Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое, политическое и социальное развитие Руси в XI-XIII веках.






Основа экономической жизни – сельское хозяйство. Появляется плуг, совершенствуется, но он не вытеснил ни сохи, ни мотыги. Однако появление плуга свидетельствовало о развитии земледелия. В XI-XIII веках увеличивается число сельскохозяйственных культур, что подтверждается археологическими раскопками: овёс, рожь, просо, конопля, гречиха, ячмень, горох, чечевица, пшеница. Постепенно переложная система вытеснена двупольем, некоторые исследователи полагают, что в XII веке появилось трехполье. Всё это увеличивает количество продуктов питания, начинает быстрыми темпами развиваться ремесло. Возникает специализация ремесленного дела, ремесло отделяется от с\х, оно переживает период расцвета. Б.А. Рыбаков полагал, что существовало 64 ремесла, но это число приуменьшено. Н.М. Тихомиров полагал, что число, данное преувеличено. Происходит рост производства, рассчитывается на массовый сбыт. Появляется специализация мастерских по производству, активное развитие военного ремесла: мечи, щиты, кольчуги, луки, стрелы, колчаны. Появляются новые города: Углич, Коломыя, Перемышль (на северо-востоке), Старая Русса (на северо-западе). Развивалась внутренняя и внешняя торговля (торговля с Византией, странами Востока и Западной Европы). Ввозили оружие, художественные и ремесленные изделия, драгоценные камни, стекло, вино, церковную утварь (после принятия христианства), пряности и другое. Вывозили мёд, меха, воск, рабов. Центрами торговли были города, значительными городами были Киев, Новгород, Переяславль-Южный, Рязань, Смоленск, Полоцк, Владимир, Владимир-на-Клязьме. Города имели оборонительные крепости – кремли и возникали изначально как политические, военные, торговые и религиозные центры. Во второй половине XI-XIII веков знатные мужи и князья заводят сёла (Ольжиче, Мутутино – принадлежали Ольге). В сёлах жили свободные люди и рабы, которые занимались промыслами и охотой. В XIII веке земледельческая отрасль не претерпела никаких изменений. Население, где правил князь, обязано было кормить его хлебом и другими продуктами. Среди землевладения, выделяют боярское землевладение. По словам Б.Д. Грекова: «основной собственностью была земельная собственность». Собственность нередко передавали монастырям, сёла были заселённые и незаселённые. Позднее в XIV-XV веке их называли «сёлами земли». Древнерусские знатные люди жили за счёт грабежа во время войн, судебных и торговых пошлин, кормлений, дани с покорённых племён. Князь делился своими правами управления с боярами и духовными лицами. Изначально, после Крещения Руси церкви шла 10 % от дани, эту практику ввёл Владимир Святославич. Оценивая в целом, богатства древнерусской знати стоит признать непервостепенность главного богатства только земельного. В современной исторической литературе говорится о насильственном захвате плодородных земель. Обращаясь к Руси XI-XIII веков надо сказать, что было много неосвоенной земли. Княжеское землевладение связано с присоединением ничейных земель, богатых лесных угодьях. На основании фактов, которыми мы располагаем, можно сделать вывод о том, что заимки и купли земель стали первоначальными и основными способами складывания княжеского землевладения. У населения земли не отбирали, т.к. люди были вооружены и организованы по-военному, для этого у верхушки власти не было сил. Социальный статус людей, работавших в вотчинах:

1) Челядь (о ней в летописях упоминается раньше всех) – в древнерусском понятии – это рабы. Рабов могли украсть, продать на международном рынке. Челядь – это рабы-пленники, поэтому источник так рано говорит о них. В XI веке положение челяди не изменяется, в «Русской Правде» - это вещь, которая принадлежит хозяину. В XII веке челядь также выступает в качестве рабов-пленников. Б.А. Рыбаков полагал, что челядь – это всё работающее население Руси.

2) Холопы (рабы местного происхождения, появились в летописях в конце X-начале XI веков) – в древнерусском понятии – это местное (туземное) рабство. Существует несколько типов холопства:

а) Самопродажа в холопы (человек продавал себя, свою свободу, так как не мог существовать и поэтому вынужден батрачить на богатого человека).

б) Мужи, бравшие в жёны рабыню, должны были согласовать моменты свадьбы с хозяином и составить договор. Если договора нет, то жених автоматически становился холопом.

в) Поступление в тиуны (ключники) – управители господского (княжеского) дома.

г) Холопами могли стать разорившиеся купцы.

В отличие от челяди (полностью бесправные рабы) холопы имели определённые права: имели семью, могли выступать в качестве послухов в суде, т.е. пользовались юридической и экономической дееспособностью.

3) Смерды (очень загадочная категория населения) – в древнерусском понятии – это покорённые и обложенные данью племена (например, финно-угорские племена). Есть категория внешних смердов (жили за пределами Руси и платили дань) и категория внутренних смердов (переселенцы, которые находились под властью князя). Вскоре появились монастырские и частновладельческие смерды.

4) Изгои (появились при распаде родоплеменного строя) – появляются в «Русской Правде», изгои – люди бедные, которые вынуждены были идти работать на богатого господина (свободные изгои). Изгои могли выкупиться из рабства, но всё же зависели от своего господина (зависимые изгои), например, холоп, выкупившийся из рабства.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.