Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Также в историческом исследовании применяются общенаучные методы и специальные методы других гуманитарных наук.






Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации). При работе с источником мы решаем несколько задач:

1) Выявление источника.

2) Установление текста источника.

3) Установление происхождения источника (автор, время, место, цель составления).

4) Источниковедческий анализ (установление полноты сведений, достоверности, точности и политической направленности).

5) Источниковедческий синтез (выявление генеалогических связей источников).

Источник даёт представление о фактах. Задаётся вопрос: исторический источник сопоставим ли с историческим фактом? Исторический источник помогает в познании исторического факта? Проблема соотношения понятий подлинности, достоверности или исторической правды. Подлинность – действительное происхождение источника от автора, который подразумевается в тексте источника. Достоверность – необходимая степень соответствия между явлениями и их отображению в источнике (достоверность не историческая правда): некоторые отсеялись, некоторые износились, некоторые, особенно письменные, создают пробелы. Источниковед должен: освоить современные источники в системе коммуникации; попытаться расшифровать и оценить источник с точки зрения его современника; воспринять источник новым взглядом. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины:

1) Дипломатика

2) Летописьонология

3) Сфрагистика

4) Геральдика

5) Схизматика

 

6) Полиография

7) Метрология

8) Геогология

9) Топонимика

10) Ономастика

11) Археография

12) Архивоведение

 

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов. В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников:

1) Выделение категорий исторических источников по методам и формам отражения действительности:

- вещественные,

- письменные,

- изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

- фонические.

Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

2) Видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников. Так, источники периода феодализма можно разделить на:

1) Публично-правовые акты:

А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.

Б) договорно-законодательного вида - жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

В) судебно-процессуального вида – с XV в.

И т.п.

2) Частные акты:

А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.

Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.

3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

4) частные письма.

Летопись как исторический источник. Повесть временных лет (ПВЛ), местное летописание, общерусский летописный свод, летописание и другие исторические произведения, хронографы. Летописи – это самый важный источник по истории Древней Руси. На настоящее время известно более 200 списков летописей, многие сейчас опубликованы. Некоторые летописные своды писались отдельно. Принципы названия летописей:

1) По месту хранения (Ипатьевский монастырь, Кёнигсбергский университет).

2) По именам заказчиков, составителей, редакторов и переписчиков (Лаврентьевский свод, Никоновский свод).

3) По фамилии владельца (список Оболенского).

4) По центру летописания (Новгородская летопись, Московский свод).

Летопись – своды предшествующих текстов, включавшие в себя хроникальные события за год (погодные записи), документы (международные договоры, частные и публичные акты), слова, сказания (запись фольклорного материала). Каждый летописный свод рассматривается как самостоятельные, цельное литературное произведения. Летописание в Древней Руси – любое описание событий. Летописание в современности – летописная традиция, сложившаяся на определённой территории. В широком смысле слова под летописями понимают исторические сочинения, изложения в которых ведётся по годам, и сопровождаются годовыми, хронографическими, календарными и хронометрическими датами. По виду летопись относится к греческим хроникам и западным анналам. В узком смысле слова под летописанием понимают все дошедшие до нас тексты, сохранившиеся в одном или несколько сходных между собой спискам. Под летописями понимают также комплекс списков, объединяемых в одну редакцию. Предполагается, что в основе редакции лежит один древний текст – протограф. Летописание на Руси ведётся с XI до XVII веков. В XVI-XVII века появляются хронографы. История летописи в России началась с чтения и изречения в списках определённой редакции. Три человека, оставившие яркий след в истории русского летописания: Шлёцер, Бестужев-Рюмин, филолог-лингвист Шахматов. Он выявил все разночтения и общие места.

Исследовательская схема А.А.Шахматова:

1) Причины, побудившие создать новый свод и продолжить начатое ранее изложение.

2) Структура летописного повествования.

3) Отбор материала, подлежащего изложению.

4) Форма задачи материала.

5) Подбор источников, на которые опирался летописец.

ПВЛ – начальная летопись:

С древнейших времён до II десятилетия XII века (до 1110 года – Лаврентьевский свод, до 1180 года – Ипатьевский свод). Основные исследователи ПВЛ – Шахматов, Зиборов. ПВЛ в отдельном списке не существует. ПВЛ дошла до нас в двух редакциях (изводах): Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская редакция представлена в трёх списках: Лаврентьевский, Кёнигсбергский, Троицкий (1377 г.; XV век; XV век). Ипатьевская редакция представлена в двух редакциях: Хлебниковский и Ипатьевский (XIV век).

Источники начальной летописи:

1) Устные источники в составе ПВЛ.

2) Русские жития и сказания (житие Ольги и Владимира, житие Бориса и Глеба).

3) Иностранные источники в ПВЛ (греческие хронографы).

4) Апокрифическая литература (Иосиф Флавий «Иудейские войны», «Иудейские древности», «Толковая аллея».

5) Тексты договоров Руси с Византией (907 г., 911, г., 944 г., 971 г.)

Цель создания древнейших летописных текстов (дискуссионный вопрос):

1) Учреждение Киевской митрополии (1037 г. – появление протографов, древнейших сводов) – мнение А.А.Шахматова.

2) Гипотеза об эскотологических мотивах – мнение Данилевского.

Местное летописание XII-XIII веков:

1) Южнорусское летописание (источником служит Ипатьевская летопись XV века, Воскресенская летопись и другие) – Л.Н.Носоков – киевский великокняжеский свод 1200 года. Местные источники: Семейная хроника Ростиславичей, Киевский свод Святослава Всеволодовича, княжеский летописец Переяславля-Южного, Семейный летописец черниговского князя Владимира Осмомысла и его сыновей. Центры южнорусских традиций: Киевское летописание, летописание Переяславля-Южного, Галицко-Волынское летописание.

2) Летописание Северо-восточной Руси (источником служит Радзиевский список, Лаврентьевский список, Московский академический список). Центры летописания: Владимиро-Суздальское, Ростовское, Переяславское. В основе три Владимирских великих свода: 1117 г., 1193 г., 1212 г.

3) Новгородские летописание (источником служит синодальный список Новгородской первой летописи старшего извода, Новгородской первой летописи младшего извода). Источники летописания: Софийский владыческий свод 1096 года, Новый владыческий свод, Переработанный Софийский владыческий свод.

Законодательные источники XI-XVIII веков. Памятники законодательства как исторические источники и методы их изучения. Право – это совокупность государственных становлений и законов, регулирующих общественные отношения между людьми. Право – это система норм с целью охраны государственного строя. Большая часть древнерусского общества жила не по законам, а по традициям и обычаям, не нуждающихся в санкциях. Они не зафиксированы письменно, так как не имеют санкций. В обществе существовало стандартное поведение.

Памятники светского права. Первым памятником светского права была «Русская Правда» (на сегодняшний день существует более 100 списков), которая по своему содержанию делится на три редакции: Краткая, Пространная, Сокращённая. «Краткая Правда» (20-70-е гг. XI века) – кодекс норм прецедентного права. Все нормы «Краткой Правды» регламентировались в пределах княжеского хозяйства. Изначально, происходила от первоначального слова «рось» - дружинник, что означало своеобразный закон дружинника. В княжеско-дружинной среде обычай уже неприменим, нужны чёткие законы. «Краткая Правда» существует в двух списках, т.е. в 11 списках XVIII-XIX веков. По структуре и источникам «Краткую Правду» делят на «Правду Ярослава» (17 статей по Тихомирову) и «Правду Ярославичей». «Краткая Правда» носит составной характер, в неё входят «Покой вирны» - нормы прокорма сборщиков судебных платежей, «Урок мостника» - книга о мощении улиц. В основе «Краткой Правды» лежат библейские нормы (Ветхозаветные тексты), в ней впервые зафиксирован закон кровной мести. «Пространная Правда» (второе и третье десятилетие XII века) сохранилась в составе «Мерил праведных», кормчих книг, юридических сборников особого состава. «Пространная Правда» рассматривается как новгородское гражданское законодательство. Все списки «Пространной Правды» существуют в трёх изводах:

1. Синодально-Троицкий (конец XIII века).

2. Пушкинско-Археографический (первая, вторая половина XIII века).

3. Карамзинский список (начало XV).

«Сокращённая Правда» (конец XV века) сохранилась в двух списках XVII века. Появилась в Пермской земле, когда Пермь была присоединена к Московскому княжеству. Многие считают, что «Сокращённая Правда» - это короткий список «Краткой Правды». Тихомиров считает, что «Сокращённая Правда» предшествовала «Пространной Правде». С XV века «Русскую Правду» престают включать в юридические сборники.

Законодательные памятники XIV-XV веков. Вторым после «Русской правды» кодексом, считается «Псковская судная грамота» в двух списках: Воронцовский и Синодальный. Эта грамота вызывает много споров. Алексеев датирует её 1397 годом - первая редакция. 1409-1424 гг. – вторая редакция, после 1460 г. – третья редакция. Первая редакция включала в себя 50 статей, вторая редакция включала в себя 48 статей, третья редакция включала в себя 22 статьи. Псковская судная грамота носила общерусский характер. «Новгородская судная грамота» дошла до нас в списке 70-х гг. XV века. Грамота неоднократно редактировалась, включала в себя судебные дела и частные земельные тяжбы. Источником «Новгородской судной грамоты» является «Русская Правда».

Законодательные памятники конца XV-XVII веков. В этот период известны 16 уставных грамот, которые выполняли законодательные функции. Рассматривают два источника гражданского права:

1. «Двинская уставная грамота» (последние годы XIV века) – начальный этап формирования законодательства единого Российского государства. В основе лежат «Русская Правда» и законодательные памятники Новгородской земли.

2. «Белозерская уставная грамота» (1488 год) – предшественница знаменитого Судебника 1497 года.

Судебник 1497 года – первый опыт кодификации общерусских правовых норм. Долгое время текст Судебника не был известен историкам. Известно, что в Судебнике 1497 года были включены многие законы и памятники Руси и Запада. Источники Судебника 1497 года: «Русская Правда» (26-69 статьи), «Псковская уставная грамота» (9 статей), Византийское законодательство, тексты Библии. Судебник 1497 года делят на части:

1. Постановление о центральном суде (1-36 статьи)

2. Постановление о местном суде (37-45 статьи)

3. Постановление о гражданском, уголовном праве (45-66 статьи, выделяют 67, 68 статьи)

Судебник 1550 года не сохранился в подлиннике, известно на данный период 40 списков, из них 15 относится к XVI веку. Царский судебник единственный, который был составлен на основе предыдущих законодательных актов. Впервые объяснено понятие «царь», ограничивается власть наместников, расширяются права служилого населения, запрещается переход крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день. Встречается понятие «урочные лета» - бессрочный сыск беглых крестьян.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.