Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позднее Возрождение (середина XVI—90-е годы XVI века).






Общая характеристика. Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе. Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора Козимо Медичи основал Академию Платона во Флоренции. Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе. Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора. Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Центральной фигурой живописи стал Джотто. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Джотто наметил путь, по которому пошло её развитие: наполнение религиозных форм светским содержанием, постепенный переход от плоскостных изображений к объемным и рельефным, нарастание реалистичности, ввёл в живописи пластический объём фигур, изобразил в живописи интерьер.

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях. Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего века.

Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II — человека честолюбивого, смелого, предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших художников Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художеству. При этом Папе и при его ближайших преемниках Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём строится множество монументальных зданий, создаются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античность изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства.

Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса, это — Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.), Микеланджело Буонаротти (1475—1564 гг.) и Рафаэль Санти (1483—1520 гг.).

Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы.Некоторые исследователи причисляют к Позднему Возрождению и 1630-е, но эта позиция вызывает споры среди искусствоведов и историков. Искусство и культура этого времени настолько разнообразны по своим проявлениям, что сводить их к одному знаменателю можно только с большой долей условности. Например, Британская энциклопедия пишет, что «Возрождение как целостный исторический период закончилось с падением Рима в 1527 году». В Южной Европе восторжествовала Контрреформация, которая с опаской смотрела на всякое свободомыслие, включая воспевание человеческого тела и воскрешение идеалов античности как краеугольные камни ренессансной идеологии. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. В Парму, где работал Корреджо, маньеризм добрался только после смерти художника в 1534 году. У художественных традиций Венеции была собственная логика развития; до конца 1570-х гг. там работали Тициан и Палладио, чьё творчество имело мало общего с кризисными явлениями в искусстве Флоренции и Рима. Итальянский Ренессанс практически не имел влияния на другие страны до 1450 г. После 1500 г. стиль распространился по континенту, но многие позднеготические влияния сохранялись даже до наступления эпохи барокко. Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение». Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека. Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Возрождение в России. Тенденции Возрождения, существовавшие в Италии и Центральной Европе, повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны. Царя Ивана III можно считать родоначальником Ренессанса в России, поскольку именно при нём в России начал работу ряд архитекторов из Италии, которые принесли новые технологии строительства и некоторые элементы Ренессанса, в целом не отдаляясь от традиционной конструкции русской архитектуры. В 1475 году архитектор из Болоньи Аристотель Фиораванти был приглашён, чтобы восстановить Успенский собор в Московском Кремле, поврежденный во время землетрясения. В качестве образца архитектор использовал Владимирский собор XII века, и разработал проект, сочетающий традиционный русский стиль с присущим Возрождению чувством простора, пропорции и симметрии. В 1485 году Иван III поручил строительство Теремного дворца в Кремле Алевизу Фрязину Старому. Он является архитектором первых трёх этажей. Кроме этого, Алевиз Фрязин Старый наряду с другими итальянскими архитекторами внёс большой вклад в строительство кремлевских стен и башен. Грановитая палата, служившая местом проведения приёмов и пиров русских царей, является работой двух других итальянцев, Марко Руффо и Пьетро Солари, и ещё сильнее отмечена итальянским стилем. В 1505 году прибыл в Москву итальянский архитектор, известный в России как Алевиз Новый или Алевиз Фрязин. Возможно, это был венецианский скульптор Алевиз Ламберти да Монтань. Он построил 12 церквей для Ивана III, в том числе Архангельский собор, также отмеченный успешным смешением русской традиции, православных канонов и стиля Ренессанса. Считается, что собор митрополита Петра в Высоко-Петровском монастыре, ещё одна работа Алевиза Нового, служил образцом для так называемой архитектурной формы «восьмерик на четверике». Тем не менее, с начала XVI и до конца XVII века в России были разработаны оригинальные традиции строительства каменных шатровых храмов. Это было совершенно уникальное явление, отличающееся от архитектуры Возрождения в других странах Европы, хотя некоторые исследователи называют это «русской готикой», сравнивая этот стиль с европейской архитектурой раннего готического периода. Итальянцы с их передовыми технологиями могли повлиять на появление каменных шатровых крыш (деревянные шатры были известны в России и Европе задолго до того). Согласно одной из гипотез, итальянский архитектор Петрок Малый, возможно, был автором Церкви Вознесения в Коломенском, одного из первых и наиболее известных шатровых храмов. К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русских художников. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна, который был промежуточным этапом между абстрактной иконографией и картинами, отражающими реальные черты портретируемого. В середине XVI века на Руси начали печатать книги, и Иван Федоров был первым известным русским печатником. В XVII веке печать получила широкое распространение, и гравюры на дереве стали особенно популярны. Это привело к развитию особой формы народного искусства, известной как лубок, которая сохранялась в России и в XIX веке. Ряд технологий эпохи Возрождения был принят русскими из Европы довольно рано, и, усовершенствованные, впоследствии они стали частью сильной внутренней традиции. В основном это были военные технологии, такие как пушечное литье, восходящее ещё к XV веку. Царь-пушка, которая является крупнейшей по калибру пушкой в мире, была отлита в 1586 году мастером по имени Андрей Чохов, и отличается также своим богатым убранством. Ещё одна технология, которая, согласно одной из гипотез, первоначально была привезена из Европы итальянцами, привела к созданию водки. Ещё в 1386 году генуэзские послы впервые принесли «живую воду» в Москву и представили её великому князю Дмитрию Донскому. Генуэзцы, вероятно, получили этот напиток с помощью алхимиков Прованса, которые использовали разработанный арабами перегонный аппарат для преобразования виноградного сусла в спирт. Московский монах Исидор использовал эту технологию для производства первой оригинальной русской водки в 1430 году.

Реформация (лат. reformatio — исправление, преобразование, реформирование) — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.Основной причиной Реформации явилась борьба между теми, кто представлял зарождавшийся капиталистический способ производства, и защитниками господствовавшего в то время феодального строя, охраной идеологических догм которого занималась католическая церковь. Интересы и чаяния зарождавшегося класса буржуазии и так или иначе поддержавших его идеологию народных масс нашли проявление в основании протестантских церквей, призывавших к скромности, экономии, накоплению и опоре на себя, а также в формировании национальных государств, в которых церковь не играла главную роль. Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства. Комплекс мер, предпринятых католической церковью и иезуитами для борьбы с Реформацией, получили название Контрреформации.

ак таковой Реформации в России не было. Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Центральной Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться мастера, а также военнопленные, которым русскими царями было дозволено исповедовать свою веру. Наиболее массовое переселение произошло во время Ливонской войны, во время которой вглубь Русского царства попадали не только ремесленники, но даже иерархи лютеранской церкви. Так в 1556 г. в Москву в составе посольства ездил епископ города Або финский реформатор Микаэль Агрикола. В 1569 г. в составе следующего посольства был епископ Турку Павел Юстен. Это посольство русским царём было сослано в Муром, где и пребывало в течение 2 лет. В дальнейшем в Москве (и ряде торговых городов, например, в Архангельске) существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Российские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь, иногда сотрудничая с руководством общины в наказании ересей (например, казнь проповедника Квирина Кульмана в конце XVII в.) Богословское осмысление Реформации в России начинается уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека, причём тот, отвергая положительную программу Лютера, согласен с ним по поводу оценки папства. К 1640-м годам относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений украинца Захарии Копыстенского. С протестантским влиянием ряд исследователей ассоциирует деятельность Петра I по преобразованию Русской православной церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество).

Итоги реформации. Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны, католический мир, который объединял все народы Западной Европы под духовным руководством папы римского, прекратил существование. Единая католическая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме церковно-приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию. Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством. Основным же достижением Реформации стало то, что она значительно поспособствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже сама этика протестантов способствовала развитию экономики.

 

Московское царство в XV-XVII вв.: социально-экономическое, политическое и культурное развитие. Военно-служилое государство. Социальная структура общества. Система государственного управления. Государство и церковь в XIV-XV вв.

Россия в конце XV-начале XVI веков. Последние годы правления Ивана III были не совсем лёгкими. Была очень запутанная ситуация с престолонаследием. Первой женой Ивана III была Мария Борисовна Тверская, у неё был сын Иван Иванович Молодой. Второй женой Ивана III была Софья Фоминична Палеолог, у неё было много детей, старшим сыном был Василий Иванович (родился в 1479 году). Но в 1490 году Иван Иванович умирает, остался сын Дмитрий Иванович. И тогда стал вопрос – кто должен быть наследником: Дмитрий Иванович или Василий Иванович. Выбор было сделать непросто: если отдать престол Дмитрию Ивановичу, то будет борьба и погибнут все сыновья от Софьи Палеолог, а если отдать престол Василию Ивановичу, то погибнет Дмитрий Иванович. В 1497 году Дмитрий Иванович объявлен соправителем Ивана III, который был венчан шапкой Мономаха. Но в 1502 году Дмитрий Иванович попал в опалу, и отправлен в ссылку вместе с матерью, а наследником престола стал Василий Иванович. Причины отстранения Дмитрия Ивановича:

1) От Софьи Палеолог было 5 сыновей, а от первой жены только Дмитрий Иванович.

2) Есть версия, что Дмитрий Иванович с матерью были связаны с ересью жидовствующих.

В апреле 1503 году умерла Софья Палеолог, а в июле 1503 года тяжело заболел Иван III. Василий получил великое княжение, Юрий получил города Дмитров, Кашин, Брянск и другие, Дмитрий получил Углич, Зубцов и другие, Семён получил Калугу и Козельск, Андрей получил Старицу и Алексин. Таким образом, каждый из сыновей Ивана III получил определённые территории (уделы), т.е. его сыновья стали удельными князьями. Иван III ввёл в своём завещании такие новшества:

1) Уделы находятся в разных частях страны, и отделялись друг от друга землями великого князя;

2) Все братья Василия получили в несколько раз меньше, чем он и если бы даже они все вместе объединились против него – сил у Василия больше;

3) Москва передавалась Василию;

4) Удельным князьям запрещалось печатать свои деньги;

5) Вымрочные уделы присоединялись к землям Василия – если у братьев Василия не будет сыновей (наследников), то его земли автоматически присоединяются к землям великого князя.

6) В России были следующие автономные уделы – князю Фёдору Борисовичу, племяннику Ивана III принадлежало Волоцкое княжество, князю Семёну Ивановичу принадлежали Стародуб, Любеч, Гомель, князю Василию Шемякичу принадлежали Рыцк и Новгород-Северский, Псковская республика и Рязанское Великое княжество.

В 1505 году Василий Иванович решил жениться. Невесту выбирали по политическим мотивам, но на тот период искать внутри невесту искать трудно, а за рубежом все жёны не православного вероисповедания. Поэтому пришлось искать внутри страны – рассылали по стране гонцов, они брали самых красивых девушек и отправляли в Москву. Там рассматривали и оценивали на способности деторождения, и те, кто проходил через это испытание, то удостаивались чести быть избранной Великому князю. Женой Василия III стала Соломония Юрьевна Соборова, а 26 октября 1505 года Иван III умер. Великим князем стал Василий III Иванович (1505-1533 гг.), но сразу же начались проблемы как внутри страны, так и за рубежом.

Внешняя политика при Василии III. Первая война с Казанским ханством. В начале XVI веку была напряжённая ситуация. После смерти Ивана III русские земли стало беспокоить Казанское ханство, ханом в котором был Мухамед-Эмин. Сначала был союзником России, но после смерти Ивана III начал проводить антирусскую политику. В 1506 году Василий III отправил войска на Казань, и в мае-июне в 1506 года русские войска были разбиты татарами под Казанью. В принципе Мухамед-Эмир решил мириться с Москвой и в 1507 году был подписан мир с Казанью.

Первая война с Литвой (1506-1508 гг.). В 1506 году умер Александр, король польский и великий князь Литовский. Он был женат на родной сестре Василия III, но правителем Литвы и Польши стал Сигизмунд. Он узнал, что русские войска были разбиты под Казанью. Сигизмунд захотел вернуть территории, которые были утеряны Литвой в войне с Россией. Весной 1507 года начинается война между Россией и Литвой. Начались боевые действия с мелких пограничных конфликтов и стычек, но дальше происходят события в самой Литве, которые начал Михаил Львович Глинский. По преданию он происходил от потомков Мамая. Один из сыновей Мамая уехал в Литву, крестился, вошёл в состав литовской аристократии и получил земли. Михаил Глинский уехал в Западную Европу, приобрёл связи, участвовал в войнах, и вскоре вернулся в Литву. Там стал ближайшим человеком при короле Александре, но после смерти последнего положение его ухудшилось. В 1508 году начинается мятеж Михаила Львовича Глинского, центром этого движения была территория Белоруссии. Им удалось захватить некоторые города, но дальше успеха развить не могли. Тогда Василий III предложил перейти на русскую сторону Глинскому, он согласился. Но в октябре 1508 года был заключён мир, ни Россия, ни Литва не могла выиграть эту войну. Было очевидно, что мир имеет временный характер и помириться невозможно. Результатом войны стало то, что Михаил Львович Глинский переехал в Россию вместе со своей семьёй.

Присоединение Пскова. 1510 год – присоединение Пскова. Псков был крупнейшей крепостью на Северо-Западе России, важным торговым и экономическим центром. Псков был верным союзником Москвы, но Василий III решил, что нужно с независимостью Пскова надо кончать. В 1509 году псковским князем Василий III отправил Ивана Оболенского, сразу же начались конфликты, а дальше события развивались по заранее продуманному сценарию. Осенью 1509 года Василий III поехал в Новгород, псковичи поехали жаловаться великому князю на Ивана Оболенского, а тот жаловался на псковичей. Василий III арестовал посадников, решил присоединить Псков к Москве, и в январе 1510 года сняли вечевой колокол и принесли присягу Василию III. Верхушку псковского общества отправили в Москву, а в Псков ввели гарнизон.

Вторая война с Литвой (1512-1522 гг.). Обострились снова отношения с Литвой. Оба государства ищут союзников, в 1512 году в Москве становится известно, что арестована вдова короля Александра – Елена. Затем в январе 1512 года Елена умерла и в результате осенью 1512 года Василий III объявил Литве войну. Основной удар русские хотели нанести на Смоленск. В ноябре 1512 года начался поход на Смоленск, осадили, но поход закончился неудачей. Осенью 1513 года начался новый поход на Смоленск, осадили, попытались штурмовать и поход вновь закончился поражением. Летом 1514 года совершён третий поход на Смоленск, осадили и литовский гарнизон сдался. 1 августа 1514 года Смоленск был присоединён к России. Наместником в Смоленске был посажен Василий Шуйский. Но в это время прошёл слух, что Михаил Глинский захотел бежать в Литву, его схватили и обыскали, обнаружили грамоты короля Сигизмунда. Василий III приговорил его к смертной казни, но потом она была заменена арестом. На территории Белоруссии появились литовские войска под командованием Василий Острожский, а русскими войсками командовал князь Михаил Булгаков и Иван Челябин. 8 сентября 1514 года состоялась Оршенская битва, и в результате несогласованности русских командующих русские потерпели поражение. Жители Смоленска решили изменить России, но Василий Шуйский узнал о заговоре и казнил заговорщиков. Литовцам не удалось взять Смоленск. Война с Литвой началась в 1512 году, а закончилась 1522 году. Никаких серьёзных приобретений ни та, ни другая сторона не могла взять верх.

Вторая война с Казанским ханством. В 1518 году в Казани умирает хан Мухаммед-Эмир, с ним прерывается династия и начали думать, кому быть ханом. На тот момент было в Казани две группировки: промосковская и прокрымская. В 1518 году послы отправились к Василию III, он отправил Шиг-Али, потомка Чингисхана. Но он проводил в качестве хана прорусскую политику, но в результате его положение было неустойчивым, и весной 1522 года в Казани произошёл переворот, Шиг-Али свергли, а ханами Казани стали представители крымской династии Гиреи. 1521 год – нашествие крымского хана Мухамеда-Гирея (отряды турок, татары, литовцы), одновременно с этим с востока нанесли удар казанские татары. Нашествие было неожиданным и русские войска не смогли организовать должного сопротивления, Василий III бежал из Москвы. Дело в том, что в XVI веке русские войска всегда встречали войска противника на реке Оке, не давая им переправиться. Василий III подписал грамоту, что Россия будет платить дань, но грамота пропала. В ходе нашествия выяснилось, что Россия не может вести войну на несколько фронтов. В 1522 году заключили перемирии с Литвой, Смоленск с округой оставался у России. В 1523 году поход на Казань, в устье реки Сура была построена крепость Васильсурск – плацдарм, для наступления на Казань. 1524 год – новый поход на Казань, но в 1524 году заключили мир с Казанью.

Внутренняя политика. В 1509 году в заключении умер Дмитрий Иванович. Большие проблемы Василию III доставляли церковные дела. В 1503 году был церковный собор, который принял решение о неприкосновенности церковной земли. Активную роль сыграл игумен Иосиф Волоцкий, игумен Троице-Сергиева монастыря Серапион. Вскоре Серапион стал новгородским архиепископом, и теперь между этими двумя церковными деятелями начался жестокий конфликт. Причина конфликта: Волоцкий монастырь находился на территории Волоцкого княжества, но затем князь Фёдор Борисович стал грабить монастырь, стремился выжить Иосифа Волоцкого из его монастыря. В принципе Иосиф решил идти до конца, в 1508 году попросил Василия III и митрополита Симона принять монастырь под своё покровительство, они исполнили эту просьбу. Дело в том, что Иосиф Волоцкий не мог напрямую у Василия III, а должен был спросить разрешения у епископа Серапиона. В результате архиепископ Серапион в 1509 году отлучил Иосифа Волоцкого от церкви. Последний, отправил жалобу митрополиту и великому князю. В 1509 году состоялся церковный собор, на котором Серапиона осудили и лишили сана архиепископа. В 1511 году умер митрополит Симон, и новым митрополитом стал Варлаам, который был сторонником нестяжателей. Виссиан Патрикей был приближённым Ивана III, затем попал в опалу, отправлен в монастырь, где прочитал труды Нила Сорского, затем вернулся в Москву и стал противником Иосифа Волоцкого. Подобный конфликт продолжался до смерти Иосифа Волоцкого в 1515 году. 1513 год – умер Фёдор Борисович Волоцкий. 1518 год – умерли Семён Калужский и Василий Стародубский. 1521 год – умер Дмитрий Углицкий. Законных наследников у них не было, и земли перешли великому князю. 1520-1521 гг. был арестован Иван Иванович Рязанский и его владение было присоединено, и с присоединением Рязанского княжества заканчивается объединение русских земель. Появилась Макарьевская ярмарка, которая стала вскоре Нижегородской. Василий III решил арестовать Василия Шемякича и присоединить его земли к Москве. Василий Шемякич ехать отказывается, требует дать гарантии в безопасности (грамота от великого князя и митрополита). В результате в 1522 году митрополитом становится Даниил, даёт Шемякичу доверенную грамоту, в апреле 1522 году он приезжает в Москву, где его арестовывают, а его владения присоединяются к владениям Василия III. В 1525 году произошло несколько событий:

1) Осуждение некоторых лиц, из окружения Василия III. Причины, почему эти люди попали под суд неизвестны. Есть несколько объяснений: недовольство части придворных, желание князя развестись со свое первой женой; возможная связь некоторых осуждённых с турецким правительством; критическое отношение к политике Василия III; еретичество. Самые известные осуждённые: Максим Грек, Персень Беклемишев. Настоящее имя Максима Грека – Михаил Приволис, родился в Греции, в молодости он уехал в Италию, провёл там много лет, был знаком с Саланаролом, затем стал монахом Флорентийского монастыря. В 1505 году он вернулся в Грецию, и стал монахом одного из Афонских монастырей. В 1518 году он оказывается в России, его пригласило русское правительство для перевода греческих книг. Максим Грек был замечательный переводчик, писатель, талантливый человек. Вокруг него сложился круг, который обсуждал важные вопросы. В конце 1524 года Максима Грека арестовывают и начинают следствие. Максиму приписали связи с турецким послом, осуждение политики Василия III. Был церковный собор, который рассматривал дело Максима Грека, против него высказали обвинение в еретичестве (посчитали, что были ошибки в переводе с греческого на русский, Максим переводил с греческого на латынь, а далее русские толмачи переводили с латыни на русский), в непризнании русских митрополитов, так как они ставятся в Москве, без разрешения константинопольского патриарха. В итоге, Максима Грека приговорили к ссылке в Иосифо-Волоцкий монастырь.

2) Ноябрь 1525 года – развод Василия III, пострижение великой княгини Соломонии Соборовой. Дело в том, что по церковным канонам по причине бездетности не разводят, развод возможен лишь в нескольких случаях (измена, покушение жены на жизнь мужа или колдовство). Пострижение Соломонии было достаточно спорным, и часть тогдашнего общества этого не приняла. Существует две версии: Соломония сама хотела уйти в монастырь, и Василий её не отпускал, но потом сжалился и отпустил (официальные источники); сохранились отрывки следствия по делу в колдовстве – Соломония приглашает ведуний, колдуний, вещунов, которые околдовывали Василия III, и когда всё произошло и Соломонию арестовали, но потом в монастыре она родила сына Георгия (другая версия).

3) Январь 1526 года Василий III вступает в новый брак, его женой стала Елена Васильевна Глинская. Елена Глинская – племянница Михаила Львовича Глинского, ей было примерно лет 15-16. Вскоре из заключения освободили Михаила Глинского, и он стал одним из приближённых Василия III.

4) 1530 год – поход на Казань, осадили город, но взять не смогли. Ходили слухи, что один из командующих получил огромную взятку от татар, и чуть было не лишился головы, но вскоре Василий III повелел посадить командующего в тюрьму. Вскоре в Казани был поставлен новый хан.

5) Церковный собор 1531 года – на нём был осуждён Васиан Патрикеев и Максим Грек. Их обвинили по нескольким пунктам: непризнание русских святых, за то, что они владели населёнными землями и т.д. С точки зрения нестяжателей, что если духовное лицо владеет населёнными землями, то это нехорошо (например, Макарий Калязицкий). Васиана Патрикеева обвинили в переделывании кормчих книг (кормчая книга – свод церковных законов – постановления Вселенских соборов, постановление святых отцов в древние церкви, постановления византийских императоров), т.е. переделал их, убрал церковные законы (право церкви владеть землями). Васиана обвинили в ереси, так как он учил, что плоть Христова до воскресения нетленна, то признаётся только божественная сторона Христа. Но церковь учит, что Христос был идеальным человеком, но в тоже время Богом (сыном Божьим). Васиана Патрикеева отправили в Тверской монастырь.

Вступление Василия III в брак было необходимо, чтобы родился наследник. И вот, 25 августа 1530 года родился сын Иван, а в 1533 году родился второй сын Георгий (Юрий). Рождение Ивана окутано тайной, много преданий и слухов. Осенью 1533 года Василий III поехал на охоту и во время этой поездки тяжело заболел, и вскоре, умер. Итоги правления Василия III:

1. Укрепление великокняжеской власти (назначал на верховные должности, определял направление внутренней и внешней политики, был высшим судьёй и верховным главнокомандующий, от его имени издавались указы и т.д.), т.е. ограничение власти не было. Но была традиция, что перед принятием решений должен был советоваться с приближёнными, с боярами и братьями. Важным органом была Боярская дума, в неё входило несколько чинов (боярин – самый старший, окольничий – младший чин, думные дворяне, думные дьяки).

2. Первостепенная русская знать делилась на три группы: князья Рюриковичи (потомки Рюрика, т.е. потомки прежних удельных князей – Шуйские, Горбатые, Оболенские и т.д.), князья Гедиминовичи (потомки Гедимина, т.е. они переходили на службу в Москву и занимали важные места – Мстиславские, Голицыны и т.д.), старомосковские бояре (потомки старых московских бояр – тех, кто служил московским князьям - Собуровы, Колычи и т.д.).

Появление важнейшие чины: конюший (заведующий великокняжеской конюшней, боярин, первое лицо в светской иерархии, он считался главой боярской думы), дворецкий (занимались судом и управляли великокняжескими землями), оружничие (ведали великокняжескими доспехами), ясельничие, сокольничие, ловчие (занимались охотой), постельничие (занимались постелью, личным имуществом великого князя, отвечали за охрану великого князя), казначей (ведал казной и финансами, отчасти внешней политикой), печатник (хранил великокняжескую печать). Формально назначал на должность великий князь, но на практике великий князь сам не мог дать должность любому человеку. При назначении кого-то надо было учитывать местничество (порядок назначения лиц на должности, в зависимости от происхождения и службы предков. Всё боле важную роль играют дьяки (вели делопроизводство, специализировались на каких-то аппаратах управления, происходили из разных сословий), т.е. чиновники или бюрократы. Местным управлением занимались наместники и волостели (кормились за счёт населения, т.е. зарплаты или жалования от государства они не получали). Городовой приказчик (лица, которые следили за городскими укреплениями и контролировали налоги).

Представление о царской власти в Московской Руси. Государство строилось на положительных основаниях. Средневековое сознание не терпело ничего нового, всё хорошее было в прошлом. Смотрели на разные государства, но идеал нашли лишь в Библии (Новый и Ветхий Завет). При Иване III появляется Свод Библейских книг (включены все книги Библии) - Геннадьевская Библия. Находят исторические книги в Ветхом Завете, где были даны советы, как строить государство. После Моисея правили так называемые судьи, последним из которых был Самуил (судил праведно), но состарился и поставил своих сыновей, которые судили неправедно, за взятки. И пришли к Самуилу люди и просили дать им царя. Он объяснил им смысл царя, т.е. кто он такой и в чём его функции. Первый царь израильский – Саул, но он принёс жертвы, и стал неугоден Богу. Второй царь израильский – Давид, но он совершил два греха – любовь к женщинам (было много жён и наложниц), непослушание. Третий царь – Соломон, который считается самым разумным царём. Далее идут характеристики израильских царей. Главная обязанность царя – сохранять веру, защищать свой народ, т.е. у правителя две обязанности, и в принципе власть царя ничем не ограничена. В Новом Завете о царской власти говориться мало, но это касается лишь Евангелие, а в Посланиях Апостолов было много всего о царской власти. После распространения христианства единственным императором был Римский император. После падения Рима, единственным христианским императором стал Византийский император. После падения Константинополя, единственным христианским императором стал Московский правитель. Нестор Искандер «Повесть о взятии Константинополя», который описал взятие турками Константинополя. В повести также говорится, что Святой Дух уходит из Константинополя. Практически одновременно с падением Константинополя, на Руси происходит некоторое усиление Тверского княжества, из-за того, что в Москве началась междоусобная война. В Твери в это время правит Борис Александрович, ему посвящено произведение «Смиренного инока Фомы, слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче». Следующее русское произведение «Послание на Угру Архиепископа Вассиана». Далее в конце XV века появляется ещё одно сочинение «Сказание о Дракуле воеводе». Следующее сочинение – это сочинение Иосифа Волоцкого, в котором он пишет послание князю, наставляя на путь истинный, и даёт советы, как должен поступать правитель с подданными. Иосиф пишет великому князю, о том, что каждый правитель должен отвечать перед Богом за своих холопов. Царь естественно подобен простым людям, но властью подобен Богу, т.е. является наместником Бога на земле. Старец Филофей Псковский, который сформулировал теорию «Москва – Третий Рим». Эта теория сформулирована в нескольких строчках, он называет Василия III великим православным царём, говорит о том, что все православные царства сошлись в царстве Московском. Существовало представление, что мировая история имеет точку начала (Сотворение мира) и движется, а затем будет конечная точка, т.е. история закончится в определённой точке. А после будет новый мир, и не будет времени. Встаёт вопрос, сколько будет существовать человеческий мир. Пришли к выводу, что мир будет существовать 7000 лет, и на Руси считали, что в 1492 году будет Конец Света, Второе пришествие Христа и Страшный Суд. Следующее произведение Спиридон Савва «Сказание о князьях владимирских». Сочинение Ивана Семёновича Пересветова «Большая челобитная», он пишет, что царь должен быть Грозным, и основная опора царя – это воины, о которых он должен больше всего заботиться, а основные его враги – это вельможи. Дело в том, что настоящему царю всегда свойственна воинская должность, а вельможи и богатеи бояться войны, ибо у них много богатств, и они не хотят погибнуть на войне. И таким образом, с вельможами надо поступать так же как с еретиками, т.е. жечь, так как они думают только о своём богатстве, думают только о себе, угнетают население. Пересветов описывает последние годы Византийской империи и о последнем императоре Константине XI, который дал власть аристократам, а те, не хотели воевать с турками, разорили государство и пришли турки. Пересветов пишет, что Бог отвернулся от греков по множеству грехов их и стал помогать туркам, потому что, что турецкий султан ввёл правые законы («Великую правду») в своём государстве. Как пишет Пересветов, что в каком государстве есть законы, то эта страна не разгневает Бога. Митрополит Афанасий написал произведение «Степенная книга», названа так, по числу ступеней – 17. Россия идёт по ступеням, и доходит до 17 степеней (время правление Ивана Грозного). Иными словами, Российское государство должно завершить ход мировой истории, а правление Ивана Грозного должно завершить ход русской истории. Следующее произведение «Никоновская летопись», в которой описывается истории России с древнейших времён до времени правления Ивана Грозного. Сочинение «Домострой» - наставление о том, как должен жить православный человек, а также говориться, что государство – это одна большая семья, власть государя столь же велика над всеми, как власть Бога. Следующее сочинение «Казанская история», в котором описывается взятие Казани, основной герой – Иван IV. Царь отвечает за людей перед Богом, и отвечает за них на Страшном Суде и на земле никто не может спрашивать ответа. Иван IV был не только замечательным правителем, но и писателем. Самое яркое произведение «Переписка Ивана IV с Андреем Курбским». Курбский пишет послание Ивану Грозному, в котором рассказывает о том, почему он сбежал в Литву. Иван IV даёт ответ Курбскому. В самом начале царь объясняет, что власть его от князя Владимира и Курбский восстал против самого Господа, так как тот, кто не повинуется царю, тот не повинуется Богу. Царь Иван пишет, что можно выступать против власти, если правитель отрёкся от веры. Иван Грозный пишет о том, что государь ответственен не только за себя, но и за своих подданных перед Богом. «Послание Ивана Грозного к Стефану Баторию» - ещё одно произведение Ивана Грозного. Иван Грозный остался в народной памяти жестоким, суровым, но положительным и справедливым правителем.

Купеческие объединения XIV-XVII вв. В XIV-XVI веках торговые предприниматели, имевшие лавки на городском торгу («ряда»), объединялись в самоуправляемые организации, члены которых назывались «рядовичами». Они сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров, их центром была патрональная церковь, нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Гость — название крупных купцов до введения купеческих гильдий, иноземный купец, впервые упоминаются в договорах князей Олега и Игоря с греками. Упоминание о гостях существует также в Повести временных лет в связи с захватом Киева Олегом в 882 году. Гости имели право торговать с другими городами и странами, они вели только оптовую торговлю. Ввозимые товары складировались на особых дворах (Гостиный двор). До XVII века новгородское купечество делилось на пять групп, именовавшихся по названиям городских концов (районов): Неревский, Людин (Гончарский), Славенский, Загородский, Плотницкий. Затем новгородское купечество разделилось на четыре класса: гости, именитые, ремесленники и смерд. При Иване Грозном унифицируется денежная система и система мер и весов, новые меры позволили пресечь злоупотребление торговцев. Единой единицей налогообложения становится большая московская соха, т.е. земля определённой площади, в разных районах она была различной, часто определялась на глаз. С середины XVI века стали определятся чётко установленные меры земельной площади. Вводилось три категории: добрая, средняя, худая земля. В поместьях дворян большая московская земля равна 800 четвертей доброй земли, 1000 четвертей средней земли и 1200 худой земли. XVI век – это постоянные войны, что приводило к усилению налогового бремени. Ливонская война сопровождалась большим кризисом, государственные подати увеличивались в 16 раз (в первой половине XVI века), а затем в 6 раз (во второй половине XVI века). В 1584 году монастыри лишаются торговых льгот, впрочем, сохраняется большое количество внутренних пошлин и это приводит к повышению цен на товары и не стимулирует развитие торговли. При Иване Грозном государство пользуется монополией на тот или иной товар (пенька, икра, хлеб и иные товары), категорически запрещался вывоз из России драгоценного металла. Казна скупала по своим произвольным ценам некоторые товары – пушнин, воск, мёд и т.д. Иностранные купцы скупали жемчуг, драгоценности и т.д. Ещё одна тенденция – искусственная концентрация крупного капитала в Москве (депортация торгово-ремесленного населения). После утраты независимости Новгорода начались депортации новгородцев в Москву, так в 80-х годах XV века были переселено около 8 тысяч человек. Расселили их в разных местах: в Москве, во Владимире-на-Клязьме и в других городах, а москвичей переселили в Новгородскую землю. Большинство учёных оценивали позитивно эти переселения, так как они способствовали усилению торговых связей, в то же время, в историографии имеется и другая точка зрения, в соответствии с которой политика переселения нарушила торговые связи (новгородцы, переселённые в Москву и в другие города, не смогли поднять капитал, а переселенцы из Смоленска даже выиграли). Политика Ивана Грозного отличалась особой жестокостью (опричнина), из многих городов страны люди были насильно переселены в Москву. Если политика Ивана III и Василия III объясняются мотивами, совсем другие переселения у Ивана IV, т.к. они нанесли огромный урон торговле и ремеслу. Более того, последствия, оформленные группой привилегированного купечества была служба государству. Представляется, что всё это оказало отрицательное влияние на российских предпринимателей, формировало у них чувство зависимости от государства и недоверия к государству. Тогда происходили замены натурального хозяйства на товарное, возникает рынок, который носит местный характер, но одновременно образуется более широкий, ещё не национальный, но межобластной рынок. В XVI веке увеличивается число ремесленных специальностей. В крупных городах известно около 200 видов ремёсел, но процесс оформления цехов и корпораций отсутствовал. Возникают региональные ремесленные центры, которые связаны с сырьевыми базами (Новгород и Серпухов – обработка металла, Калуга и Тверь – деревообработка, Можайск – сукна и шерсть, Смоленск – производство холста, Москва – оружейное и художественное ремесло). Но высокого уровня специализации не происходит. Специализация растёт, но специалисты не достигают высокого уровня мастерства. Наиболее ярко предпринимательские черты проявились в организации солеварения (побережья Каспийского моря, низовья Волги). Крупнейшими производителями соли были монастыри, самым крупным был Соловецкий монастырь (игумен – Филипп Колычев). XVI век – это быстрый рост числа городов страны, меняется правовое положение города, теперь они из бывших удельных владений города превращаются в государевы посады. Огромную роль играет Москва, где концентрируются капиталы, ремесленники, торговцы и другие. Судя по всему, к концу XVI века Москва – это самый большой город в Европе (городское сообщество составляли сельские жители, ратные люди). Растут масштабы внутренней торговли, увеличивается число торговых заведений, лавок и т.д. Даже Ливонская война и опричнина не могли сказаться на состоянии рынка, самые ходовые товары – хлеб и соль. Внешняя торговля всегда предоставляла огромные возможности для обеспечения, ситуация меняется в торговле с Западом. Традиционно Россия торговала через посредников (Литву, Польшу, Швецию и т.д.), но теперь центрами торговли с Западом является Белое море, где устанавливается непосредственный контакт России с Европой. В 1555 году было создано акционерное общество «Московская кампания», которому были предоставлены огромные права, вплоть до беспошлинной торговли во всех русских городах, и они могли отвечать за торговлю только перед государем. Главным предметом экспорта России – мёд, воск, сукно, кожа, пушнина, пенька. Главными соперниками англичан в торговле с Россией стали голландцы, с 1565 года голландцы высадились в Коле, и действовали как отдельные купцы или товарищи. От этой конкуренции Россия выиграла, хотя английские коммерсанты просились прекратить выдачу особых льгот для голландцев. С тех пор стали наращивать торговый объём с Европой, Фёдор Иоаннович и Борис Годунов сохранили привилегии для англичан. Конкуренция способствовала росту русской международной торговли, на юге центром торговли с Востоком становится Астрахань, на Северо-Западе контакты ведёт Новгород и Нарва, на Севере контакты ведут Архангельск и Мурманск. Строгановы - Аника Федорович продолжил и развил солеваренное дело, доставшееся ему от отца, занимался торговлей с иностранными купцами (скупает у них заморские товары и с выгодой перепродает их). Большая роль - торговля Строгановых с народами Урала и Приуралья, отсюда активное освоение русскими людьми Урала и Сибири.

 

Иван III и завершающий этап объединения русских земель вокруг Москвы. Освобождения Руси от вассальной зависимости от Золотой Орды. Предпосылки создания централизованного государства. Формирование сословной системы организации общества. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Иван III Васильевич (известен также как Иван Великий; 22 января 1440 г.—27 октября 1505 г.) — великий князь московский с 1462 по 1505 год, сын московского великого князя Василия II Васильевича Тёмного. Нелёгкое детство пришлось на годы так называемой «феодальной войны», повзрослев князь сделал немало важных выводов:

1. «Взяв власть, надо держать её крепко», т.е. не позволять покушаться кому-либо на власть великого князя.

2. Власть должна быть поддержана народом и церковью.

В последующие годы княжич Иван становится соправителем отца. На монетах Московского государства появляется надпись «осподари всея Руси», сам он, так же, как и отец его, Василий, носит титул «великий князь». В течение двух лет княжич в качестве удельного князя управляет Переславлем-Залесским, одним из ключевых городов Московского государства. Важную роль в воспитании наследника престола играют военные походы, где он является номинальным командующим. Так, в 1455 году Иван вместе с опытным воеводой Фёдором Басенком совершает победоносный поход против вторгшихся в пределы Руси татар. В августе 1460 года он возглавляет войско Великого княжества Московского, закрывающее путь на Москву вторгшимся в пределы Руси и осадившим Переяславль-Рязанский татарам хана Ахмата. После смерти в 1462 году Василия Васильевича согласно завещанию Иван становится Великим князем Московским. 1) Покорение Новгорода. В Новгороде две партии: промосковская и пролитовская, победила пролитовская (Марфа Борецкая), присоединилась к Литве ради сохранения новгородской вольности. Антимосковской партии удалось одержать во внутриполитической борьбе крупный успех: в Литву было отправлено посольство, после возвращения которого был составлен проект договора с великим князем Казимиром. По этому соглашению, Новгород, признавая власть великого литовского князя, тем не менее сохранял в неприкосновенности своё государственное устройство; Литва же обязывалась помочь в борьбе с Московским княжеством. Столкновение с Иваном III стало неизбежным. Иван Васильевич в 1471 году организовал против Новгорода поход и разбил новгородское войско у реки Шелони. По миру Новгород отказался от союза с Литвой, признавал себя вотчиной Москвы и передавал Ивану судебную власть. Но потом Новгород отказался признать судебную власть Москвы, что привело ко второму походу 1477-1478 гг., после которого республика была окончательно присоединена к Москве. Началось переселение новгородского боярства в Москву, переделы земли, наказание вечевого колокола. В 1485 г. Иван Васильевич присоединил Тверь и Тулу. Пскову оставил свободу, т.к. тот помог ему в войне с Новгородом, но псковского князя назначал московский князь (Псковское княжество ликвидировано в 1510 г.).

2) Освобождение от ига. Отношения с Ордой, и без того бывшие напряжёнными, к началу 1470-х годов окончательно испортились. Орда продолжала распадаться; на территории прежней Золотой орды, помимо непосредственного преемника («Большой Орды»), образовались также Астраханская, Казанская, Крымская, Ногайская и Сибирская Орды. В 1472 году хан Большой Орды Ахмат начал поход на Русь. У Тарусы татары встретили многочисленное русское войско. Все попытки ордынцев переправиться через Оку были отбиты. Ордынскому войску удалось сжечь город Алексин, однако поход в целом окончился провалом. Вскоре (в том же 1472 или в 1476 году) Иван III прекратил уплату дани хану Большой Орды, что неминуемо должно было привести к новому столкновению. Однако до 1480 года Ахмат был занят борьбой с Крымским ханством. Так или иначе, летом 1480 года хан Ахмат двинулся на Русь. Ситуация для Московского государства осложнялась ухудшением отношений с западными соседями. Литовский великий князь Казимир вошёл в союз с Ахматом и мог напасть в любой момент, а расстояние от принадлежавшей Литве Вязьмы до Москвы литовское войско могло преодолеть за несколько дней. Войска Ливонского ордена напали на Псков. Ещё одним ударом для великого князя Ивана стал мятеж родных братьев: удельные князья Борис и Андрей Большой, недовольные притеснениями великого князя (так, в нарушение обычаев, Иван III после смерти брата Юрия забрал весь его удел себе, не поделился с братьями богатой добычей, взятой в Новгороде, а также нарушил старинное право отъезда дворян, приказав схватить князя Оболенского, отъехавшего от великого князя к его брату Борису) вместе со всем своим двором и дружинами отъехали к литовской границе и вступили в переговоры с Казимиром. И хотя в результате активных переговоров с братьями, в результате торгов и обещаний, Ивану III удалось предотвратить их выступление против него, угроза повторения гражданской войны не оставила Великое княжество Московское.

Выяснив, что хан Ахмат двигается к границе Великого княжества Московского, Иван III, собрав войска, также направился на юг, к реке Оке. На помощь великокняжескому войску пришли также войска тверского великого князя. В течение двух месяцев готовая к бою армия ждала противника, однако хан Ахмат, также готовый к бою, не начинал наступательных действий. Наконец, в сентябре 1480 года хан Ахмат переправился через Оку южнее Калуги и направился по литовской территории к реке Угре — границе между московскими и литовскими владениями. 30 сентября Иван III оставил войска и выехал в Москву, дав распоряжение войскам под формальным командованием наследника, Ивана Молодого, при котором также состоял его дядя, удельный князь Андрей Васильевич Меньшой, двинуться в направлении реки Угры. Одновременно князь приказал сжечь Каширу. Источники упоминают о колебаниях великого князя; в одной из летописей даже отмечается, что Иван запаниковал: «ужас наиде на нь, и въсхоте бежати от брега, а свою великую княгиню Римлянку и казну с нею посла на Белоозеро». Также в качестве одной из мер по подготовке ко вторжению татар великий князь приказал сжечь московский посад. При посредничестве матери были проведены активные переговоры с мятежными братьями, закончившиеся восстановлением отношений. 3 октября великий князь выехал из Москвы в войска, однако, не доехав до них, расположился в городке Кременец в 60 верстах от устья Угры, где и дождался подхода отрядов прекративших мятеж братьев — Андрея Большого и Бориса Волоцкого. Тем временем на Угре начались ожесточённые столкновения. Попытки ордынцев переправиться через реку были успешно отбиты русскими войсками. Вскоре Иван III отправил к хану посла Ивана Товаркова с богатыми дарами, прося его отступить прочь и «улус» его не разорять. Хан потребовал личного присутствия князя, однако тот ехать к нему отказался; также князь отказался от предложения хана послать к нему сына, брата или известного своей щедростью посла Никифора Басенкова (ранее часто ездившего в Орду). 26 октября 1480 года река Угра замёрзла. Русская армия, собравшись вместе, отошла к городу Кременцу, затем к Боровску. 11 ноября хан Ахмат отдал приказ отступить. Небольшой татарский отряд сумел разорить ряд русских волостей под Алексиным, но после того, как в его направлении были отправлены русские войска, также отошёл в степь. Отказ Ахмата от преследования русских войск объясняется неподготовленностью ханского войска к ведению войны в условиях суровой зимы — как сообщает летопись, «бяху бо татарове нагы и босы, ободралися». Кроме того, стало совершенно ясно, что король Казимир не собирается выполнять своих союзнических обязательств по отношению к Ахмату. Помимо отражения нападения союзных Ивану III крымских войск, Литва была занята решением внутренних проблем. «Стояние на Угре» завершилось фактической победой Русского государства, получившего желанную независимость. Хан же Ахмат вскоре был убит; после его смерти в Орде разгорелась междоусобица.

3) 1497 г. – Судебник Ивана 3. Объединение прежде раздробленных русских земель в единое государство настоятельно требовало помимо политического единства создать также единство правовой системы. В сентябре 1497 года в действие был введён Судебник — единый законодательный кодекс. Относительно того, кто мог быть составителем Судебника, точных данных нет. Господствовавшее в течение долгого времени мнение о том, что его автором был Владимир Гусев (восходящее к Карамзину), в современной историографии рассматривается как следствие ошибочной интерпретации испорченного летописного текста. По мнению Я.С. Лурье и Л.В. Черепнина, здесь мы имеем дело со смешением в тексте двух разных известий — о введении Судебника и о казни Гусева. В качестве известных нам источников норм права, отражённых в Судебнике, обычно называют следующие памятники древнерусского законодательства:

· Русская Правда

· Уставные грамоты (Двинская и Белозерская)

· Псковская судная грамота

· Ряд указов и распоряжений московских князей.

· Вместе с тем, часть текста Судебника составляют нормы, не имеющие аналогов в предшествующем законодательстве.

Круг вопросов, отражённых в этом первом за долгое время обобщающем законодательном акте, весьма широк: это и установление единых для всей страны норм судопроизводства, и нормы уголовного права, и установления гражданского права. Одной из наиболее важных статей Судебника стала статья 57 — «О христьянском отказе», вводившая единый для всего Российского государства срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому — за неделю до и неделей после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября). В ряде статей затрагивались вопросы землевладения. Значительную часть текста памятника занимали статьи о юридическом статусе холопов. Создание в 1497 году общерусского Судебника стало важным событием в истории законодательства России. Стоит отметить, что подобного единого кодекса не существовало даже в некоторых государствах Европы (в частности, в Англии и во Франции). Перевод ряда статей был включён С. Герберштейном в его труд «Записки о Московии». Издание Судебника явилось важной мерой укрепления политического единства страны путём унификации законодательства.

4) Собирание русских земель. Став великим князем, Иван III начал свою внешнеполитическую деятельность с подтверждения прежних договоров с соседними князьями и общего усиления позиций. Так, были заключены договоры с Тверским и Белозерским княжествами; на престол Рязанского княжества был посажен князь Василий Иванович, женатый на сестре Ивана III. Начиная с 1470-х годов деятельность, направленная на присоединение остальных русских княжеств, резко усиливается. Первым становится Ярославское княжество, которое окончательно теряет остатки самостоятельности в 1471 году, после смерти князя Александра Фёдоровича. Наследник последнего ярославского князя, князь Даниил Пенко, перешёл на службу Ивана III и позже получил чин боярина. В 1472 году умер князь дмитровский Юрий Васильевич, брат Ивана. Дмитровское княжество перешло к великому князю; однако против этого выступили остальные братья умершего князя Юрия. Назревавший конфликт удалось замять не без помощи вдовы Василия, Марии Ярославны, сделавшей всё, чтобы погасить ссору между детьми. В итоге часть земель Юрия получили и меньшие братья. В 1474 году пришла очередь Ростовского княжества. Фактически оно входило в состав Московского княжества и раньше: великий князь являлся совладельцем Ростова. Теперь же ростовские князья продали в казну «свою половину» княжества, окончательно превратившись, таким образом, в служилую знать. Великий князь передал полученное в состав удела своей матери.

Итоги правления. Главным итогом правления Ивана III стало объединение вокруг Москвы большей части русских земель. В состав России вошли: Новгородская земля, долгое время бывшее соперником Московского княжества Тверское княжество, а также Ярославское, Ростовское, и частично Рязанское княжества. Остались независимы лишь Псковское и Рязанское княжества, однако и они не были полностью самостоятельны. После успешных войн с Великим княжеством Литовским в состав Московского государства вошли Новгород-Северский, Чернигов, Брянск и ещё ряд городов (составлявших до войны около трети территории Великого княжества Литовского); умирая, Иван III передал своему преемнику в несколько раз бо́ льшие земли, чем принял сам. Кроме того, именно при великом князе Иване III Российское государство становится полностью независимым: в результате «стояния на Угре» власть ордынского хана над Русью, длившаяся с 1243 года, полностью прекращается. Годы правления Ивана III также ознаменовались успехами во внутренней политике. В ходе проведённых реформ был принят свод законов страны — «Судебник» 1497 года. В это же время закладываются основы приказной системы управления, а также появляется поместная система. Были продолжены централизация страны и ликвидация раздробленности; правительство вело достаточно жёсткую борьбу с сепаратизмом удельных князей. Эпоха правления Ивана III стала временем культурного подъёма. Возведение новых зданий (в частности, московского Успенского собора), расцвет летописания, появление новых идей — всё это свидетельствует о значительных успехах в области культуры. В целом, можно сказать, что правление Ивана III Васильевича было чрезвычайно успешным, а распространённое в науке и публицистике прозвище великого князя — «Великий» — как нельзя лучше характеризует масштаб деяний этого незаурядного политического деятеля эпохи складывания единого Российского государства.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.