Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовая система Российской Федерации






Конституционно-правовой статус Российской Федерации за­креплен в Конституции России и ряде правовых актов. Высшую юридическую значимость имеют ст. 4 и 5 Конституции, входя­щие, как уже отмечалось, в гл. 1 «Основы конституционного строя». Статус Федерации, как и ее субъектов, более подробно регламенитрован в гл. 3 «Федеративное устройство». Положения этих глав Конституции перекрывают все ранее принятые право­вые акты, так или иначе относящиеся к статусу Федерации и ее субъектов.

Конституция составляет ядро всей правовой системы Россий­ской Федерации, она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым как Федерацией, так и ее субъектами (конституции, уставы, законы и др.). Федераль­ные законы обладают приоритетом над правовыми актами субъ­ектов Федерации. Это принципы федеративных отношений, со­единение федерализма с правовым государством. Они закрепля­ют единство правопорядка на всей территории России при сохранении широких прав субъектов Федерации в пределах своей компетенции. Разумеется, в определенном отношении сохраняют юридическую силу такие принципиальные акты, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Фе­деративный договор от 31 марта 1992 г. После принятия в 1993 г. Конституции были заключены договоры о разграничении пред­метов ведения и взаимном делегировании полномочий между Российской Федерацией и рядом республик и областей, которые необоснованно расширили компетенцию субъектов РФ по ряду вопросов. Однако эти договоры носили по отношению к Консти­туции подчиненный характер и не могут толковаться как какое-либо изменение установленного Конституцией правового статуса Федерации и ее субъектов. К началу 2002 г. практически все субъекты РФ, кроме Татарстана, приняли решение отказаться от этих договоров.

Установленные Конституцией России предметы ведения регу­лируются правовыми актами различного уровня. Так, по предме­там ведения Федерации принимаются федеральные конституци­онные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Федерации. По предметам совместного веде­ния издаются федеральные законы и принимаемые в соответст­вии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъек­тов Федерации. При этом федеральные законы не могут противо­речить федеральным конституционным законам. Такая иерархия правовых источников способствует укреплению конституционно-правового статуса Федерации и установлению прочных отноше­ний между Федерацией и ее субъектами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.