Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психокоррекция познавательных процессов в зависимости от возраста ребенка, форм и тяжести ДЦП.






Сложная структура интеллектуального дефекта у детей с церебральным параличом требует дифференцированного подхода к психологической коррекции. При составлении психокоррекционной программы необходимо учитывать форму, степень тяжести и специфику нарушения психических функций. Диапазон интеллектуальных нарушений при ДЦП чрезвычайно велик; от нормального уровня психического развития до тяжелых степеней умственной отсталости. Для детей с ДЦП в сочетании с психическим недоразвитием характерно раннее время поражения мозговых систем и тотальное их недоразвитие. Основные задачи психологической коррекции сенсорных процессов:

— обучение детей усвоению сенсорных эталонов и формирование перцептивных операций; — развитие константности, предметности и обобщенности

восприятия; — развитие скорости восприятия объектов.

Сам процесс коррекции должен проходить в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструированию, рисованию, лепке, аппликации. Особое внимание уделяется формированию конструктивной деятельности. Конструктивная деятельность является сложным познавательным процессом, в результате которого совершенствуется восприятие формы, величины предметов и их пространственных соотношений.

Занятия с детьми по конструктивному модели-

рованию с использованием методики А.Р. Лурия предполагают решение следующих задач(развитие сенсорно-перцептивных и мыслительных процессов):

— обучение детей самостоятельным способам обследования образцов;

— обучение самостоятельным способам решения конструктивных задач;

— обучение словесному анализу пространственных положений деталей конструкции;

— обучение самостоятельному поиску допущенных ошибок.

Память детей с ДЦП в сочетании с психическим недораз витием отличается недостаточностью объема запоминания, трудностями приема, хранения и воспроизведения информации. Невозможность опосредованного запоминания обуслов лена трудностями смысловой организации запоминаемого материала.

Направления психокоррекции памяти:

— увеличение объема памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях;

— развитие приемов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой деятельности.

Недоразвитие мышления является ядерным признаком у детей с данной формой дизонтогенеза. Их мышление отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения. Развитие мышления у них непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Важным направлением психокоррекции | является развитие наглядно-действенного и наглядно-образюго мышления.

Психологическая коррекция мышления решает следующие задачи:

— обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной формы, величины, цвета; — обучение использованию вспомогательных предметов(орудийные действия);

— формирование наглядно-образного мышления в процесконструктивной и изобразительной деятельности.

Процесс психокоррекции должен проходить в ходе того вида деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью. Если у ребенка не сформирована игровая деятельность, то психокоррекцию необходимо проводить в контексте предметно-практической деятельности, доступной ребенку. При этом важен тесный контакт психолога со специальным педагогом, логопедом, воспитателем и родителями. Психолог в процессе коррекции должен ориентироваться не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности. У детей с церебральным параличом наблюдаются варианты задержанного р а з в и т и я. Для них характерно недоразвитие мышления, а именно: внимания, памяти,, пространственного гнозиса. При психологической коррекции познавательных процессов и личности у этих детей

следует учитывать форму и степень задержки психического развития. Для удобства анализа нарушения познавательной деятельности у детей с ЗПР при церебральном параличе целесообразно выделить три ее основных блока: мотивационный, операционно-регуляторный и блок контроля (табл. 3). Психокоррекционные занятия с детьми по развитию познавательных процессов могут проводиться как индивидуально, так и в группе. Важным является единство требований к ребенку со стороны педагога, психолога и других специалистов, особенно при коррекции способности контролировать свои действия. Это успешно достигается при соблюдении режима дня, четкой организации повседневной жизни ребенка, исключении возможности незавершения начатых ребенком действий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.