денег и льгот, другие что из-за веры. С этой точки зрения можно говорить о трех важнейших стимулах и соответственно трех группах русских меценатов конца XIX - начала XX вв. Первый из них руководствовался, по всей видимости, религиозными побуждениями. Нормы православной нравственности, ставившей во главу угла христианскую благотворительность, помощь всем нуждающимся, преобладали в среде русского предпринимательства и купечества, многие были старообрядцами. Вторым важнейшим побудительным фактором, деятельности меценатов был, бесспорно, их патриотизм, «русскость». Издательская фирма К. Солдатенкова специализировалась на публикации сочинений крупных русских писателей - И. Тургенева, Н. Некрасова, А. Кольцова и др. Вместе с тем ведущие столичные меценаты активно коллекционировали и пропагандировали и западноевропейское искусство. И это не случайно; их патриотизм не мешал, а помогал правильно оценить достижения зарубежной культуры в их отношении к культуре российской. Наконец, третья группа русских меценатов действовала, по-видимому, из желания получить социальные льготы и привилегии - чины, звания, ордена, дворянство. Чины и ордена были, конечно, не самоцелью, - они давали возможность повысить сословный статус. Так, все ордена I степени и Владимира IV степени (с 1900 г. - III степени) давали возможность получить потомственное дворянство. Откуда были деньги? Так, родоначальником династии Бахрушиных был Алексей Федорович (1800-1848 гг.), основавший в Москве

кожевенное производство и имевший трех сыновей - Александра, Василия и Петра, которые учредили в 1864 г. еще и суконную фабрику. Сын Петра - Алексей (1853-1904 гг.), стал известным коллекционером, завещавшим своё состояние Историческому музею, а сын Александра - Алексей (1865-1929 гг.), финансировал строительство театра

Ф.А.Корша, созвал Первый в России Театральный музей - ныне Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина. Отец К.Т. Солдатенкова торговал хлопчатобумажной пряжей и ситцами, после его смерти сын продолжил его дело, расширил его и стал пайщиком ряда крупных фирм, в том числе Никольской мануфактуры. Семья Третьяковых издавна торговала льняным полотном, к концу 40-х годов XIX в. Третьяковым принадлежало 5 лавок в торговых рядах между Ильинкой и Варваркой. В 50-х годах братья Павел и Сергей создали торговый дом под вывеской «Товарищество братья П. и С. Третьяковы и В. Коншин», в середине 60-х гг. 19 в. им удалось построить несколько льняных фабрик на окраине Костромы и учредить «Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры» с капиталом в 270 тыс. руб. Это производство и стало базой их меценатства и благотворительности. Династия Морозовых - текстильные фабриканты. В конце XIX в. они владели четырьмя фирмами -

Товариществом Никольской мануфактуры «Саввы Морозова сын и Ко» и др. Важнейшей из них была Никольская мануфактура - ныне Хлопчатобумажный комбинат имени

К.И. Николаевой в Орехово-Зуево Московской области. Именно эту мануфактуру возглавил в конце ХIХ-начале XX вв. знаменитый Савва, она стала источником его баснословных доходов и пожертвований. Отец и дядя Саввы Мамонтова были винными откупщиками. Меценатами мы называем людей, добровольно жертвующих деньги, состояние и т.д. на построение различных общественных сооружений (храмов, театров, больниц, учебных заведений), помогающих художникам, писателям, поэтам, музыкантам. Именно усилиями меценатов в России создавались обширные собрания высокохудожественных памятников искусства, музеи, театры и другие центры духовной жизни. Меценатство как поддержка частными лицами культуры, науки и искусства получило развитие в России с 18 в., когда в стране возникли предпосылки для образовательной, музейно-собирательной и памятникоохранительской деятельности. В городских дворцах и загородных дворянских усадьбах собирались замечательные коллекции памятников западноевропейского искусства, обширные библиотеки. Однако лишь отдельные представители российской аристократии 19—начала 20 в. — Н.П. Румянцев, А.С. Уваров и П.С. Уварова, М.К. Тенишева, Ю.С. Нечаев-Мальцев и другие дарили свои коллекции государству или жертвовали большие средства на устройство новых музеев. Расцвет меценатства наступил во второй половине 19 в. благодаря российскому купечеству, придерживавшемуся православных традиций помощи ближнему и поддержки культурных общественных учреждений. Нередко меценатство становилось обязательным для многих купеческих семей. Каждый большой и малый город имел таких покровителей, но московские меценаты славились по всей России. Знаменитый род промышленников Морозовых оставил после себя множество памятников культурно-

просветительной деятельности. Так, на средства Марии Федоровны и Феодосии Ермиловны Морозовых строились и украшались многие старообрядческие храмы, Сергей Тимофеевич Морозов построил в Леонтьевском переулке Кустарный музей, а Савва Тимофеевич — великолепное здание Художественного театра. Мария Клавдиевна Тенишева (1867—1928 гг.) — художник, коллекционер, меценат. Организовала на свои

средства рисовальные школы в Санкт-Петербурге и Смоленске, в ее имении Талашкино встречались многие видные деятели русской культуры. Профессиональными благотворителями называли современники семейство купцов Бахрушиных, щедро

жертвовавших миллионы на строительство храмов, больниц, приютов, домов с бесплатными квартирами. Александр Алексеевич Бахрушин передал на строительство здания театра Корша (теперь МХАТ им. Горького на улице Москвина) крупную сумму денег. Но более всего помнят москвичи и россияне Алексея Александровича Бахрушина — основателя знаменитого театрального музея, подаренного хозяином в 1913 г. Академии наук. Не менее известными покровителями культуры были, и московские купцы Щукины. Меценатство и коллекционирование — давняя традиция этой семьи. Петр Иванович, собравший огромную коллекцию памятников русского искусства, выстроил на свои деньги здание музея на Грузинской улице, а затем в 1905 г., подарил его Историческому музею с собранием, насчитывавшим около 24 тыс. предметов! Его брат Сергей Иванович собрал замечательную по полноте коллекцию современной западноевропейской живописи, ставшую позже украшением Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Основу крупнейшего в мире музея русского искусства — Третьяковской галереи составила коллекция купца Павла Михайловича Третьякова, переданная им в 1892 г. в дар Москве. Крупный железнодорожный промышленник Савва Иванович Мамонтов, человек разносторонне одаренный, большой знаток и ценитель искусства, создал в своем имении Абрамцево своеобразный творческий кружок, объединявший таких талантливых мастеров русского искусства, как В.Д. Поленов, М.А. Врубель, В.М.

Васнецов, В.А. Серов и другие. На сцене Частной оперы в Москве, основанной на средства Мамонтова, расцвел гениальный дар Ф.И. Шаляпина. Активность государства на данном направлении заметно понижается в начале XX столетия. Можно указать лишь на некоторые инициативы, определенным образом повлиявшие на состояние системы благотворительности и попечительства. В частности, Законом 1902 года все органы попечения о народном образовании из ведения Министерства внутренних дел передаются в распоряжение Министерства народного просвещения. К началу XX века система благотворительности сформировалась в основных чертах и оставалась практически неизменной до известных событий 1917 года. Говоря о законодательной деятельности государства, необходимо принять во внимание то обстоятельство, что бюрократический аппарат России во все времена стремился любое явление поместить в регламентированные рамки. Достаточно сказать, что лишь по вопросу дарения с целью благотворительности в Своде законов Российской империи приводится без малого 300 статей. К сожалению, Октябрьская революция 1917 г. разрушила сложную систему благотворительности, заменив ее унифицированной сетью государственных заведений. С уничтожением частной собственности погибло как явление и меценатство. Многие благотворители и меценаты в одночасье стали нищими или же были вынуждены

эмигрировать. Большинство же из оставшихся охраняли свои собрания вплоть до их национализации. В 1920—1930 гг. почти все частные музеи, завещанные городу и стране, вопреки воле бывших владельцев были ликвидированы и их коллекции вошли в состав крупнейших музеев. Лишь с конца 1980-х гг. в стране стали создаваться политические и социально-экономические условия для возрождения забытых традиций милосердия и меценатства, и ныне появляются новые предприниматели, жертвующие на реставрацию и сооружение храмов, поддержку науки, культуры и искусства, здравоохранения,

издательскую деятельность. В Москве работает Музей частных коллекций, созданный по инициативе известного собирателя произведений искусства И.С. Зильберштейна.

Русская культура первой половины XIX в. Первая половина XIX в. была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшимся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознания народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Просвещение и образование. Социально-экономическое развитие русского общества в первой половине XIX в. настоятельно требовало коренных изменений в области народного просвещения. В годы царствования Александра I была создана система образования, включавшая на начальной ступени приходские одноклассные школы и двухклассные уездные училища, далее следовали четырехклассные гимназии и, наконец, в основу высшего образования было положено обучение в университетах и немногочисленных технических учебных заведениях. Центральными звеньями этой системы были российские университеты (Московский, Петербургский, Казанский, Дерптский и др.). Наряду с ними существовали и сословные дворянские учебные заведения - лицеи, самым известным из которых был Царскосельский. Военное образование дети дворян получали в кадетских корпусах. В эти годы образование в России сделало существенный шаг вперед. Если в XVIII в, оно оставалось привилегией высших дворянских кругов, то уже в первой четверти XIX в. получило широкое распространение в дворянской среде, а позднее и среди купечества, мещанства, ремесленников. Заметно выросло в стране число библиотек, среди которых появилось много частных. Все больший интерес у читающей публики стали вызывать газеты и журналы, издание которых заметно расширилось («Северная пчела», «Губернские ведомости», «Вестник Европы», «Сын отечества» и др.).

Русская культура второй половины XIX в. В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось па культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовывалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество. Культура России второй половины XIX — начала XX в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже XIX—XX вв. в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с мироощущением человека XX в. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и др. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры. Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% в начале 60-х годов XIX в. до примерно 30% в начале XX в. Система образования, сложившаяся во второй половине XIX в., в основных чертах сохранилась до 1917 г. Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. Несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось. Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания. В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации.

Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске, в начале XX в.— в Саратове. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений; открылись Горный, Лесной институты, Сельскохозяйственная академия и др. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В. И. Герье) и других городах. Накануне Первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование. Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления. Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А.Л. Шанявского, основанный в 1908 г. Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию». Во второй половине XIX—начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом). Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

Культура России в начале XX в. (1900–1917). Вступая в XX век, Россия менялась: аграрная страна становилась индустриальной, росли города, было учреждено первое в ее истории представительное законодательное собрание парламентского типа, реальностью стали свобода слова, печати, собраний, деятельность политических партий. Потрясением и предупреждением обществу и власти явилась революция 1905—1907 гг.

На вызовы времени разные сферы культуры отвечали по-разному. Просвещение и образование. Заметные изменения происходили в системе образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации неграмотности, введения всеобщего начального образования (в 1915 г. в России было в четыре раза больше начальных учебных заведений, чем в 1894 г.). Наряду с государственными и земскими училищами, гимназиями и прогимназиями действовали содержащиеся на частные и общественные средства воскресные школы, рабочие курсы, народные дома. Потребности в высшем образовании обеспечивали университеты, технические и сельскохозяйственные институты, женские курсы. Сословные ограничения на получение образования были практически сняты. Важную просветительскую роль играла периодическая печать и книгоиздательское дело (достойное место в истории России занимают книгоиздатели А.Ф. Маркс, А.С. Суворин, И.Д. Сытин, братья Сабашниковы, приступившие к изданию «народных библиотек», «общедоступных книг для народа»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.