Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение состава Российской Федерации и наименований субъектов Российской Федерации






Статья 137 Конституции РФ закрепляет положения, являю­щиеся весьма важными для федеративного устройства. Речь идет о возможности конституционного преобразования краев и облас­тей в республики или автономного округа в область, об образова­нии на территории двух-трех субъектов РФ нового субъекта РФ, о разделе одного субъекта РФ на два, о принятии в состав РФ ка­кого-либо из соседних государств или просто об изменении на­именований нынешних субъектов РФ.

Напомним, что ст. 65 Конституции РФ содержит перечисле­ние всех субъектов РФ и устанавливает, что принятие в Россий­скую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осу­ществляются федеральным конституционным законом. Изменить эту статью — значит затронуть один из самых чувствительных нервов российского федерализма, связанный с гарантиями кон­ституционно-правового статуса субъектов Федерации. Поэтому ч. 1 ст. 137 Конституции РФ вводит особый порядок изменения ст. 65, устанавливая, что она может быть изменена только феде­ральным конституционным законом и только в следующих слу­чаях:

• принятия в Российскую Федерацию и образования в ее со­ставе нового субъекта РФ;

• изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ. Часть 2 ст. 137 связана с изменением наименования республи­ки, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа. В этом случае новое наименова­ние подлежит включению в ст. 65 Конституции РФ. Но каким органом и каким правовым актом осуществляется изменение ст. 65, Конституция РФ не отвечает на этот вопрос, что породило запрос Государственной Думы о толковании этой конституцион­ной нормы в Конституционный Суд РФ. Конституционный Суд РФ при рассмотрении дела учитывал, что предусмотренный ч. 2 ст. 137 упрощенный порядок включения в ст. 65 нового на­именования субъекта РФ допустим только в тех случаях, если пе­реименование не связано с возможными отступлениями от смыс­ла иных конституционных норм и потому не требует применения процедур, перечисленных в ст. 135, 136 и 137 (ч. 1) Конститу­ции РФ.

Указами Президента РФ в текст Конституции РФ был введен ряд новых наименований: Республика Ингушетия (вместо Ин­гушская Республика), Республика Северная Осетия — Алания (вместо Республика Северная Осетия) и др.

Разумеется, изменение наименования субъекта РФ может быть совсем не формальным делом, а связано с принципиальным изменением конституционно-правового статуса и даже затронуть основы конституционного строя РФ, права и свободы граждан. Конституционный Суд РФ в этой связи отметил, что новое на­именование субъекта РФ, подлежащее включению в ст. 65 Кон­ституции РФ в упрощенном порядке, не может затрагивать осно­вы конституционного строя, права и свободы человека и гражда­нина, интересы других субъектов РФ в целом и интересы других государств, а также предполагать изменение состава Российской Федерации или конституционно-правового статуса ее субъекта. В частности, оно не должно содержать указания на иную форму правления, чем предусмотренная Конституцией РФ, затрагивать ее государственную целостность, подразумевать или иницииро­вать какие-либо территориальные претензии, противоречить светскому характеру государства и принципу отделения церкви от государства, ущемлять свободу совести, включать противоре­чащие Конституции РФ идеологические и иные общественно-политические оценки, игнорировать исторические или этниче­ские традиции.

С рассмотренными выводами связано понимание роли Прези­дента РФ в оформлении решений об изменении наименования субъекта РФ. Из того, что он является главой государства и га­рантом Конституции РФ, вытекает его обязанность обеспечивать включение в конституционный текст поправок и изменений по­средством официального опубликования актов, принятых в по­рядке ст. 136 и 137 Конституции РФ. Президент РФ не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений — он обя­зан обнародовать (промульгировать) их.

В соответствии с этими соображениями Конституционный Суд РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. установил: изменения наименования республики, края, области, города федерального зна­чения, автономной области, автономного округа в соответствии с ч. 2 ст. 137 Конституции РФ включаются в текст ст. 65 Конституции РФ указом Президента на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент использу­ет полномочия, предусмотренные ч. 1 ст. 85 Конституции РФ.

Не является изменением наименования субъекта РФ в смысле ч. 2 ст. 137 Конституции РФ и, следовательно, не может быть произ­ведено в указанном порядке такое переименование, которое затраги­вает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, Российской Федерации в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава Российской Федерации или конституционно-пра­вового статуса ее субъекта.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.