Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глубинные причины алкоголизации и наркотизации России и Украины в контексте международного опыта






Здесь встает вопрос, почему россияне и украинцы пьют крепкие алкогольные напитки и потребляют наркотики? Обратимся к международному опыту. На Диаграмме 7 видно, что в беднейших странах потребление алкоголя незначительно, т. к. большинство населения просто не имеет возможности тратиться на покупку или производство такой роскоши, как алкоголь.

    Диаграмма 7. Потребление алкоголя (WHO 2005) и ВВП на душу населения в мире (за исключением стран, где более 40% населения мусульмане) [25, 48, 52]

Поскольку алкоголь приносит приятные ощущения и вызывает зависимость, то по мере роста уровня жизни и появления излишков население начинает потреблять все больше алкоголя. При достижении определенного уровня жизни потребление алкоголя стабилизируется. В ряде случаев в наиболее развитых странах происходит даже некоторое снижение потребления, как правило, благодаря продуманной антиалкогольной политике властей (например, в США, Франции, Швеции и. др.).

История Венгрии в 1970− 80-е гг. представляет яркий пример того, как рост уровня жизни привел к росту потребления алкоголя. В этой стране становление демографического «креста» началось задолго до перестройки. В результате успешных экономических реформ администрации Яноша Кадара в 1960–70-е гг. произошла либерализация венгерской экономики, что привело к стремительному экономическому подъему. Однако общий рост экономики привел и к росту производства и потребления алкоголя. Подъем сельского хозяйства способствовал росту производства дешевого вина и производимых на его основе крепких алкогольных напитков, не всегда фиксируемого официальной статистикой. С 1965 по 1985 гг. потребление крепких напитков в Венгрии утроилось. В результате в стране произошел ощутимый рост смертности, сопровождавшийся с 1976 г. резким падением рождаемости. Если в Украине и России демографический крест случился на фоне падения производства (с 1989 по 1998 гг. ВВП сократился в 1, 79. раз), то в Венгрии — на фоне его быстрого роста (за 1970-е гг. ВВП Венгрии вырос на 58%) [11, 25].

Алкоголизация России и Украины произошла по тому же сценарию, что и во всем мире. В дореволюционный период потребление алкоголя было в несколько раз ниже, чем в наши дни [6]. Особенно сильный рост потребления алкоголя начался в 1960-е гг., когда уровень жизни советских граждан начал ощутимо расти. Несчастливой особенностью алкоголизации Украины и России стала типичная для северных европейцев модель преимущественного потребления крепких алкогольных напитков, способствующих сильной интоксикации.

Главным толчком к росту потребления алкоголя и алкогольной смертности 1990-х стала либерализация алкогольной отрасли и, как следствие, возросшая экономическая доступность крепких алкогольных напитков и спирта. 7 июня 1992 г. Б. Н. Ельцин отменил государственную монополию на водку, в результате чего относительная цена водки упала в несколько раз. Как показали Ю. В. Андриенко и А. В. Немцов, в России, также как и в других странах [42], потребление алкоголя зависит от цен на спиртное. Однако важным фактором потребления алкогольных напитков являются и доходы граждан. Анализ данных РМЭЗ показал, что в России «риск быть потребителем алкоголя растет вместе с индивидуальным доходом» [2]. Рост доходов россиян с 1999 г. является серьезным фактором алкоголизации населения и нуждается в компенсации повышением цен на алкогольную продукцию.

В целом, массовая алкоголизация населения носит эпидемический характер. Алкоголизация и наркотизация, являясь по своей природе деструктивными социальными инновациями, «изменяющими качественные характеристики социальной системы» [20], развиваются автокаталитически по мере роста экономической и/или физической доступности алкоголя и наркотиков при отсутствии серьезных сдерживающих факторов (религиозный запрет, ограничительная политика государства и т. д.). Эта две деструктивные социальные инновации требуют оперативного и компетентного вмешательства государства.

При условии доступности наркотиков обязательно находится определенный процент молодых людей, восприимчивых к идее получения приятных ощущений от наркотиков и готовых привлечь новых членов в сообщество потребителей наркотиков. Особенную тяжесть ситуации на постсоветском пространстве определяет географическая близость к мировому центру производства наиболее летальных инъективных наркотиков — Афганистану.

Безусловно, для окончательного решения демографического кризиса в Украине и России необходима комплексная программа действий, непременно включающая серьезную работу в области совершенствования здравоохранения и стимуляции рождаемости. Однако навряд ли на сегодняшний день в этих странах имеются ресурсы, способные увеличить рождаемость настолько, чтобы покрыть огромную разницу между рождаемостью и смертностью без снижения последней. В свою очередь снижение смертности в России и Украине требует разработки и внедрения адекватной алкогольной политике и наркополитики. Необходимо изучать мировой и отечественный опыт в борьбе с алкогольными проблемами, табакокурением, наркоманией, токсикоманией и т. д. Серьезные скоординированные усилия государственных структур, экспертного сообщества, проводящего всесторонние эмпирические исследования, и гражданского общества способны привести к нейтрализации факторов, вносящих в совокупности мощнейший вклад в демографический кризис в современных Украине и России.

Использованная литература:

1. Андриенко Ю. В. В поисках объяснения роста преступности в России в переходный период: криминометрический подход. Экономический журнал ВШЭ, 2001; 5(2): С. 194–220.

2. Андриенко Ю. В., А. В. Немцов. Оценка индивидуального спроса на алкоголь. М.: EERC, 2005.

3. Вирганская И. М. Внезапная смерть и алкоголь. Здравоохранение Российской Федерации, 1991; 6: 18–20.

4. Вишневский, А. Г., В. М. Школьников. Смертность в России: Главные группы риска и приоритеты действий. М.: Московский Центр Карнеги, 1997.

5. Гайдар Е. Т. Долгое время. Россия в мире: Очерки экономической истории. М.: Дело, 2005.

6. Дмитриев В. К. Критические исследования о потреблении алкоголя в России. М.: Русская панорама, 2001.

7. Госкомстат РФ. Демографический ежегодник России 2002. – М.: Госкомстат РФ, 2002.

8. Госкомстат РФ. Раздел " Население". Основные демографические показатели; Демография на 1 января 2006 г. (https://www.gks.ru). Цит. 17.03.2006.

9. Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. М.: УРСС, 2001.

10. Гундаров И. А. Почему умирают в России, как нам выжить? М.: Медиасфера, 1995.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.