Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наверное к Вопросу 16 Психологическая характеристика деятельности






 

Операторская деятельность представляет собой специфический вид трудовой деятельности, возникшей на определенной ступени развития техники и производства в целом.

Механизм психической регуляции деятельности человека имеет сложное строение. Он включает несколько уровней:

уровень ощущений и восприятия;

уровень представлений;

уровень рече-мыслительных процессов.

Первый уровень относится к отдельным действиям, он обеспечивает в основном регуляцию внешних действий, соответствие данного конкретного действия данным конкретным условиям, предмету и орудию труда.

Второй уровень относится также и к внутренним действиям; обобщенность и панорамность представления (вторичного образа) создает возможность варьирования приемов выполнения действий и их переноса из одних условий в другие.

Третий уровень относится главным образом к внутренним действиям (умственному плану деятельности). Благодаря тому что в рече-мыслительных процессах отражаются общие и существенные связи между явлениями (их закономерности), этот уровень обеспечивает возможность предвидения хода событий и планирования деятельности в целом.

В реальной трудовой деятельности перечисленные уровни ее регуляции выступают в неразрывном единстве.

Однако в зависимости от конкретных задач тот или иной уровень становится ведущим. Так, при выполнении задачи слежения за движущимся объектом (особенно преследующего слежения) ведущим является первый из перечисленных уровней. При поиске неисправностей в аппаратуре ведущую роль берет на себя второй и третий уровни.

Соотношение между этими уровнями изменяется в процессе обучения и тренировки, при формировании навыков. Стадии формирования навыка связаны с изменением уровней регуляции.

Принципиально структура операторской деятельности такова же, как и любой другой трудовой деятельности. Однако она обладает некоторыми специфическими особенностями, определяемыми тем, что оператор не имеет возможности взаимодействовать с предметом своего труда (объектом управления) непосредственно: информация об объекте управления передается ему через систему технических устройств, его воздействие на объект также передается через систему технических устройств. Оператор воспринимает не самый объект, а его информационную модель, манипулирует же он с органами управления.

Элементарная схема деятельности оператора может быть описана следующим образом.

Есть некоторый объект управления. Цель деятельности человека-оператора состоят в том, чтобы перевести этот объект из одного состояния в другое (из состояния а' в состояние а") или, напротив, удержать объект в некотором состоянии (состоянии а'), преодолевая внешние возмущения. На основе имеющейся в его распоряжении информации (в том числе и накопленной в профессиональном опыте) в голове человека-оператора формируется некоторый образ задаваемого (будущего) состояния объекта управления, т.е. образ того состояния, которое должно быть достигнуто в результате деятельности. Назовем его образ-цель. Воспринимая сигналы, поступающие от средств отображения информации, человек-оператор оценивает текущее состояние объекта управления, сличает его с образом-целью, анализирует возможные способы достижения цели, принимает решение и выполняет управляющее действие (или систему действий). Сигналы, возникающие в результате этого действия, передаются через технические устройства к объекту управления, изменяя его состояние. Сигналы об изменившемся состоянии поступают к оператору. Он оценивает, достигнута ли цель (или решена ли задача, если речь идет об отдельном действии), и в зависимости от результата оценки либо прекращает деятельность, либо выполняет новое управляющее действие: в последнем случае цикл управления повторяется.

Человека-оператора принято рассматривать как звено системы " человек-машина". Но это звено особого рода, организующее всю систему и направляющее ее на достижение определенного, заранее заданного результата. Именно на долю человека приходится постановка цели и определение частных задач, решение которых обеспечивается ее достижением, выполнением управляющих действий и оценкой достигаемых благодаря им результатов. Технические устройства - это средства, которыми человек пользуется при выполнении действий и которые несут ему информацию о результатах этих действий.

Формирование в сознании оператора образа-цели в системах " человек-машина" опосредствуется техническими устройствами. Образ строится с учетом этих средств. Вместе с тем он определяет критерии селекция информации о текущем состоянии объекта, а также ее интеграции. Формирование образа-цели связано с прогнозированием (предвидением) изменений объекта управлений. Как показывают исследования, прогнозирование является неотъемлемым компонентом любой целенаправленной деятельности. Если средства отображения информации затрудняют прогнозирование событий (что иногда бывает), то это приводит к нарушению деятельности: к ошибкам, сбоям, запаздыванию в выполнении действий.

Задача, стоящая перед оператором (перевести объект управления из состояния а' в состояние а"), выступает субъективно, т.е. для него, как " рассогласование" образа-цели и оперативного образа. Это " рассогласование" определяет направление поиска решения, в процессе которого происходит выдвижение гипотез, их оценка и принятие решения. Обычно этот процесс протекает в плане внутренних действий, но иногда (у неопытных операторов) в поиск решения включаются и внешние действия.

Принятие решения неразрывно связано с формированием плана, или программы деятельности. Однако такая программа обычно не представляет собой жесткой однозначной системы предписаний, а выступает в обобщенной форме; в зависимости от конкретных условий пути ее " развертки" могут быть различны. Она представляет скорее систему подзадач, чем детальный перечень всех элементов действия (входящих в него движений).

Программа, так же как и все другие компоненты механизма, регулирующего операторскую деятельность, строится с учетом тех технических устройств, при помощи которых она реализуется.

Как отмечалось, выполнив то или иное управляющее действие, оператор изменяет состояние управляемого объекта. Возникающий при этом и передаваемый через систему технических устройств сигнал является не просто сигналом о новом состоянии объекта управления, но вместе с тем и сигналом о результате выполненного оператором действия (обратная связь). Он несет информацию о том, достигнута ли цель (решена ли задача). Образ этого сигнала сличается с образом-целью.

Итак, основными " психологическими составляющими" операторской деятельности является образ-цель, оперативный образ, прогнозирование хода событий, принятие решения, программа (план) действий, восприятие информации об их результатах (обратная связь).

При разработке систем " человек - машина" и ее технических звеньев важно учитывать не только характеристикиотдельных анализаторов, перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов, но и структуру операторской деятельности в целом. Системы отображения информации и органы управления должны конструироваться с учетом основных " психологических составляющих" операторской деятельности. Структура операторской деятельности должна учитываться также при определении роли и места человека в системе " человек-машина", выявлении факторов, влияющих на ее эффективность и надежность, распределении функций между оператором и машиной, обучении и тренировке операторов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.