Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие православного христианства Русью и его последствия. Христианство и язычество. Византийско-древнерусские связи.






Принятие христианства и Крещение Руси. В 988 г. произошло важнейшее для истории России событие – Крещение Руси. Русь перестала быть языческой страной и стала православной. Но история русского христианства начинается значительно раньше: 1 точка зрения – Б.В. Греков считает, что в середине I тысячелетия н.э., однако подтверждений его гипотезы нет. 2 точка зрения – в начале IX века, что подтверждает житие Стефана Суложского – в нем говорится о походе новгородского князя на Византию. Русские воины проникли в церковь и начали ее грабить. Русский князь начал биться в конвульсиях, пока всё награбленное не сложили на место. Затем князь пришел в чувство, после этого князь и его бояре крестились. Но этому тексту также нельзя слепо доверять – возможно, это всего лишь линия удревления христианства. Также имеется восточный источник – Ибн Хардагпих говорит, что руссы приходят на верблюдах и выдают себя за христиан. Существует версия, что в 867 году крестились Аскольд и Дир. Миссионеров греки посылали к восточным славянам, произошло так называемое Фотиево крещение. Таким образом, мы видим, что в конце IX-начале X веках среди русских не было христиан. В договоре с греками 907 года, 911 года мы видим, что все русские воины клянутся именем Перуна и Велеса, т.е. все язычники. Однако во второй половине IX века в послании Константинопольского патриарха говорится, что русское племя приняло христианство. Наличие христиан среди киевлян, соборной церкви святого Илии в Киеве, - всё это говорит нам о наличии признаков раннего христианства на Руси. В договоре Игоря 944 г. – одни приносили клятву по-христиански, другие – по-язычески. После этого о руссах-христианах заговорили и арабские источники. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что христианство на Руси появилось сравнительно поздно, не ранее договора Игоря с греками 944 года. Новая вера повлияла на развитие торговли, христианство принимали купцы, воины, служившие в византийской армии. Именно о таких воинах рассказывает нам Константин Багрянородный. Многие исследователи полагают, что никаких других побуждений, кроме торговли с Византией и службы в ней не было. Однако есть и другие точки зрения. К христианам относились насмешливо, но не враждебно (такая обстановка была и при Владимире). Это говорит о слабой почве. Сохранилась легенда о крещении княгини Ольги (955 г.). Ольга отправилась в 955 или в 957 гг. в Константинополь. Её великолепно приняли византийцы, император Константин Багрянородный влюбился в неё, но не смог на ней жениться, так как Ольга была язычницей. Она приняла крещение, крёстным отцом был сам император. После крещения Константин предложил Ольге выйти за него замуж, но не мог на ней жениться, так как был её крёстным отцом. После был приём, на котором Ольге задавали вопросы, о которых мы не знаем, потом был дан званый ужин. На этот ужин были приглашены послы, священники, дружинники, переводчик, торговые люди, люди Святослава. Существует византийский источник – история Скилицы, согласно которой Ольга приезжала в 957 году. Есть версия, что Ольга путешествовала в Византию, крестилась там в 944 году, и когда погиб Игорь, она заявила о себе как христианка. Так как по языческому обычаю жена побеждённого становилось женой или наложницей победителя. Возникает вопрос: где приняла крещение Ольга? У Константина Багрянородного, у Скилицы нет никаких сведений по этому вопросу. Шахматов, Голублинский полагали, что Ольга крестилась в Киеве. Татищев и Соловьёв полагали, что Ольга крестилась в Константинополе. Возникает ещё один вопрос: Ольга ездила в Константинополь как правительница или как частное лицо? Карамзин, Мавродин, Левченко полагали, что Ольга ездила в Константинополь как частное лицо. Рыбаков, Кузьмин полагали, что Ольга ездила в Константинополь как правительница. Сложен также вопрос о том, какие связи имела Ольга с германским королём Оттоном I? От немецкого короля был прислан священник Адельберт на Русь, но не преуспел в своём деле. Католический Рим всегда хотел ввести в сферу своего влияния Русь. Немцы также всегда стремились к союзу с Русью, проникали на территорию Руси. Всё, что связано с Ольгой очень мистично и загадочно, так как сохранилось слишком мало источников по истории Древней Руси.

Торговые отношения Руси с другими народами служили на пользу отечеству. Но не только потому, что русичи кормились от торговли, а кто-то даже богател от нее. Общаясь с более просвещенными для того времени греками и дунайскими болгарами, наши предки перенимали у них образованность и христианскую веру. В Х в. на Руси, а особенно в Киеве (там была православная церковь Святого Илии), было уже много христиан. Одной из первых крестилась мать Святослава княгиня Ольга. Сам Святослав креститься не хотел, мотивируя это тем, что его воины-язычники попросту будут над ним смеяться. Постепенно вера в языческих богов стала ослабевать, а число христиан на русской земле возрастало. Языческая реформа 980 г. Сдвиги в восточнославянском обществе привели к языческим реформам. Археологические находки свидетельствуют о том, что языческое капище с идолом Перуна первоначально располагалось в пределах городских укреплений, а затем оно перешло в место, доступное всем прибывающим в землю полян. Таким образом, Киев, будучи политической столицей, стал и религиозным центром. У славян отсутствовало понятие «главный бог», равный по значению Зевсу или Юпитеру, но в разные периоды эту функцию выполняли разные божества. До появления государства – Сварог, после 980 г. – Перун. Тогда же сооружается языческий пантеон из известных ранее божеств, так называемое «постановление кумиров» - идеологическая акция, с помощью которой киевский князь надеялся удержать власть над покоренными племенами. Но языческая реформа Владимира не принесла плодов, и было принято решение искать новую веру. Древнерусское язычество было настолько укоренено, что Древняя Русь и с принятием христианства в 988 г. являла собой языческое общество с формальным существованием в нем элементов христианской веры. Большинство языческих верований и обычаев продолжали соблюдаться и в последующее время, некоторые продолжают соблюдаться и сейчас. Князь Владимир, внук Ольги, положил конец язычеству – крестился сам и крестил весь народ русский. Летопись повествует об этом событии следующее: «Владимир вначале усердно служил языческим богам, приносил им жертвы и ставил идолов. Но, задумавшись, он пришел к выводу, что вера языческая не истинная. Тогда, решив переменить веру, он созвал к себе православных греков, католиков, евреев и магометан, каждый из которых, естественно, убеждал принять свою веру. Не решившись принять такое решение единолично, Владимир созвал совет старейшин, где было решено послать к каждому народу своего посланника, «дабы разведать, как они своему богу служат». Князь так и поступил. Посланники князя, возвратившись, «все веры хулили, одну греческую хвалили», говоря при этом: «как человек, вкусивши сладкого, не захочет горького, так и мы, познавши веру греческую, не хотим иной». Тогда Владимир и решил принять греческую веру. Более того, существует «Корсуньская легенда о крещении». В Византии взбунтовалась армия, во главе с Вардой Фокой и грекам понадобилась помощь русских в борьбе с мятежниками, взамен они обещали выполнить что угодно. Владимир потребовал себе в жёны императорскую сестру Анну. Греки согласились, при условии, что князь примет крещение. Полки Владимира разгромили Варду Фоку, но византийцы не выполнили своих обязательств. Тогда Владимир решил захватить главную военно-морскую и торговую базу Северного Причерноморья – Херсонез-Таврический (Корсунь). Некий муж корсунянин, под именем Анастас пустил стрелу, на которой было написано, что необходимо перекопать трубы колодцев. Жажда заставила горожан распахнуть ворота перед врагом, Корсунь была взята. Вскоре князь пошел войной на Грецию и осадил г. Корсунь (около нынешнего Севастополя). После его взятия Владимир пожелал жениться на царевне Анне, сестре двух правящих греческих братьев-императоров, но получил от них отказ. Ему было предложено принять православное крещение, и только тогда он получит в жены царевну. Приняв сделанное ему предложение, он и его бояре, бывшие тогда с ним, крестились в Корсуни. Женившись, князь с молодой женой возвратился в Киев, окрестил всех своих сыновей, истребил идолов и жертвенники. На Русь вместе с князем Владимиром прибыли и греческие священники, они ходили по городам и проповедовали православие. Через какое-то время князь собрал народ на берегу Днепра. Народ вошел в воду (младенцев держали на руках). Находившиеся на берегу священники совершали святое таинство православного крещения. Так христианская вера была введена на территории Руси. Произошло событие, по рассказу летописи, в 988 году от Рождества Христова. После крещения жителей стольного града Киева были разосланы по всем городам проповедники, которые занимались проповедованием новой веры и строили церкви. Так началось распространение христианства по русской земле. Священники преимущественно были греками, но само богослужение осуществлялось на славянском языке. Это возможно было потому, что лет за сто до крещения киевлян греки Кирилл и Мефодий, являвшиеся братьями, составили славянскую азбуку и перевели многие греческие богослужебные книги на славянский язык. Вначале такие книги были у дунайских болгар, а от них уже попали к русичам. Последствия принятия христианства:

1. Укрепление княжеской власти и её авторитета, концепция «един Бог на Небе, един Государь на земле», всё это способствовало упрочнению восточнославянского суперсоюза и завершение объединения земель вокруг Киева.

2. Принятие христианства способствовало развитию образования на Руси. Князь Владимир захотел иметь священников из русских людей, поэтому он велел обучать детей при церквях славянской грамоте. Так благодаря православию на Руси зародилась грамотность. В правление сына Владимира – Ярослава, прозванного в народе Мудрым, произошло укрепление христианства на Руси. Происходило это постепенно. На севере русского государства находилось еще много язычников, которые неохотно принимали новую веру. Будучи усердным христианином, Ярослав стал посылать туда священников. Сам же он читал церковные книги, любил разговаривать с духовными лицами о вере, занимался повсеместно строительством церквей, организовывал при них школы. Нередко он лично проверял грамотность учащихся.

3. Принятие христианства сильно повлияло на древнерусскую культуру (развитие каменного и деревянного строительства, иконописи, литературы). Стала зарождаться новая русская культура. Греческая царевна Анна, прибыв в Киев, была неприятно удивлена бытом русского государя. Ей не понравилось ни само жилище князя, которое было бревенчатым, ни его убранство. По сравнению с той роскошью царского дворца в Греции, где она жила до замужества, все здесь ей показалось достаточно примитивным и варварским, не достойным государя. Поэтому она заводит новые порядки, влияя тем самым и на Владимира. Это касается всего, вплоть до одежды и посуды. Да и сам князь после крещения сильно переменился, став из сурового, а порой жестокого человека «добрым да ласковым», а к нищим щедрым. Устраивал христианские праздники, куда приходило множество разного народ, а кто не мог прийти по своей немощи, тому его слуги относили еду и питье на дом. За это его очень полюбил народ и прозвал Красным Солнышком. За введение христианства Владимир был причислен к лику святых в чине равноапостольного князя. Храм Святой Софии, возведенный при Ярославе, поистине является одной из жемчужин древнерусского строительства.

4. Строятся новые монастыри, храмы, развивается летописание, благодаря чему мы можем узнать наше прошлое. Постепенно возрастает число благочестивых христиан и происходит основание монастырей, где они могли молиться и поститься. Самый известнейший из них – Киево-Печерская лавра. Монастыри возводились в виде крепостей в отдаленных уединенных труднодоступных местах (как правило, в лесных чащобах). Во время вражеских набегов жители бежали туда и там прятались, а монахи в случае войны снимали с себя рясу, надевали доспехи и шли в бой.

5. С началом христианства на Руси произошли перемены в суде и законах. До его введения суд вершился по старинным законам, а после введения уже при Ярославе Мудром появилась «Русская правда» – первый письменный сборник законов, куда были занесены и старинные обычаи, и некоторые греческие законы, и княжеские постановления. Но по примеру Греции все светские судебные дела разбирались церковью, хотя она не имела никакого отношения к мирской жизни. Этот порядок судопроизводства пришел к русичам тоже из Греции вместе с христианством. Столица русского государства Киев в те времена становится одним из крупнейших и красивейших городов Европы. Возводятся каменные строения (церкви, монастыри и др.). Просвещение прочно закрепляется на Руси, переписываются богослужебные книги. Элита русского общества – князья и бояре становятся людьми грамотными, что повышает уровень их культуры. Это благотворно сказывается и на государстве в целом.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.