Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие органа государственной власти






Органы государственной власти обладают суммой определен­ных признаков, порождаемых природой и функциями государст­ва. Государство осуществляет свою деятельность через органы го­сударственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий поря­док организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государствен­ной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

Понятие органа государственной власти складывается из со­вокупности трех основных признаков.

Каждый орган государственной власти создается в соответ­ствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произ­вольного нагромождения органов власти. Так, Конституция РФ указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент РФ, Федераль­ное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Пра­вительство РФ и суды России. Эти органы государственной вла­сти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изме­нения самой Конституции РФ. Однако одного конституционного упоминания о том или другом таком органе государственной вла­сти недостаточно, сама же Конституция РФ предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен феде­ральным законом. Только федеральным законом или федераль­ным конституционным законом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (через конституции, уставы и за­коны) устанавливается порядок образования органов государст­венной власти субъектов РФ.

Порядок создания органа может предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органов государственной вла­сти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются поровну Государственной Думой и Советом Федерации). Органы государ­ственной власти могут создаваться, преобразовываться и ликви­дироваться не только законами, но и указами Президента РФ. Это касается органов исполнительной власти (аналогичное поло­жение в субъектах РФ).

Орган государственной власти наделен властными полно­мочиями, т. е. его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой го­сударства. Органы власти издают правовые акты, которые уста­навливают порядок использования гражданами тех или иных своих прав, регулируют отношения между гражданином и госу­дарством в определенной мере, на определенном уровне и в оп­ределенной области. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения), границы которой очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган го­сударственной власти не превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетен­ция обычно устанавливается при самом создании того или иного органа законами, указами, положениями и другими нормативны­ми правовыми актами, хотя впоследствии она может этими же актами изменяться и дополняться.

Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вслед­ствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как орга­ны государственной власти. В то же время в структурах исполни­тельной власти существуют самостоятельные подразделения (на­пример, Федеральное агентство морского и речного транспорта в Министерстве транспорта РФ), которые также являются органа­ми исполнительной власти.

3. Деятельность органов государственной власти осуществля­ется в формах и методами, установленными правовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах, по­скольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибе­гать к действиям, выходящим за рамки допустимых организаци­онных форм и методов, особенно в отношении применения при­нудительных мер.

Из названных признаков органа государственной власти вид­но, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учеб­ное заведение и т. д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государ­ственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, государственного комитета по высшему образованию и др., которые сами выступают как ор­ганы государственной, а точнее, исполнительной власти.

Органы государственной власти состоят из выборных депута­тов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти мо­жет быть и в лице одного человека. Такими являются Прези­дент РФ, президенты республик и губернаторы (главы админист­раций) субъектов РФ, мировые судьи, Генеральный проку­рор РФ1, Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституций или законов и несут ответст­венность только перед теми, кто их избрал или назначил.

Наряду с органами государственной власти в Российской Фе­дерации действуют органы местного самоуправления. Эти органы обладают особой природой, они согласно Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Однако ука­занные выше три основных признака органа власти — опреде­ленный порядок создания, властные полномочия и определен­ный порядок деятельности — применимы и к органам местного самоуправления. Хотя самоуправление — это не государственная власть, но оно не может осуществляться без соответствующих ор­ганов (как бы их ни называть), наделенных определенной компе­тенцией, правом принимать обязательные решения, прибегать к принуждению и т. д.

Следует отметить, что в Конституции РФ наряду с наиболее часто применяемым термином «орган государственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. 33, 120). Трудно пока сказать, какой смысл вкладывается Конституцией РФ во второй термин; возможно, со временем конституционно-право­вая теория или практика Конституционного Суда РФ выявят его содержание. Пока же в обиходе и в литературе оба термина ис­пользуются как идентичные.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.