Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Т.А.Власова и М.С.Певзнер. - ретардация – запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие






Клинический подход

- ретардация – запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие. Есть два вида ретардации общая (тотальная) и частичная (парциальная) – незрелость отдельных функций, сторон психики, школьных навыков, свойств личности.

- асинхрония – сочетание выраженного опережения одной функции, со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

Классификация

- монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы

- мультифакторные – комбинация двух и более патологий

Т.А.Власова и М.С.Певзнер

- дети с отклонениями в развитии, вызванными органическими нарушениями ЦНС

- дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС

- дети с отклонениями в развитии, связанными с депривационными ситуациями

Ряд классификаций отражает существующую систему специального образования - группы, соответствующие типам коррекционных школьных и дошкольных образовательных учреждений. В эмпирических классификациях признак возраста представлен в усеченной форме: школьный и дошкольный.

Классификация Лебединского (наиболее распространена)

- Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость

- задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

- Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами

- Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

- Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития

- Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий.

Плюсы данной классификации – компактна, представленные группы полиморфны, удобна в использовании

Минусы – формы дизонтогенеза, как правило, в чистом виде не встречаются, а представляют собой один из симптомов нарушенного развития, сочетания которых образует определенную форму.

 

 

2. Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Долгое время специальная психология развивалась как психология отдельного индивида, имеющего те или иные отклонения в развитии. В.М. Бехтерев – создатель комплексного подхода – один из первых начал рассматривать отклонении в психическом развитии в социально-психологическом контексте. Л.С Выготский рассматривал проблему аномального развития исключительно как социальную. Равно как и возможности преодоления м компенсации нарушенных функций видел на путях преобразования отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Чрезвычайно важная проблема для современной специальной психологии – соотношение общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее общим и принципиальным в решении этой проблемы является идея единства законов, характерных для процесса развития в норме и патологии. Особенности, характерные для этого процесса в сравнении с параметрами в норме, обозначаются как специфические. Они делятся на модально-специфические (характеристики, свойственные определенной группе детей с ограниченными возможностями, например особенности психического развития детей с умственной отсталостью, слепых, глухих детей) и модально-неспецифические (связаны с теми качествами, которые наблюдаются у всех категорий этих детей, то есть общее между ними, но отличающее их от нормально развивающихся детей).

Общие закономерности развития детей в норме и патологии

Г.Я Трошин (видный русский психиатр) последовательно и доказательно отстаивал идею общности развития в норме и патологии. Рассматривая последовательно становление и развитие каждого психического процесса, автор пришел к выводу, что детям и подросткам с тяжелой степенью умственной отсталости доступно овладение наиболее элементарными процессами, которые соответствуют в основном периоду младенчества; детям с умственной отсталостью доступно овладение и более сложными процессами, но только такими, которые соответствуют периоду дошкольного детства.

Сказанное позволило автору сделать вывод об общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей:

- развитие нормальных и аномальных детей проходит одинаково

- вместе с тем в развитии нормальных и аномальных детей имеются существенные различия

- разница заключается в сроках и способе развития: нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития

- развитие аномальных детей идет медленнее, и при тяжелых формах нарушений они проходят не все стадии, а только низшие, не доходя до высших

- в зависимости от стадии, на которой остановилось развитие, можно различить несколько степеней патологического недоразвития (например, при умственной отсталости – идиотизм, имбецильность, дебильность).

Идея общности законов в норме и патологии была ключевой в работах Выготского. Он сформулировал ряд положений, отражающих закономерности психического развития аномального ребенка. К их числу относятся:

- утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нарушение одного из звеньев существенно изменяет функционирование всей системы

- выделение зон актуального и ближайшего развития ребенка

- утверждение идентичности основных факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей

- выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных отклонений, и, соответственно, определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником

- утверждение об изменениях у ребенка при умственной отсталости, о соотношении между аффектом и интеллектом.

Не отвергая биологической природы возникновения дефекта, Выготский считал, что первичное нарушение приобретает в процессе развития ребенка четкую социально-средовую и культурную обусловленность. При этом роль полноценного и неполноценного социального окружения и культурного воспитания значимы для развития личности ребенка в условиях дизонтогенеза настолько, что могут способствовать либо полной его компенсации (при соответствующем воспитании), либо приводит к дальнейшему усложнению, отягощению, особой структуризации. Это выражается в появлении, помимо основного дефекта, вторичных осложнений – в виде недоразвития высших психических функций, третичных осложнений – недоразвития воли, «власти аффекта над поведением», наслоений «четвертого порядка» - выражающихся в недоразвитии личности в целом.

Модально-неспецифические особенности – своеобразное проявление общих законов развития, точнее закономерная реакция процесса развития на факт неблагоприятных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс.

Можно выделить несколько наиболее общих закономерностей развития присущих как норме, так и патологии:

- Процесс развития – перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе психогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики

- Универсальной характеристикой является неравномерность. Периоды активного развития тех или иных функций называется сенситивность

- Процесс развития непрерывен и необратим. (Особенно важно в отношении понимания умственной отсталости, так как долгое время она трактовалась как остановка в развитии)

- Развития психики подчинено закону целостности. Если неживые системы формируются от части к целому, то живые от целого к целому

- Внутренним механизмом развития выступает единство процессов дифференциации (выделение в формирующейся системе новых компонентов) и интеграции (сочленение этих компонентов с другими)

- Принцип единства эволюционирования и функционирования. (Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе развития).

- Психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности. На каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности.

Психическое развитие невозможно вне общения. Т.К. в процессе общения ребенок осваивает и присваивает культурно-исторический опыт, что составляет сущность формирования человеческого сознания, когда на базе элементарных психических способностей образуются высшие психические функции.

Еще одна важная функция общения – социальная ситуация развития. Она подразумевает требования и ожидания по отношению к ребенку. Не является пассивным фоном, а активным динамическим образованием, одним из элементов в структуре генеза психики.

Перечисленные законы характерны как для нормально развивающихся детей, так и для лиц с отклонениями

Наиболее емко общие закономерности были представлены В.П.Зинченко и Е.Б. Моргуновым в характеристиках, главная из которых связана с творческим характером процесса психогенеза. Чрезвычайно важна роль социокультурного контекста, сенситивных периодов, совместной деятельности и общения, закономерная смена ведущих видов деятельности. Важна ориентация на зону ближайшего развития. Необходимо учитывать ценность всех этапов развития, принцип единства аффекта и интеллекта, механизмов интериоризации – эктериоризации, опосредующей роли зноково-символических структур и неравномерности всего хода психического развития.

 

Специфические закономерности нарушений развития у детей

Специфические закономерности не встречаются в норме, но их можно рассматривать как реакцию процесса развития на неблагоприятные условия его протекания.

- Замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой – наиболее общая черта всех форм дизонтогенеза – имеет устойчивый или переменный характер. Может затрагивать развитие психики в целом или ее отдельных сторон.

- Замедление скорости приема и переработки информации при сохранных сенсорных системах. Возможно, это является снижением уровня интегративости в функционировании мозга.

- общее снижение психической активности, прежде всего познавательной активности (=> сужение запаса знаний и представлений о себе и окружающем мире), ограниченность в пространственных перемещениях (напр. У детей с Дцп)

- Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития – спонтанное развитие страдает больше, часто связано со снижением познавательной активности или затрудняется патологией. Оказывает тормозящее влияние на направленное развитие. Коррекционная работа опирается на направленное развитие.

- недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности – нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер, распространяясь на все ее структурные компоненты

- недоразвиие моторики – может приводить к замедлению темпов формирования двигательных навыков. Недостатки часто проявляются в многообразных частых стереотипных движениях.

- Более высокая психофизиологическая «цена» достижения результата – гораздо большая затрата усилий для достижения к-л результата, чем для нормально развивающего ребенка для достижения такого же результата

- иной характер протекания возрастных кризисов – позже, более длительны, приобретают нетипичные черты, часто переживаются наиболее остро и драматично, особенно подростковые.

- нарушение речевой деятельности

- недостатки словесного опосредования поведении и психической деятельности

- затруднения в сфере общения – обедняет соц опыт, затрудняет формирование высш психич функц

- несогласованность в образной и вербальной сферах психики –

- деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.