Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Органы судебной власти






В соответствии с положениями Федерального конституцион­ного закона «О судебной системе Российской Федерации» феде­ральные суды, а также конституционные (уставные) суды и ми­ровые судьи субъектов РФ составляют единую судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам, действующим на территории субъек­тов РФ, относятся верховные суды республик, краевые и облает­ные суды, суды городов федерального значения, суды автоном­ной области и автономных округов; районные суды, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции.

Конституционные и уставные суды создаются в качестве выс­шего органа судебной власти по защите конституционного строя республики. Они проверяют конституционность законов и нор­мативных правовых актов республики, решают вопросы о кон­ституционности политических партий, дают заключения о дейст­виях главы государства, разрешают споры о компетенции, дают толкования республиканских конституций, рассматривают жало­бы граждан на нарушение конституционных прав и др. Хотя в различных республиках объем полномочий конституционных су­дов неодинаков, в целом их компетенция напоминает компетен­цию Конституционного Суда РФ. В отличие от судов комитеты конституционного надзора не выносят окончательных решений о неконституционности законов, считая, что это позволяет парла­менту самому решить соответствующий вопрос.

Состав конституционных судов и комитетов колеблется от трех (Бурятия) до семи человек (Кабардино-Балкария), их назна­чают или избирают законодательные органы республик.

Конституции устанавливают порядок назначения судей, воз­растные критерии и т. д., причем часто закрепляемые условия от­личаются от тех, которые закреплены в федеральных законах.

В других субъектах РФ (края, области и др.) судебные органы и требования к судьям закрепляются в соответствии с федераль­ным конституционным регулированием. Эти субъекты РФ, как и республики, стали проявлять интерес к созданию судов, имею­щих функции конституционного контроля. Такие суды, прове­ряющие соответствие законов уставу данного субъекта РФ, на­зывают уставными. Конституционные и уставные суды не полу­чили пока широкого распространения, их число составляет только 15.

В конституциях и уставах субъектов РФ закрепляется право­вой статус органов прокуратуры, адвокатуры и нотариата. При этом иногда проявляется тенденция вывести прокуроров из еди­ной централизованной системы Российской Федерации, что про­тиворечит Конституции РФ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.