Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прокуратура Российской Федерации






Основные функции и задачи. Как уже говорилось, прокуратура не входит в судебную власть. Служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной служ­бы. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за ис­полнением действующих на ее территории законов. Она призва­на обеспечивать верховенство закона, единство и укрепление за­конности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.

В этих целях прокуратура осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местного само­управления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам изда­ваемых ими правовых актов. Прокурорский надзор распространя­ется на органы управления и руководителей коммерческих и не­коммерческих организаций, а также на органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель­ное следствие, и органы и учреждения, исполняющие наказание и применяющие назначаемые судом меры принудительного харак­тера, судебных приставов, администрации мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу.

Прокуратура осуществляет уголовное преследование в соот­ветствии с полномочиями, установленными уголовно-процессу­альным законодательством Российской Федерации, координа­цию деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре­ступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательст­вом Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел суда­ми, опротестовывают противоречащие закону решения, пригово­ры, определения и постановления судов. Кроме того, прокурату­ра принимает участие в правотворческой деятельности.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и пол­номочия прокуроров определяются Конституцией РФ (ст. 129), Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. На прокуратуру не может быть возложе­но выполнение функций, не предусмотренных федеральными за­конами.

Зарубежная практика отводит прокуратуре более узкую сферу компетенции, и иногда она даже организационно входит в судеб­ную систему (Греция). Чаще всего прокуратура рассматривается в системе исполнительных органов власти (Австрия, Бельгия, Гер­мания, Италия, Дания и др.) и подчиняется министру юстиции. Генеральные прокуроры (атторнеи) иногда являются министрами юстиции (США, Канада). Далеко не всегда органы прокуратуры ведут расследование уголовных дел, нигде они не осуществляют функцию надзора за законностью. Обычно основная задача этих органов ограничивается поддержанием обвинения в суде, содей­ствием отправлению правосудия.

Принципы организации и деятельности. Прокуратура Россий­ской Федерации составляет единую федеральную централизован­ную систему органов и учреждений и действует на основе подчи­нения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соот­ветствии с действующими на территории Российской Федерации законами. Они действуют гласно в той мере, в какой это не про­тиворечит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о го­сударственной и иной специально охраняемой законом тайне.

Этим задачам соответствует статус прокуроров и следователей, которые не могут быть членами выборных и иных органов, обра­зуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Они не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность обществен­ных объединений, преследующих политические цели, и их орга­низаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений и не вправе со­вмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, науч­ной и творческой.

Закон закрепляет недопустимость вмешательства в осуществ­ление прокурорского надзора. Любое воздействие каких бы то ни было органов государственной власти, общественных объедине­ний, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повли­ять на принимаемое им решение или воспрепятствование в ка­кой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность. Прокурор и следователь не обязаны да­вать каких-либо объяснений по существу находящихся в их про­изводстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, преду­смотренных федеральным законодательством. Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения. Неисполнение требований прокурора и следо­вателя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от яв­ки по их вызову влекут за собой установленную законом ответст­венность.

Для того чтобы осуществлять свои функции и задачи, проку­роры вправе участвовать в заседаниях федеральных органов зако­нодательной и исполнительной власти, представительных (зако­нодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления. Они также могут участвовать в рас­смотрении внесенных ими представлений и протестов федераль­ными органами исполнительной власти, представительными (за­конодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, коммерческими и неком­мерческими организациями.

Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры ко­ординируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, ор­ганов таможенной службы и других правоохранительных орга­нов. В целях обеспечения этой координации прокурор созывает координационные совещания, организует рабочие группы, ис­требует статистическую и другую необходимую информацию, осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утвер­ждаемым Президентом РФ.

Прокурор при установлении в ходе осуществления своих пол­номочий необходимости совершенствования действующих нор­мативных правовых актов вправе вносить в законодательные ор­ганы и органы, обладающие правом законодательной инициати­вы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, дополнении, отмени или принятии законов и иных нормативных правовых актов. Такое право делает прокуроров ак­тивными участниками правотворческой деятельности.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и поста­новление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору. Закон требует, чтобы ответ на заявление, жалобу и иное обращение был мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяс­нены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Проку­рор в установленном законом порядке принимает меры по при­влечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

При этом запрещается пересылка жалобы в орган или должност­ному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Система и организация. Систему прокуратуры РФ составляет Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, при­равненные к ним военные и другие специализированные проку­ратуры, научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение орга­нов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компе­тенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускаются.

Генеральный прокурор РФ назначается на должность и осво­бождается от должности Советом Федерации Федерального Соб­рания РФ по представлению Президента РФ. В отсутствие Гене­рального прокурора или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый замести­тель, а в случае отсутствия Генерального прокурора и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязан­ностей — один из заместителей Генерального прокурора в соот­ветствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. Этими нормами исключается возможность назна­чения Президентом РФ «и. о. Генерального прокурора», как это было в течение определенного времени в 1995 г.

Срок полномочий Генерального прокурора — пять лет. Еже­годно он представляет палатам Федерального Собрания и Прези­денту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Рос­сийской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Доклад Совету Федерации Генеральный прокурор РФ представ­ляет лично на заседании палаты.

Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность также сроком на пять лет Генеральным прокурором РФ по согласова­нию с органами государственной власти субъектов РФ. Прокуро­ры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному проку­рору РФ и освобождаются им от занимаемой должности. Проку­роры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность сроком на пять лет, под­чинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор РФ. Он имеет первого заместителя и за­местителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации Федерального Собрания по пред­ставлению Генерального прокурора РФ. В Генеральной прокура­туре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по долж­ности), других прокурорских работников, назначаемых Генераль­ным прокурором. Структуру Генеральной прокуратуры составля­ют главные управления, управления и отделы, руководители ко­торых и их ведущие работники назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

В структуру Генеральной прокуратуры входит на правах струк­турного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляе­мая заместителем Генерального прокурора Российской Федера­ции — Главным военным прокурором. На законных основаниях строятся органы военной прокуратуры нижестоящих звеньев.

Прокурорский надзор. Прокуратура осуществляет надзор за:

исполнением законов;

соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

исполнением законов органами, осуществляющими опера­тивно-розыскную деятельность, дознание и предварительное след­ствие;

исполнением законов администрациями органов и учреж­дений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры при­нудительного характера, администрациями мест содержания за­держанных и заключенных под стражу.

1. Предметом надзора является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов федеральными министерствами и ведомства­ми, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ор­ганами военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов. При осуществлении надзора органы прокурату­ры не подменяют иные государственные органы. Проверки ис­полнения законов проводятся на основании поступившей в орга­ны прокуратуры информации о фактах нарушения закона, тре­бующих принятия мер прокурором.

При этом прокурор вправе беспрепятственно входить на тер­ритории и в помещения проверяемых органов, требовать от руко­водителей и других должностных лиц предоставления необходи­мых документов и материалов, вызывать должностных лиц и гра­ждан для объяснений по поводу нарушений законов.

По основаниям, установленным законом, прокурор возбужда­ет уголовное дело или производство об административном право­нарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. В случае установ­ления факта нарушения закона органами и должностными лица­ми прокурор освобождает лиц, незаконно подвергнутых админи­стративному задержанию на основании решений несудебных ор­ганов, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о призна­нии таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

Прокурор вправе приносить протест на противоречащий зако­ну правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращаться в суд. Протест подлежит обязательно­му рассмотрению, о результатах рассмотрения протеста незамед­лительно сообщается прокурору в письменной форме.

Другая форма действий прокурора — представление. Пред­ставление об устранении нарушений закона вносится прокуро­ром в орган или должностному лицу, которые полномочны уст­ранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допу­щенных нарушений закона, их причин и условий, им способст­вующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. В случае несоответствия поста­новлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Ге­неральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии све­дений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляют в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостере­жении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должност­ным лицом, выносит мотивированное постановление о возбужде­нии уголовного дела или производства об административном правонарушении.

Осуществление надзора за соблюдением прав и свобод челове­ка и гражданина состоит в рассмотрении и проверке заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснении пострадавшим порядка защиты их прав и свобод, принятии мер по предупреждению и пресечению нару­шений прав и свобод человека и гражданина, привлечении к от­ветственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причинен­ного ущерба.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и сво­бод человека и гражданина имеет характер преступления, проку­рор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследо­ванию в соответствии с законом. В случаях когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер админист­ративного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно пе­редает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматри­вать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, за­щищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда по­страдавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причи­нам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы зна­чительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нару­шение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина также предусматривает возможность использования процедуры протеста и представления.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, преследует цель соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, вы­полнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также обеспечения законности решений, при­нимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Полномо­чия прокурора по надзору в этой области устанавливаются уго­ловно-процессуальным законодательством РФ и другими феде­ральными законами. Указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры проводят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством РФ к их компетен­ции. Прокурор вправе принять к своему производству или пору­чить подчиненному ему прокурору или следователю расследова­ние любого преступления.

4. Предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые су­дом меры принудительного характера, администрациями мест содер­жания ■ задержанных и ■ заключенных под стражу являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержан­ных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужден­ных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, по­рядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лише­нием свободы.

При осуществлении надзора прокурор вправе посещать в лю­бое время соответствующие органы и учреждения, опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, под­вергнутых мерам принудительного характера, требовать от адми­нистрации создания условий, обеспечивающих права задержан­ных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключен­ных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных ос­нований в учреждениях, исполняющих наказание и меры прину­дительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение. Постановления и требова­ния прокурора относительно исполнения установленных зако­ном порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудитель­ного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администра­цией, а также органами, исполняющими приговоры судов, в от­ношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лише­нием свободы.

Участие прокурора в рассмотрении дел судами. Эта важнейшая функция прокуроров подробно регламентируется процессуаль­ным законодательством (Уголовно-процессуальным и Граждан­ским процессуальным кодексами).

Генеральный прокурор РФ принимает участие в заседаниях Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Он впра­ве обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу наруше­ния конституционных прав и свобод граждан законом, приме­ненным или подлежащим применению в конкретном деле.

Статус прокурорских работников. Прокурорские работники яв­ляются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государ­ственной должности федеральной государственной службы с уче­том требований Федерального закона «О прокуратуре Россий­ской Федерации». Правовое положение и условия службы проку­рорских работников определяются названным Федеральным законом. Трудовые отношения работников органов и учреждений прокуратуры регулируются законодательством о труде и о госу­дарственной службе с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федера­ции». Порядок прохождения службы военными прокурорами и следователями органов военной прокуратуры регулируется фе­деральными законами «О прокуратуре Российской Федера­ции», «О воинской обязанности и военной службе» и «О стату­се военнослужащих». Работники вправе обжаловать вышестоя­щему руководителю и (или) в суд решения руководителей органов и учреждений прокуратуры по вопросам прохождения службы. Прокурорами и следователями могут быть граждане Рос­сийской Федерации, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральны­ми качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. Лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

имеет гражданство иностранного государства;

признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным; лишено решением суда права занимать государст­венные должности государственной службы в течение определен­ного срока;

имело или имеет судимость;

имеет заболевание, которое согласно медицинскому заклю­чению препятствует исполнению им служебных обязанностей;

состоит в близком родстве или свойстве с работником орга­на или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непо­средственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

отказывается от прохождения процедуры оформления до­пуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Лица принимаются на службу в органы и учреждения проку­ратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопре­деленный срок или на срок не более пяти лет. При их назначе­нии на должность может быть установлен испытательный срок продолжительностью до шести месяцев. На должности помощ­ников прокуроров и следователей прокуратур городов и районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях мо­гут назначаться лица, обучающиеся по юридической специально­сти (окончившие третий курс) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государст­венную аккредитацию.

Лицо, впервые назначаемое на должность, принимает присягу прокурора (следователя), текст которой установлен Законом. Прокурорам и следователям присваиваются в соответствии с за­нимаемыми ими должностями и стажем работы классные чины.

Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совер­шенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случа­ев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования являются исключи­тельной компетенцией органов прокуратуры. На период рассле­дования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. Конституцион­ный Суд РФ в постановлении от 1 декабря 1999 г. указал, что Ге­неральный прокурор на период расследования возбужденного в отношении него уголовного дела временно отстраняется от долж­ности указом Президента РФ. Не допускаются задержание, при­вод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безо­пасности других лиц, а также задержания при совершении пре­ступления.

Прокуроры и следователи, являясь представителями государ­ственной власти, находятся под особой защитой государства. Под такой же защитой находятся их близкие родственники, а в ис­ключительных случаях также иные лица, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспре­пятствовать законной деятельности прокуроров и следователей, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность. Под такой же защитой находится иму­щество указанных лиц.

Закон устанавливает льготное материальное и социальное обеспечение прокурорских работников, они подлежат обязатель­ному государственному личному страхованию за счет средств фе­дерального бюджета

Органы военной прокуратуры. Организация и обеспечение дея­тельности этих органов имеют особенности. Структуру военной прокуратуры составляют Главная военная прокуратура, прокура­туры военных округов, групп войск, флотов и др. Органы воен­ной прокуратуры возглавляет заместитель Генерального прокуро­ра РФ — Главный военный прокурор.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры обладают в пределах своей компетенции полномочиями, установ­ленными Законом, и осуществляют их независимо от командова­ния и органов военного управления в соответствии с законода­тельством Российской Федерации. Военные прокуроры также вправе участвовать в заседаниях коллегий, военных советов, слу­жебных совещаниях органов военного управления, назначать вневедомственные ревизии и проверки, требовать обеспечения охраны, содержания и конвоирования лиц, находящихся на вой­сковых и гарнизонных гауптвахтах, в иных местах содержания за­держанных и заключенных под стражу, немедленно освобождать из гауптвахт, иных мест содержания задержанных и заключенных под стражу лиц, незаконно там находящихся.

На должности военных прокуроров и следователей назнача­ются офицеры, проходящие военную службу по контракту или призыву и отвечающие требованиям Федерального закона. По решению Генерального прокурора РФ или с его согласия на должности военных прокуроров и следователей могут быть на­значены гражданские лица. Заместитель Генерального прокуро­ра РФ — Главный военный прокурор назначается на должность сроком на пять лет. Главный военный прокурор подчинен и под­отчетен Генеральному прокурору РФ.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.