Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование регуляционных сооружений






 

К регуляционным сооружениям относятся струенаправляющие дамбы и траверсы.

Согласно СНиП струенаправляющие дамбы устраивают в тех случаях, когда поймы пропускают не менее 15% расчетного расхода воды или при средней скорости потока под мостом более 1 м/с.

Необходимость строительства дамб вызывается также ситуационными особенностями в месте расположения мостового перехода, а именно: наличием проток, подлежащих перекрытию, или прижимных течений в направлении слабо работающей поймы.

Характерное очертание струенаправляющей дамбы в плане приведено на рис. 11

Большая полуось эллипса располагается вдоль речного потока и носит название длины вылета дамбы lв. Малая полуось называется шириной разворота дамбы b.

Ниже в качестве примера определяются основные размеры струенаправляющей дамбы расположенной на правой пойме мостового перехода

Рис 11. Очертания струенаправляющей дамбы в плане для рассматриваемого примера

Для определения основных размеров струенаправляющей дамбы необходимо установить коэффициент стеснения потока подходной насыпью:

,

где — расход воды, м3/с проходившей в бытовых условиях (т.е. до сооружения мостового перехода) по части рассматриваемой поймы, перекрытой насыпью, определяемый по формуле

,

здесь w — площадь живого сечения, м2, части рассматриваемой поймы, перекрытая пойменной насыпью при РУВВp%. w= 1608, 9 м2

— средняя скорость течения воды, м/с, на рассматриваемой пойме при РУВВ1%

для правой поймы при РУВВ1%.=141, 7 м, = 1, 31 м/с.

— общий расход воды, м на водотоке расчетной вероятности превышения; = 17775 м3

Qпер = 1608, 9*1, 31 = 2107, 66 м3

 

Ширина разворота дамбы определяется по формуле

,

где А — коэффициент, зависящий от δ; A=1, 11

— ширина русла реки, м, определенная ранее по карте в горизонталях; =275м.

b=1, 11*0, 12*275 = 36, 63 м

Длина вылета дамбы определяется по формуле

,

где λ – значение отношения полуосей дамбы, принимаемое в зависимости от коэффициента стеснения потока; λ = 1, 5.

Для рассчитываемой дамбы: lв = 1, 5*36, 63= 54, 95 м

Криволинейная приставка в головной части верховой дамбы, сооружаемая для увеличения плавности ввода пойменного потока в отверстие и лучшего обтекания потоком головной части верховой дамбы, имеет угол разворота порядка 90º –120º и радиус, определяемый по формуле:

, т.е.

Размеры низовых струенаправляющих дамб находятся в зависимости от размеров верховых дамб.

 

Низовая дамба очерчивается по круговой кривой радиусом , при угле разворота 7º –8º; далее проводят прямую, касательную к круговой кривой в точке С, при этом следует учитывать, что длина вылета низовой дамбы lн определяется по формуле: lн= 0, 5 · l в.

Для рассматриваемого случая:

lн = 0, 5·54, 95 = 27, 47 м.

Бровку верховой дамбы наносят на план перехода по координатам х и у, которые находят по формуле

.

Координаты бровки дамбы перехода приведены в табл. 9

х, м y, м х, м y, м
  36, 63   30, 68924388
  36, 4780456   28, 23847607
  36, 01833621   25, 11523827
  35, 2388294   21, 02190947
  34, 11761236   15, 19368236
  32, 61946767 54, 95  

 

 

Верх дамб на всем протяжении проектируется горизонтальным независимо от продольного уклона водотока.

Для защиты подходной насыпи от размыва пойменным потоком используют отжимающие поперечные сооружния – пойменные траверсы. Схема размещения траверсов у пойменной насыпи приведена на рис.13

 

 

Рис 13. Схема размещения траверсов у пойменной насыпи.

 

Размещение и длина траверсов у подходной насыпи увязываются с размером струенаправляющей дамбы. Головы траверсов следует располагать на прямой, соединяющей голову верховой дамбы с точкой выхода насыпи за пределы разлива высоких вод.

Максимально допустимое расстояние, м, между соседними траверсами определяется по формуле

,

где 1 – длина предыдущего (меньшего) траверса, м;

β – угол растекания потока за траверсом; в расчетах принимается равным β = 14º.

γ — угол между направлением трассы и направлением течения, определяемый из выражения:

,

где - часть ширины рассматриваемой поймы, м, перекрытая насыпью

 

Наивыгоднейший угол наклона траверса к насыпи α, при котором расстояния между траверсами будут максимальными, а объемы и стоимость их сооружения минимальными:

.

Чтобы местный размыв не затронул корень траверса и откос насыпи, минимальная длина траверса принимается не менее четырехкратной глубины воды в его голове. В учебных проектах и работах минимальная длина траверса ориентировочно может быть принята равной четырехкратной глубине воды в акватории.

Тогда .

следовательно γ = 6, 5º, α = 90 – 14 + 6, 5 = 82, 5º, и

Дальнейший расчет рекомендуется вести в последовательности, приведенной ниже.

Сначала следует определить коэффициенты соотношения длин траверсов α тр.

Отношение длины каждого последующего траверса ln к длине предыдущего 1n-1, которое для рассматриваемой конфигурации регуляционных сооружений является величиной постоянной, определяется по формуле

.

Приняв предварительно длину первого траверса равной l1 определяют расстояние от границы разлива паводковых вод до первого траверса L тр(0) по формуле:

принимаем длину первого траверса l1 = 4м,

Длина второго траверса l2 определяется по формуле:

,

где — расстояние между соседними - первым и вторым траверсами, определяемое здесь, как = 5, 35· l1 = 16, 05 м и

м

Таким образом,

Далее производим уточнение длины первого траверса.

В целях сокращения объемов работ и уменьшения стоимости сооружения всего комплекса траверсов в пределах рассматриваемой поймы длину последнего из них (расположенного непосредственно перед струенаправляющей дамбой) ориентировочно можно определить по формуле

, получаем .

Длина траверса, предшествующего рассмотренному, соответственно определяется по формуле

.

Для рассматриваемого случая м, т.е. несколько больше, чем трехкратная глубина воды в акватории.

Далее производим окончательный расчет траверсов.

В соответствии с результатом, полученным на предыдущем этапе, принимаем, что

11 = 15, 89 м, тогда

.

.

.

 

Роль третьего траверса уже будет играть сама дамба, т.к.

+ + = 574, 4 м > B пб b∆ L тр= 519 – 36, 63 – 15, 49 = 466, 88 м,

где

Таким образом, расчет закончен, и на основании этого делается вывод о том, что в пределах левой поймы должно быть сооружено два траверса.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. ГОСТ 26775-97. Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. - М.: ГУП ЦПП, 1997. -21 с.

2. Горинов А.В. Проектирование железных дорог. Т. П.- М.: Трансжелдор-издат, 1948.-547 с.

3. Изыскания и проектирование железных дорог: Учебник для вузов /Под ред.И.В.Турбина. - М.: Транспорт, 1989. - 480 с.

4. Кантор И.И. Определение отверстий средних и больших мостов: Кон­спект лекций. - М: МИИТ, 1977. - 31 с.

5. Конструкции сборных железобетонных и металлических типовых про­летных строений мостов на железных и автомобильных дорогах, изго­тавливаемые на предприятиях, входящих в систему фирмы МОСТОСТРОЙ: Каталог. - М.: Ассоциация мостостроителей; фирма МОСТОСТРОЙ, 1993. - 29 с.

6. Копыленко В.А., Цыпин В.Ш. Изыскания и проектирование мостовых переходов и тоннельных пересечений на железных дорогах. - М.: УМК МПС России, 1999. - 688 с.

7. Нефедъев В.И. Расчет отверстия моста: Метод.указ. - Л.: ЛИИЖТ, 1968. -30с.

8. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы - М.: ЦИТП Госстроя РФ, 1996. -200с.

9. СП 32-102-95 Сооружения мостовых переходов и подтопляемых насыпей Методы расчета местных размывов.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.