Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Динамика психических функций при различных формах ЗПР






(Рассказать об общих и специфических закономерностях развития).

Зпр IQ 75-95. Зпр – один из видов дизонтогенеза при котором наблюдается замедленный темп формирования познавательных процессов и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних этапах. Обычно диагностируется в старшем дошкольном возрасте.

Классификации ЗПР по этиологическом принципу Лебединской:

1.конституционального генеза – эмоциональная мотивация, повышен фон настроения, непосредственность, поверхностность. Напоминают норму младшего возраста. Затруднения в обучении связаны с преобладанием игровой мотивации, незрелостью личности

2.соматогенного происхождения.вследствие длительн хронических заболеваний, врожд и прибрет пороками. В замедлении темпа развития и освоении навыков основная роль – астении. Часто сочетается с инфантилизмом – неуверенностью, боязливостью, капризностью.

3. Зпр психогенного происхождения – связана с неблагоприятными условиями воспитания. Гипоопека (не воспитывается чувство долга, ответственность), гиперопека, кумир семьи – безынициативность, несамостоятельность, эгоцентризм, нелюбовь к труду. В дисгармоничных семьях – невротичность

4.церебрально органического происхождения. Наиболее распостранено. Стойкие и выраженые нарушения эмоционально-волевой и познавательной сферы. В анамнезе негрубая органическая недостаточность цнс. У них - Замедление возрастных фаз развития, нередко сдвг, всд, умеренная гидроцефалия, отсутсвует живость и яркость эмоций, внушаемы, некритичны. Недостаточность памя, внимания, обусловлены инертностью психических процессов, их медлительностью.

Внимание. Неумение сосредоточится, трудности переключения, снижение концентрации произвольного внимания, кратковременная продуктивность или быстрая отвлекаемость Психол коррекция требует длительного времени и усилии, при целенаправленном формировании навыков самоконтроля формируется усидчивость и аккуратность, способность работать не отвлекаясь более длительное время.

Ощущение и восприятие недостаточны, ограничены, фрагментарны, нарушены структурность, предметность и целостность, сложно строить целостный образ по какой-либо части, выделить фигуру на фоне. Восприятие нарушено как деятельность, включающая мотивационно-целевой компонент, отсутствует целенаправленность и планомерность в обследовании объекта. Скорость восприятия снижена, недостатки восприятия сказываются на развитии всех произвольных видов деятельности Память недостаточная сформированность мнестической деятельности – основная причина нарушений в школьном обучении.. Эффективно опосредованное запоминание. Использование внешних и внутренних опор - наиболее действенный способ увеличения границ памяти, так же ассоциативное и смысловое увязывание с прошлым опытом. Уровень наглядно-действенного мышления соответствует норме, словесно-логическое мышление осваивается гораздо хуже. Развитие речи замедленно. Недостаточная дифференцированность восприятия речевых звуков, оттенков речи, бедный словарный запас, нарушенное звукопроизношение, недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи, нарушение чтения и письма.

В коррекции можно опираться на термин «Зона ближайшего развития» — понятие, введенное Л.С. Выготским. Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.

Коррекционный прием – вербализация собственных интеллектуальных действий. Оптим-е условия для развития – стимул-е развития мышл-я.

ЗПР.

Ярко выраж-е индивид. Различия. Причины комплексны, биологичекие и соц-е.

Нет стойких орг-х наруш-й, в возрастом могут приблизиться к норме. Отставание может приобр. Различные формы школьн неуспеваемости, значение соц-х и пед-х условий обучения.

Дети с признаками астеническиго и церебрастенического синдромов быстро утомляются, избегаю интеллект-й нагрузки, снижена работоспособность. Требуются оптим-е условия для общего развития обуч-я (замедл-й темп предъявления заданий, доп. Разъяснения, смена трудных и простых заданий, инд-й режим дня, дозированная учебная нагрузка. Не сфор-ны предпосылки к реализации мыслит-й деятельности.Отставание в развитии мышления. При опред усл дети способ достигать нормальн показат интеллект деятельности. Характер интеллект развития неравномерный. Необходимо стимул-ть развитие мышления за счет применеия активной речи. Постепенно сами нач использ возможн-ти мышления. Речь хор разв, но обычн терб логопед помощь. При пед запущ слов запас ограничен. Недост свобод оперир знаниями и представ об окр действ-ти. За словами не всегда имеют представл о конкрет предметах. Важный коррекц прием – верб-я собств интеллект дейтв, проговар послед выполн заданий способств повыш успешн обучен, форм навыков самоконтр, когнитив развития. Треб постеп усложн-е учебн матер, с учет зоны близж развития. Дозир когн сложн-ть, чтобы ребен чувств себя успешным. (сохр мотивацию)ф-ма подачи матер м.б. разнообр. Однотип предъявл мог приводить к утрате позн интереса.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.