Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Протокол обследования состояния речи заполняет сам сурдопедагог (сурдолог).






Протокол обследования сенсорного и интеллектуального, развития заполняет врач-психоневролог (если обследование проводит сурдопедагог), либо сурдопедагог.

Методика обследования, фиксация и оценка результатов

А. Наблюдение за игрой и поведением

Запись наблюдений за игрой и поведением ребенка ведется следующим образом:

В качестве отклонений от нормального, благоприятного вида отмечаются: невыразительное, маскообразное, амимичное лицо; наличие асимметрии и диспластичности; отсутствие фиксации взора, блуждающий взор; слюнотечение, высунутый язык; косоглазие, позы; неправильная форма, величина головы, несращение верхней губы, небная щель. В некоторых случаях наличие одного из этих дефектов, например косоглазия, не снимает общего благоприятного впечатления от внешнего вида ребенка: но дефект должен быть зафиксирован для дополнительного обследования ребенка окулистом (проверить остроту и поле зрения). В таких. случаях пишется: «Вид благоприятный. Имеет косоглазие».

Во время наблюдения за игрой фиксируются следующие моменты:

1) Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, избирательный ли это интерес (перечислить, какие берет для игры).

2) Насколько этот интерес стоек (длительно ли занимается одной игрушкой или переходит от одной к другой; длительно ли вообще играет игрушками или они быстро ему надоедают и он прекращает игру).

3) Адекватно ли употребление игрушек. (Имеется в виду использование предмета в соответствии с его назначением.)

4) Каков характер игры (в этом пункте подробно записывается, что именно делает ребенок с каждой из игрушек). У аномальных детей мы можем, как правило, наблюдать три типа действий: манипуляцию, процессуальную игру и игру с элементами сюжета. Под манипуляцией мы понимаем такие действия с предметом, которые не являются специфически игровыми и характерными для использования данного предмета. Это, как правило, действия рассматривания, постукивания, поворачивания, перекладывания из одной руки в другую и т. д. Примером манипуляции могут служить постукивание кубиком о стол, перевертывание машины и т.п. Под процессуальной игрой мы понимаем осуществление игровых действий, не направленных на более отдаленный (конечный) результат. При этом само по себе выполнение действий доставляет ребенку удовольствие и поэтому может производиться многократно. Примером процессуальных действий может служить нагромождение кубиков друг на друга (без замысла что-то построить), бесцельное катание машины, повторяющееся несколько раз подряд одевание и раздевание куклы. Игра с элементами сюжета отличается от процессуальной игры большей осмысленностью и целенаправленностью. При этом исчезает стереотипность действий. Например, одев куклу, ребенок не начинает сразу же ее раздевать, а откладывает в сторону или совершает с ней другие действия, скажем, кормит ее. Если он грузит машину кубиками, то затем выгружает их для того, чтобы что-то строить, и везет машину за новой «порцией».

Если ребенок не играет, это не говорит о каких-либо отклонениях в его развитии. Ребенок может не играть из-за присутствия чужих людей, перемены обстановки и т. д. Показательным является характер игры, которую развертывает ребенок. Если ребенок производит связанные между собой, последовательные сюжетные действия с игрушками, правильно и разнообразно использует игрушки, это говорит в пользу его интеллекта и уровня развития. Неадекватное же использование игрушек, сбрасывание их на пол, сосание игрушек должно, безусловно, насторожить обследователей, так как может, при учете других показателей, указывать на снижение интеллекта.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.